- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Рабочая программа по ОДНКНР 5 класс
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стародубцева И.М. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.)
Для реализации используется :
-
учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.
-
Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа)
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Цель рабочей программы: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи:
- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
- знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур народов России;
- развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке; развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;
- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс.
Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России»): словарная работа с текстом учебника; разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы - их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем; работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан - Библии); задания с выбором ответа (в тестовой форме); задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания); задания на составление вопросов к тексту; задания на составление плана или конспекта текста; задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.); задания на выборочный пересказ текста; задания творческого характера; разработка проектов; работа с притчами; тематические дискуссии; анализ ситуаций; работа с иллюстративным материалом.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; работа в группе; фронтальные; работа в парах.
Общая характеристика учебного курса
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
Описание места учебного курса в учебном плане
Для реализации программного содержания используется учебник:
Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.
Согласно годовому учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозный культур народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин) в 5 классе отводится 35 часов - 1 час в неделю (35 недель).
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов для проведения проектов: 3 часа
Учебно-тематическое планирование
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
№
Разделы
Количество часов
1.
Введение в тему
1 ч.
2.
Христианство
12 ч.
3.
Ислам
6 ч.
4.
Иудаизм
6 ч.
5.
Буддизм
6 ч.
6.
Повторительно-обобщающий урок
1 ч.
7.
Творческий проект обучающихся
3 ч.
Итого:
35ч.
Календарно -тематическое планирование
№ уро ка
Наименование разделов, тем
Характеристика основных видов деятельности обучающихся,
Кол-во часов
Дата
план
факт
Введение в тему
Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов.
1
Православие в Древней Руси
Сообщение обучающихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре.
Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.
1
«Поучение» Владимира
Мономаха
Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение».
1
Православная
Церковь и нашествие
монголов
Сообщение обучающихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы».
1
Православие в Московской Руси
Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Сообщение обучающихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем.
Работа над понятием «нестяжание».
1
Православие в Российском царстве
Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения обучающихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген».
1
Заветы
оптинских
старцев
Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения обучающихся на тему: «Заветы оптинских старцев».
1
Православие в
Советской России
Знакомство с основными события истории православия XX - начала XXI в. И в современной России по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны.
1
Православие в современной
России
1
Православие в
традициях
русского
народа
Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщения обучающихся на тему: «Таинства Церкви». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Представление иконы «Преображение Господне».
Работа в группах над проблемным вопросом «Что такое именины?»
1
Православие и традиционные ценности русского народа
1
Дом и семья в православии
Знакомство с семейными православными традициями по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Житие баговерных князей Петра и Февронии». Представление иконы святых Петра и Февронии. Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности.
1
Святые Петр и
Феврония
1
Древняя история
ислама на территории
России
Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современностипо тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.
1
Мусульмане в России
1
Ислам в современной
России
Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.
1
Мусульманские
ценности и идеалы
1
Дом и семья в исламе
Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике.
2
Появление и развитие
иудаизма в России
Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.
1
Иудаизм в Российской
Империи
1
Иудаизм в СССР
Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
Сообщения обучающихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны.
1
Иудаизм в современной России
1
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним.
Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме.
2
Тибетский буддизм
Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.
1
Распространение буддизма среди
Народов России
1
Буддизм в СССР
Сообщения обучающихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
1
Буддизм в современной России
1
Буддизм в культуре и традициях народов России
Сообщения обучающихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий.
2
Повторитель но-
обобщающий урок «религии народов России»
Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения обучающихся.
1
Творческий проект обучающихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»
Защита проекта «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»
3
Итого:
35
Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля
Личностные результаты:
-
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание прошлого и настоящего многонационального народа России; знание культуры народов России и человечества;
-
Осознание значения семьи в жизни человека и общества;
-
Формирование нравственных чувств, нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;
-
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
-
Формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, вере, культуре, языку, к истории, традициям, ценностям народов России и мира
Предметные результаты:
-
Воспитание способности к духовному развитию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам. Взглядам людей;
-
Знание основных норм морали, идеалов, хранимых в культурном наследии народов России; готовность к созхнательному ограничению в поступках;
-
Формирование представлений о роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении общества и российской государственности;
-
Понимание значения нравственности, религии. Веры в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
-
Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей деятельности;
-
Умение самостоятельно планировать и осознанно выбирать способы наиболее эффективного решения учебных и познавательных задач;
-
Умение правильно оценивать собственные возможности решения задач;
-
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций. Учёта мнений, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
Владеть устной и письменной речью.
Содержание тематического учебного курса
Введение в тему. Традиционные религии России - неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев - центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах - православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал.
Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь - оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы».
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм - обязательное качество православного христианина.
Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор - главный храм Старого Оскола.
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера - основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина.
Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония - образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии - Всероссийский день семьи, любви и верности.
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах - наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах.
Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР.
Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе.
Дом и семья в исламе. Семья - домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях.
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста.
Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе.
Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие - основная черта иудея.
Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) - направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама - духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул - буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул - памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган - буддийский храм у бурят. Дацан - буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ - буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев - выдающийся лидер российских буддистов.
Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны.
Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему.
Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц - важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса - сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве - основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам - праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Требования к уровню подготовки
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
При преподавании курса ОДНКНР предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по блокам предусмотрена в основном в рамках последнего в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе.
Методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а так же успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
Педагогическое наблюдение. Наблюдение за учеником в естественной обстановке - на уроке. Метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной деятельности.
Самооценка обучающихся по результатам урока:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Мозговой штурм.
Концептуальные карты и таблицы, которые помогают организовать и систематизировать материал.
Результатом изучения предмета в 5 классе является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Предметные результаты - овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
Метапредметные результаты - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты - становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
- воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, бережное отношение к своей родной культуре.
В результате обучения в рамках этого модуля у обучающихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры и культур традиционных религий России, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Обучающиеся 5 класса научатся:
- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России;
- познакомятся с основными нормами светской и религиозной морали, научатся понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Обучающиеся 5 класса получат возможность научиться:
- соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;
- делать осознанный нравственный выбор;
- связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской
природы;
- обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Словарная работа.
Словарь терминов и определений
Ад (греч. hades - подземное царство; лат. locus infernus - нижнее место) - подземное царство мертвых, преисподняя. В первобытных религиях - место пребывания душ умерших, которые ведут там такое же существование, как и при жизни. В дальнейшем ад изображается как мрачное место, место мучений, наказания грешных душ.
Бог - в религиозных представлениях и учениях сверхъестественное существо (одно из существ), сотворившее мир и управляющее им. Выделяют монотеизм (вера в существование единого всемогущего Бога, которому принадлежит абсолютная власть над всем миром: в иудаизме - Яхве, в исламе - Аллах, в христианстве - Святая Троица) и политеизм (вера в существование множества богов, каждый из которых властвует над определенной частью мира).
Ветхий Завет - часть Библии, рассматриваемая как Священное Писание иудаизмом и христианством. Содержит 30 книг, признаваемых каноническими. Книги Ветхого Завета условно подразделяются на несколько групп: Пятикнижие Моисеево, книги исторические и пророческие. Ветхий Завет написан на древнееврейском и частично на арамейском языке, завершен в III-II вв. до н. э.
Завет - слово, употребляемое в Ветхом Завете. Обозначает отношения между Богом и человеком, которые заключаются в попечении Бога о человеке и в обязанностях человека по отношению к Богу. Будучи вечным, завет не мог прекратиться после нарушения его человеком и по-прежнему распространялся на всех людей после потопа. И хотя греховное человечество и весь грешный мир вместе с ним погибли, завет Бога с Ноем так же распространялся на все произошедшее от Ноя человечество. Впоследствии подобных вечных и великих заветов не было. Бог отныне заключал завет не со всеми людьми, а только с отдельно избранными им племенами и
народами.
Заповеди - в иудейской и христианской религиях предписания социального и нравственного характера, которым Церковь придает божественный авторитет. Первоначально нормы поведения древних евреев, изложенные в Пятикнижии (декалог, десятословие).
Грех - согласно религиозному учению, проступок, совершенный по отношению к Богу и его закону. Грех может проявиться в осознанном противодействии воле Бога или нарушении его законов по неведению. Грех лежит исключительно на том, кто его совершил. Доктрина первородного греха основывается на двух главных тезисах: Адам своим прегрешением сообщил потомству наклонность к совершению грехов; Адам ввел в этот мир смерть (он стал сам смертным, смертными стали и его потомки).
Мессия, Христос (от др.-евр. machiah, буквально - помазанник; в пер. на греч. - Christos) - в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный Богом спаситель, призванный навечно установить свое царство. В древнейших книгах Ветхого Завета слово «мессия» означает царь или, в переносном смысле, идеальный государь, жрец.
Свобода - одно из основных понятий религии, философии и общественной жизни. Имеет негативный («свобода от» - независимость от какого-либо внешнего принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный («свобода для» как возможность и способность целеполагания, самоопределения) аспекты. В теистических религиях акт сотворения мира «из ничего» рассматривается как проявление присущей Богу абсолютной свободы. Формальным выражением свободы человека является свобода выбора между добром и злом, ставшим неизбежным после грехопадения. Свобода является неотъемлемой характеристикой «богоподобия» человека и непременным условием осуществления им своего предназначения - «уподобления» Богу.
Христианство (греч. Christos - помазанник) - одна из мировых монотеистических религий, оформляется в I-IV вв. в Римской империи, а затем получает широкое распространение в Европе, мире в целом. В основу христианства положена вера в Христа как в Богочеловека и Спасителя мира. Догматика и богослужение основываются на Библии, или на Священном Писании. Христианская Церковь включила в Библию иудейский Ветхий Завет; исключительно христианская часть Библии - Новый Завет.
Душа - духовно-мифологическое представление о наличии в человеческом организме самостоятельной духовной субстанции, части. В отличие от смертного тела душа, как правило, наделяется свойством бессмертия. Душа - совокупность психических характеристик личности.
Духи - фантастические, сверхъестественные самостоятельные существа, которые, по религиозным представлениям, способны влиять на природу, общество и человека. Духи всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. До того как воображение первобытного (древнего) человека населило сверхъестественный мир духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти духи.
Монотеизм (греч. monos - один, единственный и theos - бог) - религиозное представление и учение о едином Боге, единобожие. Монотеистами считают себя иудаисты, христиане и мусульмане.
Рай - согласно иудаистскому, христианскому, исламскому, буддийскому вероучениям, обитель душ праведников, место их вечного блаженства. Истоки представления о рае восходят к первобытным верованиям о загробном существовании души. Как правило, райское блаженство противопоставляется мучениям душ грешников в аду.
Религия - поклонение высшим силам и вера в них; единство мировоззрения, соответствующего поведения и специфического действия (культа). В основе религии лежит вера в реальное существование сверхъестественных, надприродных сил, одного или нескольких богов. Религия - часть духовной культуры.
Язычество - политеистические религии (верования, обряды, культы, составляющие ранние формы религии), многобожие. Язычество послужило «строительным материалом» для всех позднейших религий, в том числе иудаизма, буддизма, христианства, ислама. Элементы язычества встречаются в культуре многих народов, исповедующих монотеистические религии, и тем самым составляют часть их духовного наследия.
Контрольно-измерительные материалы
Входящий контроль (ур. 1)
Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина?
О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям? Почему?
Как вы понимаете слово светский? Как вы думаете, что такое этика, вера, традиции?
Что вы можете рассказать о культуре и морали членам семьи и друзьям?
Итоговый контроль (ур. 17)
Вспомните, что такое мораль ( в случае затруднений обратитесь к записанному в тетрадь определению).
Как вы думаете, как она возникла?
Всегда ли она существовала?
Как вы понимаете слова материальная культура и духовная культура?
Как вы объясните разницу между этими понятиями?
Каковы особенности морали как особого вида духовно-практической культуры?
Как ты думаешь, почему моральные нормы нигде не записаны?
Какой вклад вносишь ты в поддержание морали среди твоих друзей?
Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ
Перечень учебно-методического обеспечения
образовательного процесса
Основная литература:
-
Программа курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М Мухаметшинова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2012г. - 32 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
-
Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014
Дополнительная литература:
Ю. Бугров. История Курской епархии. Краткий очерк. - Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2003. -104 с. old-kursk.ru/book/eparhia/index.html - электронная версия.
Курский край - Научно-исторический журнал №11 (31) История округа в истории города (По материалам краеведческого конкурса учащихся школ Железнодорожного округа г. Курска) Издание Курского областного научного краеведческого общества. Курск - 2002
Курск дореволюционный - сайт "Курск дореволюционный" old-kursk.ru
Храмы города Курска и Курской области - vidania.ru/temple/temple_kurskaya/
Средства ИКТ
-
Классная доска. 1
-
Ноутбук. 1
-
Мультимедийный проектор. 1
-
Принтер лазерный. 1
-
Аудиоколонки. 1
Цифровые образовательные ресурсы
-
Мультимедийные презентации.
-
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
-
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
-
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Православные мультимедиа-ресурсы:
-
pravmedia.com, rushill07.narod.ru/ Электронная библиотека, Православная медиа-библиотека altarnik.okis.ru, biblion.narod.ru, predanie.ru/Видео архив; Музыкальный архив; Форум; mp3 архив; rushill07.narod.ru/ - Электронная библиотека "Вера и православие";altarnik.okis.ru- Православнаямедиа-библиотека,biblion.narod.ru Небольшая электронная библиотека православных текстов "Biblion.Narod.Ru.";
-
Обзоры сайтов, собрание цифровых изображений Православных книг isographoteka.ru
-
Музеи, галереи и художественные каталоги: Каталог Музеи России (museum.ru/); Эрмитаж (hermitage.ru/); Русский музей (rusmuseum.ru/); Музей им. Пушкина (museum.ru/gmii/); Государственный исторический музей (shm.ru/); Третьяковская галерея (tretyakov.ru/); Галерея русских художников 20 века (artline.ru/) (Используются для получения дополнительной информации предмету на уроках)
25