«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Доклад

Акоповой Нины Александровны (учителя русского языка и литературы)

на педагогическом совете по теме (30.12.13 г.)

«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».

Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, и характер развивается во всем своем могуществе.

Герберт Спенсер

Основные этапы роста и развития ребенка приходятся на период школьной жизни - от 6 до 18 лет. Поэтому система организации учебной и воспитательной деятельности в учреждении образования имеет первостепенное значение для охраны здоровья детей, формирования здорового образа жизни.

Рассматривая здоровье подростка как высшую ценность, следует, прежде всего сказать о создании комфортной среды для ученика, в которой он может реализовывать все свои возможности, а именно: сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные способности, склонности, интеллект, самостоятельность, а также умение осуществлять управление и контроль над собственной здоровьесберегающей деятельностью. Таким образом, определилась приоритетная цель - формирование культуры здоровья подростков в здоровьесберегающем образовательном пространстве.

Здоровьесберегающее пространство представляет собой многокомпонентную систему гармоничного развития подростка, которым является специально организованная образовательная среда, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья каждого школьника и на формирования у них культуры здоровья

Правильная организация пространства по сбережению здоровья подростка может дать эффективные результаты, только при условии активного взаимодействия всех компонентов среды, так как ребенок является не только объектом, на которого влияют, но и субъектом, со своим интересом, мнением, мотивом, поднимаясь на качественно новый уровень сознания - формированию культуры здоровья.

В связи с этим нужно отметить, что создание и формирование здоровьесберегающего образовательного пространства зависит от профессионализма и компетентности педагогов, именно они являются генератором в формировании этого пространства и примером для подражания учащихся.

Основными компонентами рассматриваемого здоровьесберегающего пространства выступают: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса, семья, культурно-образовательное учреждение, организованное детское общественное движение, органы местного самоуправления и администрация образовательного пространства сельской школы, санитарно-просветительский общественный орган.Таким образом, грамотно продуманное моделирование здоровьесберегающего пространства может способствовать решению многих задач:

созданию благоприятных условий для формирования личности школьника, способствующих конструированию его индивидуального воспитательно-образовательного пути;

формированию новых ценностных установок на здоровый образ жизни, умения и навыками вести такой образ жизни;

разработка воспитательно-образовательных подходов для каждого учащегося; привлечению родителей к здоровьесберагающей работе в школе;

согласованные действия педагогического коллектива, медицинского персонала, психологической службы, детских спортивных организаций и воспитанников на основе гуманистического и оптимистического подхода к обучению и воспитанию.

К основным показателям здоровьесберегающего образовательного пространства средней школы можно отнести:

-гуманистическую направленность эмоционально-поведенческого пространства;

- учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

-всемерное развитие творческой личности;

-организацию лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

-содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; коррекцию нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

-оздоровительную систему физического воспитания;

-разработку и реализацию дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.
Особенности здоровьесберегающего пространства
1.Позитивная основа ЗПШ, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся. Вытеснение негативных воздействий и производимых ими эффектов, позитивные, переориентациями, благодаря этому, суммарного вектора направленности внешних воздействий системы образования, в отношении здоровья учащихся, с негативного на позитивный, и составляет важную отличительную особенность ЗПШ.
2.Инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся.
3. Направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями. В их числе - необходимость обретения багажа знаний, обязательного для грамотной заботы о своем здоровье и здоровье своих близких.
Так в своей работе я стараюсь использовать следующие технологии:

а)использование положительной мотивации;

б) использование технологий игровых форм обучения, развивающих эмоционально-чувственную сферу ребенка и учитывающих его индивидуальные психологические особенности;

в)гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

г)формулирование цели урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения цели;

д)проверка домашнего задания в начале урока, сочетание её с выявлением «зон ближайшего развития»;

е)использование работы в парах и в малых группах;

ж)при появлении признаков утомления у учащихся на уроке - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников;

з)подведение итогов урока на последних минутах;

и)для профилактики дефектов зрения и их прогрессирования использование мер: улучшение освещения, функциональная окраска помещения, гимнастика для глаз, шеи и др.

Здоровьесберегающие мероприятия:

1. Консультации приглашенных специалистов (классный час и профессия - врач).

2. Тренинги:

  • «Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье»

  • «Формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, ценности культуры здоровья»

  • «Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию»

  • «Обучение подростка отстаивать свою точку зрения с позиций формирования и сохранения здоровья»

  • «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»

  • «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

3. Классные часы:

  • «Режим дня подростка»

  • «Какой я?»

  • «Я и моя семья»

  • «Гигиенические правила и нормы»

4. Коррекционно-диагностические мероприятия (тестирование): «Анализ ценностных ориентацией иерархии ценностей» (Здоровье, друзья, признание, семья, любовь, материальное положение).

5. Фотоколлажи «Мы счастливы, потому что мы вместе».

6. «Весёлый футбол с учителями».

«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».

«Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения».


Следует обратить особое внимание и к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4 - 7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Поза учащихся, чередование позы.

8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни.

9. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

10. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).
11. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.

Так в своей практике обращаю внимание на следующие оздоровительные моменты на уроке:

  • Гимнастика для глаз.

  • Динамическая смена поз.

  • · Дыхательная гимнастика.

  • Массаж активных точек.

  • Самомассаж.

  • Специальные упражнения, рассчитанные на исправление нарушения осанки.

  • Релаксирующие упражнения на снятие психоэмоционального и психофизического напряжения.

  • Комплекс упражнений на развитие чувства ритма и ориентации в пространстве.

  • Динамические паузы (физминутки) с использованием музыкального сопровождения, с использованием стихотворных форм, комплекс общеразвивающих упражнений.

  • Темп окончания урока:
    - быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;
    - спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
    - задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Древние врачи говорили, что человек есть "храм здоровья и красоты" (Маймонид). И о том, чтобы этот храм был чистым, красивым и здоровым, должен заботиться сам человек - хранитель своего храма.

Поэтому важнейшая обязанность семьи, школы, отдельного учителя и самого ребенка - забота о сохранении здоровья учащихся. Решение этой задачи возможно при тесном взаимодействии между учащимися, родителями и педагогами.

Литература

1.Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи: пособие для педагогов/ Р.И. Купчинов. - Минск: НИО, 2007. - 192 с.

2.Лебедева Н.Т., Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Мн.: Універсітэцкае, 1998. - 221 с.

3.Система работы учреждения образования по формированию здорового образа жизни: метод. Пособие/ сост. Т.И. Бойко, Е.Г.Прокопчик, М.Ю. Савенок; ГУО «Минск. Обл.ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2009. - 162 с. - (педагогическая мастерская).



© 2010-2022