Внеклассное мероприятие Пути оздоровления

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

На участие в областном конкурсе авторских программ обучающих семинаров-тренингов по подготовке волонтеров антинаркотического движения учащихся по формированию здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений.

1 Название работы: экскурсия «Пути оздоровления»

2.Номинация: внеклассное мероприятие

3.Автор: Голева Елена Васильевна

4. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская СОШ №1» Верхнемамонский муниципальный район.

5. Должность: учитель истории, классный руководитель 7-го класса

6.Адрес ОУ: с. Нижний Мамон-1, ул.40 лет Победы, 22, Верхнемамонский муниципальный район

7. Контактный телефон: 8-920-413-26-12

Руководитель ОУ_______________ (Полунин_В.И.)

Дата__________ М.П.


Экскурсия «Пути оздоровления»

(внеклассное мероприятие)



Пояснительная записка.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития, за последние десять лет число школьников с хронической патологией выросло в 1,5 раза. Распространенность хронических болезней среди школьников-подростков увеличилось в 2,1 раза. Лишь 30 % российских школьников относятся к числу здоровых; 50% имеют патологию и 20% инвалидность. Все это вызывает тревогу за здоровье детей, а значит проблема сохранения здоровья, привития навыков здорового образа жизни сегодня в школе очень актуальна

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и создание в общеобразовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе и за счет рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.

Для сохранения и укрепления здоровья школьников в нашей школе используются все возможности оздоровительной работы. Мы используем современные прогрессивные технологии, основанные на учете возрастных индивидуальных особенностей развития детей, активизируем творческую деятельность самих школьников в освоении ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Важную роль в сохранении здоровья учащихся имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек, внимательном отношении к своему здоровью. В этом процессе важно давать знания без ущерба для здоровья, использовать здоровьесберегающие технологии - значит прививать учащимся потребность вести здоровый образ жизни, научить и самих детей заботиться о своем здоровье, создавать условия для существования и развития в системе, способной помочь открыть себя, свои умения, развить творческий потенциал. Этому во многом способствуют экскурсии и походы в лес, которые проводим совместно с родителями.

Ведь лес, в котором звучат голоса птиц, слышится шелест листьев

включает в работу все важные функции организма, снимает усталость, укрепляет мышцы, способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление. Выделяет фитонциды, уничтожает бактерии, пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей. Считается, что лес обладает положительной для человека энергией, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие.










Единственная красота, которую я знаю - это здоровье.

Г. Гейне.

Цели: пропаганда здорового образа жизни и развитие знаний о сохранении и укреплении здоровья; воспитание экологической культуры; расширение знаний о природе своего родного края; развитие способности восхищаться красотой, воспитание дружбы, умение работать в коллективе.

Задачи: общеобразовательные: формировать ответственное отношение к окружающей природной среде и своему здоровью, выносливость организма с помощью элементов спортивного ориентирования и подвижных игр;

развивающие: расширять знания об охране и укреплении здоровья, а также об окружающем мире; пропагандировать физкультуру и спорт, здоровый образ жизни; чувство коллективизма во время совместных действий;

воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе; формировать гражданскую позицию « Лес - это наше богатство. Его всегда нужно беречь и защищать»

Оборудование: фотоаппарат, мячи, скакалки, маятник.

Место проведения: с. Нижний Мамон, сосновый бор.

План похода: построение у школы; беседа на тему «ЛЕС и ЧЕЛОВЕК» (по дороге к месту назначения); разведение костра в полевых условиях; сбор грибов; подвижные игры, походный обед; уборка территории.

Методическая разработка похода.

  1. Построение у школы.

Сообщение целей и задач экскурсии. Обращается внимание на развитие умения наблюдать, чувствовать взаимосвязь между природой и человеком, видеть, что человек - часть природы. Подчёркивается необходимость соблюдения элементарных правил поведения в лесу.

-Сегодня мы пойдем в лес, где вы узнаете много интересного о природе нашего края. Узнаете, что природа дарит человеку для его здоровья и как человек должен беречь природу.

Ребята отвечают, почему они любят ходить в лес. Зачем ходят в лес? Почему чувствуют в лесу уютно, хорошо? О чем нужно помнить, когда идёте в лес?

2.По приходе на место стоянки участники похода разбивают бивуак.

Вспоминаем, как разводить костёр, формы костра.

Чтобы развести костер, необходимо перевернуть дёрн вверх землей, чтобы огонь не распространялся по земле, траве и сухим листьям. По окончании похода дёрн укладываем на своё место, и трава продолжает расти.

3.Правильный сбор грибов.

4.Знакомство с природой родного края.

Первая станция «Дары леса»

Что окружает наше село? Лес. Лес- это свежий воздух и обилие зелени, это ягоды и грибы.

Поговорим о сосновом боре (рассказывают классный руководитель, учитель биологии, дети, родители)

Сосна.

Сосна - одна из наиболее распространенных в России по­род. Она встречается на северной границе древесной расти­тельности (Европейская часть России) и вместе с тем в степях Украины и Казахстана, в горах Крыма и Кавказа, на границе с Маньчжурией и на Дальнем Во­стоке у берегов Охотского моря.

Сосна обыкновенная занимает 25% всей - площади хвойных лесов.

Она образует громадные леса на самых бесплодных песчаных поч­вах, т. е. там, где не могут расти другие полезные растения. В этом

исключительное значение сосны. Сосна дает ценный строевой, так называемый корабельный лес, древесину для различных поделок, а также дрова. Из древесины сосны, пронизанной особыми смоляными ходами, добывают смолу, а из смолы путем перегонки получают скипидар, необходимый, в частности, для приготовления лаков. Из остатков после перегонки смолы получают в частности канифоль, имеющую различное применение в промышленности. Кипячением смолы получают вар, применяемый, для осмоления судов, лодок и т. д. С целью предотвращения гниения смолят сваи, бревна, находящиеся в земле и в воде. При сжигании особым способом древесина сосны дает сажу, которая используется для приготовления типографской краски, крема для чистки обуви и т. д. Из корней сосны также получают смолу, скипидар, изготовляют суррогат, канифоль. Таким образом, для переработки можно использовать целиком всё дерево. Хвоя и почки используются в медицине, а из камбиального слоя изготавливают суррогат ванили - ванилин, широко применяющийся в кондитерском производстве. Помимо того, из хвои получают лечебное сосновое масло. Опавшая хвоя сосны может применяться в качестве подстилки для домашних животных.

Сосна приспособлена к различным условиям жизни. Корневая система у неё хорошо развита. Она состоит из длинного, уходящего на большую глубину стержневого корня и боковых корней, располагающихся горизонтально на большой площади.

Вот почему сосна так нетребовательна к почвам и очень засухоустойчива, а также не подвержена ветровалу.

Ствол сосны не разделяется, как, например, у дуба, на несколько крупных ветвей. Сосна может достигнуть 50 метров высоты.

Сосна - светолюбивое дерево. Крона молодого дерева сосны имеет обычно пирамидальную, наилучшую для всестороннего освещения форму. В более позднем возрасте крона сосны приобретает форму зонтика. В густом сосновом бору, поэтому бывает мало света, а значит, не может расти подлесок, как это наблюдается в лиственном лесу.

Листья сосны, или хвоя, расположены по паре и имеют небольшую испаряющую поверхность, так как сосна может обходиться сравнительно малым количеством влаги.

Хвоя меняется постепенно, примерно через два-три года, поэтому сосна остается вечнозеленой. Это делает сосну значительно более жизнеспособной по сравнению с лиственными деревьями, у которых на ежегодное возобновление листвы требуется большое количество питательных веществ. Кроме того, весной, как только пригреет солнце и начнется сокодвижение, листья сосны сразу же могут начать свою работу - накапливать питательные вещества.

У основания молодых побегов сосны весной появляются зо­лотистые конусообразные шишечки, состоящие из большого ко­личества парных мешочков, сплошь набитых желтой пыльцой. На концах молодых побегов появляются семенные красные шишечки, каждая чешуйка которых несет по две семяпочки. "Опыление происходит при помощи ветра, причем пыльцы вылетает такое большое количество, что часто это явление называют «серным дождем». После оплодотворения чешуйки семенной шишечки смыкаются и она начинает расти. Только к апрелю третьего года одеревеневшие чешуи раскрываются и оттуда вылетают уже созревшие небольшие семена, снабженные крылышками. Они легко подхватываются ветром и рассеиваются на большие рас­стояния. Интересно, что раскрываться могут только сухие шишки, в дождливую же погоду, когда чешуйки намокают, шишки не раскрываются и семена не вылетают

Продолжительность жизни сосны доходит до 400 лет.

Теперь поговорим о грибах (рассказывают классный руководитель, учитель биологии, родители, дети)

Количество изученных грибов велико и достигает 100 тысяч видов.

Под грибами мы часто подразумеваем ту видимую часть гриба (белого, подосиновика, груздя, сыроежки и др.), в виде шляпки, сидящей на ножке, которую мы встречаем в лесу на опушке, на поляне, по склонам оврагов и в других местах. Однако это только так называемые плодовые тела грибов, на которых образуются споры. Если в этом месте осторожно поднять лесную подстилку, то можно увидеть множество бесцветных нитей, переплетенных в виде войлока. Это грибница (гифы), она и образует плодовые тела, которые у некоторых грибов мы употребляем в пищу.

К грибам относятся не только шляпочные лесные грибы, но и различные плесени, поселяющиеся в сырых углах жилищ, на овощах, на фруктах и на хлебе. Некоторые грибы поселяются внутри деревянных построек, другие, поражают растения и даже животных. Все они приносят большой вред.

У всех этих, казалось бы, различных растений имеется общий признак, объединяющий их в одну большую группу, называемую грибами: всех грибов отсутствует хлорофилл, вследствие чего они не могут самостоятельно создавать органические вещества, как зеленые растения, и поэтому питаются готовыми органическими веществами. По способу питания грибы разделяются на сапрофитов, которые живут за счет мертвых организмов, и паразитов, питающихся живыми организмами (растений или животных); например, съедобные шляпочные грибы, а также плесени, которые поселяются на продуктах, относятся к сапрофитам. Грибы, как и все споровые растения, размножаются спорами - мельчайшими клетками, которые во влажной среде и благоприятной ( + 20,+ 25°) температуре прорастают, давая начало новым нитям. Споры образуются у шляпочных грибов в трубочках, находящихся на нижней стороне шляпки (у белого гриба, подберезовика, масленка), или на пластинках под шляпкой (у сыроежки, рыжика, груздя, мухомора). У плесневых грибов (белая плесень, сизая плесень) споры образуются в особых кистях или в головках. Некоторые формы плесени время от времени как бы покрываются сажей, это созрели споры и вылетели из лопнувших головок. У всех грибов образуется огромное количество спор. Достаточно вспомнить, что едва только притронешься к созревшему дождевику, как масса бурых спор вылетает из его мешковидного тела. Съедобные шляпочные грибы питательны и вкусны. В сухих белых грибах, например, содержится до 40% белка, до 15% крахмала и некоторое количество жиров. Помимо того, съедобные шляпочные грибы содержат особые ароматические ве­щества, возбуждающие аппетит. Плесневый грибок. Особого внимания заслуживают шампиньоны. По питательности и вкусовым качествам их можно приравнять к белым грибам. Важно то, что только шампиньоны могут произрастать в искусственных условиях. Для разведения шампиньонов оборудуются специальные шампиньонные культивационные помещения со стеллажами. Грибницу выращивают из спор, собранных от лучших плодовых тел гриба. В мае грибницу высаживают в теплицы и к сентябрю уже получают посадочный материал для производства грибов, которые можно получать круглый год. Лучшей питательной средой для шампиньонов является конский навоз. Очень важно проветривать помещение и поддерживать в нем определенную температуру (от +10 до +16°) и влажность (до 80%). С каждого квадратного метра полезной площади можно собрать 9 килограммов грибов и более. Некоторые плесени способны выделять особые вещества, которые убивают бактерии, например пенициллиум. Известно, что пенициллином, который добывают из этой плесени, успешно лечат различные инфекционные заболевания. Всем известны и дрожжевые грибы. Они имеют микроскопическое строение и отличаются тем, что не образуют грибницу, а размножаются почкованием. Размножение дрожжевых грибков происходит очень быстро. Мы знаем, как быстро подходит тесто на дрожжах, особенно если туда положить некоторое количество сахара и поставить тесто в теплое место. Приготовление вина; кефира, пива, хлеба, кумыса основано на сбраживающем действии особых дрожжей. Дрожжи имеют также лечебное значение. Между корнями древесных и многих травянистых лесных растений и грибницей некоторых грибов часто можно наблюдать интересные взаимоотношения. Гифы гриба оплетают корни, заменяя им корневые волоски и часто проникая даже в ткань корня. Такое соединение грибов с корнями высших растений называется микоризой (грибокорень), а грибы получили название микоризообразователей. Отсюда возникли и названия этих грибов. Например, подосиновик образует микоризу на корнях осины, подберезовик - на корнях березы, рыжик на корнях сосны и ели, а масленок и белый гриб - на корнях березы, ели, сосны и дуба. Эти взаимоотношения, или сожительство, приносят пользу и лесным деревьям, и грибам, так как гриб облегчает дереву всасывание из почвы воды и минеральных солей, а дерево дает грибам органические вещества, которые им необходимы для образования плодовых тел. Благодаря тесным взаимоотноше­ниям окраска шляпок грибов различна и зависит от того, с ка­ким деревом гриб сожительствует (например, окраска шляпки подосиновика бывает различных оттенков, а шляпки белых гри­бов отличаются по цвету в березовом и в дубовом лесу). При посадках леса всегда учитывается наличие грибницы в почве. В противном случае специально завозят лесную почву, взятую возле таких же пород деревьев, как и те, из которых должны состоять новые насаждения. Через трещины в почве или во время уборки заражаются фитофторой и клубни, где также развивается грибница: Такие клубни не годятся ни для ранения, ни как семенной материал. В конце XVIII века эта болезнь, картофеля приняла в России такие размеры, что встал вопрос о целесообразности выращивания картофеля. В настоящее же время найдены методы борьбы с фитофторой при помощи опрыскивания растений бордосской жидкостью, которая, проникая в клубни, усиливает их сопротивляемость спорам фитофторы. Кроме того, выведены особые фитофтороустойчивые сорта картофеля. Другой гриб-паразит фузариум вызывает на клубнях картофеля так называемую сухую гниль, от чего клубни делаются совершенно непригодными для использования. Большой урон урожаю зерна хлебных растений наносят грибы-паразиты злаков - спорынья и головня. Рожки спорыньи, появляющиеся на колосьях пшеницы или ржи, состоят из сплетения нитей, Которые образуются из споры, попавшей в завязь цветка. Споры же развиваются в перезимовавших под снегом рожках спорыньи. Вот почему в борьбе со спорыньей рекомендуется глубокая вспашка почвы. Рожки спорыньи содержат очень ядовитые вещества, так что незначительная (до одного процента) примесь их к муке делает ее непригодной к употреблению в пищу. Другой гриб, головня, получил свое название за то, что зараженный им колос действительно имеет вид головни от огромного количества покрывающих его черных Трутовик на коре березы. спор. Такие колосья надо немедленно уничтожать, иначе все поле может быть заражено паразитом. От головни гибнет до десяти и более процентов урожая. Самый действенный способ борьбы с головней - это протравливание семян перед посевом. Формалин или медный купорос убивает прилипшие к зернам злаков споры гриба. В противном случае спора прорастает и гифы пронизывают молодые листья, стебель и, наконец, колос. Вместо зерен образуется на нем масса спор. Большой вред лесам наносит гриб трутовик. Опоры гриба, попадая в ранки коры, прорастают внутри древесины в грибницу. Через несколько лет появляется плодовое тело трутовика, образующее в свою очередь споры. Древесина делается трухлявой и уже не годится для использования, дерево же часто подвергается ветролому. Через израненную кору лесные деревья заражаются и другими грибами-паразитами, губящими их. Вот почему надо бо­роться с вредной привычкой делать надрезы на коре деревьев. При неумелом хранении овощей и фруктов их губят плесневые грибы. Плесень разрушает также стены сырых зданий. От нее избавляются просушкой и проветриванием. Есть виды болезнетворных грибов, паразитирующих на шелковичных червях и вызывающих у них болезни, на домашней птице и на других животных. Накожные заболевания человека (парша, стригущий лишай и др.) также вызываются особыми грибками и очень трудно поддаются лечению. Заражение этими грибными болезнями - результат нечистоплотности. Среди грибов много ядовитых видов. Чтобы не спутать бледную поганку с шампиньоном, с которым внешне у нее есть большое сходство, следует внимательно рассмотреть пластинки под шляпкой. У бледной поганки пластинки всегда белые, а у шампиньона вначале бывают розовые, а когда он стареет, пластинки делаются коричневыми. Ложные опята сходны со съедобными опятами. Их можно отличить как по цвету пластинок на шляпках (у съедобных опят белые, а у ложных вначале желтые и по мере старения гриба - коричневые), так и по строению поверхности шляпок, на которых у съедобных опят имеются чешуйки, а у ложных шляпки гладкие и даже несколько липкие.

А что вы знаете о грибах?

Грибы

Вторая станция

Викторина «Знатоки грибов»

Перед учащимися расположены грибы.

Классный руководитель задает вопросы, отвечая на вопросы учащиеся

должны выбрать в качестве ответа данные грибы.

  • А какие грибы растут в нашей местности? (маслята, опята, рыжики,

белый гриб)

  • Может ли гриб есть дом? (Да, может, он портит дерево, превращая

его в труху.)

Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,-

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (Опята)

  • Съедобны ли грибы дождевики? (Да, съедобны.)

  • Это гриб спутник осины. Он не только вкусный, но и красивый -

красные и оранжевые шляпки высоко подняты на упругой ножке.

Мякоть у него плотная, белая поверхность на изломе сначала синеет,

затем становится фиолетово-черной. Что это за гриб? (Подосиновик)

  • Покажите и назовите три ядовитых гриба. ( Мухомор, бледная

поганка, ложные опята)

  • Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

  • Отваренные и выложенные на блюдце, эти грибы привлекают мух,

которые попробовав их сок, тут же погибают. О каком грибе идет речь?

(О мухоморе)

  • В какое время суток следует отправляться за грибами? (С утра.)

  • Где не следует собирать грибы? (Вдоль проезжих дорог.)

  • Кто у нас лучший знаток грибов? (Пушилин Антон)

Третья станция. «Маятник»

На сук дерева привязывается качающийся на веревке мяч на высоте 30

сантиметров над землёй. Каждый участник должен проползти под

маятником, не задев его.

Четвертая станция. Викторина «Счастливый случай»

В роли ведущего этого этапа может выступать ученик

Цель этого этапа - расширение кругозора, развитие познавательных

интересов в области естествознания.

  • Кто мышей в дупле прячет?

  • Кто траву зубами косит?

  • Кто носом дерево сажает?

  • Кто собирает яблоки спиной?

  • Кто путешествует по воздуху на нитке?

  • Бывают ли перелетные звери?

  • Почему стриж улетает раньше ласточки?

  • Какая птица умело подражает голосам многих птиц?

  • Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья?

  • Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему?

  • Почему у сосны нижние ветки ели отмирают, а у ели нет?

  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

Такие вопросы способствуют умственному развитию. У учащихся

возникает множество «почему», «где», «когда». Такие задания развивают память, мышление и речь, формируют интерес к окружающему миру, навыки невербального и вербального общения с природой, стимулируют коммуникативную активность.

Пятая станция. «Скорая помощь»

Учащимся дается задание, рассказать о первой медицинской помощи.

  • Порез.

  • Отравление

  • Из носа идёт кровь.

  • Перелом.

  • Укусил клещ.

  • Ожог.

  • Перенос «Пострадавшего».

Подвижные игры.

  • «Третий лишний»

  • Футбол.

  • Перетягивание каната.

  • «Выбивалы»

К этому времени в костре испеклась картошка, пожарилось сало,

сосиски. Усевшись поудобнее, и достав все свои домашние запасы, а самое главное, горячий чай, заваренный полевыми травами нашего родного края. Как хорошо насладиться вкусом

«божественного» дара. Как здорово поседеть с друзьями у костра,

спеть походные песни, от души посмеяться и порезвиться.

Уборка мусора в близлежащей территории

Нашу экскурсию мне хотелось закончить древней мудростью: «Пусть будут врачами вашими трое: весёлый характер, покой и уверенность в жизни»

Список литературы:

Пособие для учащихся «Наш выбор: здоровый образ жизни» по инициативе губернатора Воронежской области А.В.Гордеева.

Энциклопедия «Жизнь растений» Том 3,Москва,1980 г.

Журналы: «Классный руководитель», № 7, №8,2007 г.

Журнал «Начальная школа», № 9, 2010 г.

© 2010-2022