- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание Взаимоотношения в семье
Родительское собрание Взаимоотношения в семье
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова О.С. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
= 1 =
Родительское собрание на тему : « Взаимоотношения в семье»
Цели:
-
Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса.
-
Выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся.
-
Содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Участники: родители учащихся 3 класса, классный руководитель, психолог.
Подготовка.
-
Третьеклассники отвечают во время классного часа на вопросы анкеты:
-
С кем ты в семье особенно дружен?
-
Кому доверяешь секреты?
-
Всё ли знают о тебе родители?
-
Понимают ли тебя папа и мама?
-
Всегда ли справедливы к тебе в семье?
-
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
-
Кого позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?
-
( учитель анализирует ответы учащихся и готовит материал для сообщения на родительском собрании)
-
Родители заполняют анкету дома и передают заполненный бланк учителю за несколько дней до начала собрания. Им предлагается ответить на такие вопросы:
-
Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?
-
Всегда ли вы справедливы к детям?
-
С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок ?
-
Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?
-
-
Составление членами родительского комитета и психологом памяток - советов для родителей.
-
Подготовка к собранию для рисования трёх листов из альбома , на каждом из которых пишется вопрос, приклеивается статья для обсуждения, оставляется место для записей ответов трёх родительских микрогрупп.
= 2 =
-
Учащимися на уроках труда изготавливаются книжечки для участников собрания, куда каждый родитель имеет возможность записать вопросы классному руководителю или администрации школы, которые появились у него в ходе родительского собрания.
-
Изготавливаются индивидуальные жетоны участников собрания ( по 12 квадратов красного, зелёного и синего цвета).
Оформление, оборудование и инвентарь:
В классе выделяются за партами три места для микрогрупп родителей. Эти места помечаются квадратами красного, зелёного и синего цвета.
На левой стороне классной доски пишутся «крылатые слова» по теме собрания:
- « Детей наказывай стыдом, а не кнутом».
- Каков батька, таковы и детки».
- Отец должен быть для своих детей другом, а не тираном».( В. Джоберти)
- « Когда в вашей семье появляется первая «детская» неурядица, когда глазами вашего ребёнка глянет на вас ещё маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?»( А. С. Макаренко)
А на правой стороне доски записываются следующие фразы игры - теста « Какой вы родитель?»
-
Сколько раз тебе повторять?
-
Посоветуй мне, пожалуйста.
-
Не знаю, что бы я без тебя делала!
-
и в кого ты такой уродился?
-
Какие у тебя замечательные друзья!
-
Ну, на кого ты похожа!
-
Я в твоё время!
-
Ты моя опора и помощница(к).
-
Ну, что за друзья у тебя!
-
О чём ты только думаешь?
= 3 =
-
Какая ты у меня умница!
-
У всех дети как дети, а ты?
Ход проведения
-
При входе в класс каждый родитель берёт на столе в соответствии со своим желанием индивидуальный жетон, т.е. квадрат красного, зелёного или синего цвета, и занимает согласно избранному цвету место в одной из трёх родительских микрогрупп.
-
Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет тему и знакомитс порядком работы.
-
Избирается рабочая группа. В её состав входят 5 - 6 родителей и школьный психолог.
-
Сообщение классного руководителя.
Семья - колыбель духовного рождения человека. многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу,
Обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.
Как много сердечного тепла бывает загублено из - за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением
Сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не делается матерью - природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребёнка
= 4 =
просто так, повинуясь какому - то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Мы знаем, какую жестокую школу воспитания проходили мальчики в Древней Спарте. Но ведь из них готовили сильных, мужественных, бесстрастных и беспощадных воинов.
В последнее время получило распространение такое понятие, как синдром опасного обращения с детьми. ( СООСД). СООСД - это поведение родителей по отношению к ребёнку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.
Семьи, где регистрируется СООСД, обычно относят к категории неблагополучных. Пьющие люди, матери - одиночки, лица с низким образовательным и воспитательным цензом. К категории неблагополучных относятся семьи и вполне материально обеспеченные, если родители не уделяют ребёнку внимания, предпочитая откупиться о него подарками, обилием игрушек, чрезмерно разнообразной пищей, одеждой. Им некогда. Не будучи подготовленные папы и мамы используют простой и « эффективный» путь физическое насилие. Последнее чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать обычно вымещает на детях накопившееся утомлением и раздрожением. СООСД наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Последние более подвижны, бегом и криками раздрожают родителей.
Дети первые, кто пострадал от дефицита времени у взрослых.
Атмосфера семьи определяется её прочностью, её нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребёнок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создаёт то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг
= 5 =
себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам т и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
О взаимоотношении в семье, о поощрениях и наказаниях, о доброте и нежности, о семейных праздниках и традициях поведём разговор на нашем собрании.
V. Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает один из трёх листов с текстами для коллективного обсуждения:
1- я группа - текст Л Рыбина « Обнять, прижать, потормошть…»
Вопросы:
Нужно ли ребёнка ласкать?
Не будет ли это баловать его?
2 - я группа - текст Е Агашкова « Ремень по наследству».
Вопросы:
Нужно ли наказывать ребёнка? Как?
Оправдывают ли себя физические меры наказания?
3 - я группа - Н. Никонов « Из биографии Саньки…»
Вопросы:
Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений между членами семьи?
(В течении 10 - 12 минут микрогруппа проводит коллективное чтение, вырабатывают групповой ответ, ответы на заданные вопросы, записывают его на специальном месте, а затем передают лист другой группе родителей. После получения второго и третьего листа микрогруппа использует в работе прежний алгоритм совместной деятельности. Когда родительские группы напишут свои ответы на всех листах, эти литы передают в рабочую группу.)
= 6 =
VI. Рабочая группа анализирует мнения микрогрупп, делает обобщающие выводы и готовит своё выступление.
VII. Классный руководитель рассказывает о результатах проведённого до собрания анкетирования учащихся и родителей.
VIII. Председатель родительского комитета проводит тест - игру « Какой вы родитель?». Он предлагает родителям выбрать на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора он называет родителям балл оценки данных фраз:
1 -2 8 - 1
2 - 1 9 - 2
3 - 1 10 - 2
4 - 1 11 - 1
5 - 1 12 - 1
6 - 2 13 - 2
7 - 2 14 - 1
7 - 8 баллов - вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9 - 10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами окровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11 - 12 баллов - вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но , согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13 - 14 баллов - вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Межу вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
= 7 =
IX. Выступает рабочая группа. Своё мнение высказывает школьный психолог.
X. Принимается решение родительского собрания:
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия.
XI. Родителям вручаются памятки - советы.
Предполагаемые результаты:
-
Классный руководитель получает сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся, после чего сам использует эти данные в своей работе.
-
Родители от психолога и классного руководителя узнают о возможных мерах поощрения и наказания и могут воспользоваться ими в воспитании детей.
-
После собрания у родителей формируется представление об истинном родительском авторитете и актуализация потребности его проявления в отношениях с детьми.
=8 =
Список использованной литературы
-
«Диалоги о воспитании» Под ред. В.Н.Столетова. М. 1985
-
Ковалёва Л.Е. « Микроклимат семьи» М. 1979
-
Суслопарова Л.Д. « Семейные традиции»М. 1979
-
Щуркова Н. Е. « Научись быть человеком» М. 1979
Родительское собрание по теме: «Взаимоотношения в семье»
Провела учитель начальных классов
МОУ « СОШ № 17 п. Теплоозёрск»
Косырева Инга Викторовна