Сценарий для классного часа Экстремизм и гражданская позиция

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час.

Тема: «Гражданская активность и экстремистская деятельность»

Дата проведения: 29.01.2015

Группа: «Мастер общестроительных работ», 1 курс

Классный руководитель: Вязникова Е.Н.

Цель: познакомить учащихся с понятием «экстремистская деятельность, акцентировать внимание учащихся на проявление уважительного отношения к людям различных национальностей и религиозных конфессий.

Комплексно-методическое обеспечение: карточки с терминами «нация», «национализм», «национальность», список «пассажиров поезда», бумага, ручки, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями; статьи УК РФ, карточки с признаками молодежных субкультур.

В Европе после Второй мировой войны (с 48 по 50-е годы) было принято антинацистское, антиэкстремистское законодательство. В России слово - «экстремизм» одним из первых произнес Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года. Он говорил о «росте экстремизма» и о «тех, кто под фашистскими, националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей». Путин пообещал, что в Думу будет внесен законопроект, который даст правоохранительным органам «эффективный инструмент для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей этих преступлений». Президентский законопроект « О противодействии экстремистской деятельности» был внесен в Думу, и вскоре он стал законом. Авторы закона значительно расширили понятие «экстремизм», существовавшее ранее. Экстремизм (от лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия[2]. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной - можно говорить о «вынужденном экстремизме».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерацииили государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов. Россия находится на стыке Востока и Запада. На про- тяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как «нация», «национальность» и «национализм».

НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) - (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературно- го языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) - принадлежность к той или иной нации - не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но националь- ность - раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком. В 2000 году Государственная Дума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кро- ме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы «нацио- нальность». Такой шаг российского государства в наше время является акту- альным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с прояв- лением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе при- давало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз за- остряло внимание граждан на этой больной теме. Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принад- лежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у челове- ка чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством - при- вилегированности, и часто перетекает в НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМ (карточка с термином размещается на доске) - идео- логия и политика, исходящая из идей национального превосходства и проти- вопоставления своей нации другим. Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном: «Национализм может быть огром- ным. Но великим - никогда». Станислав Ежи Лец. Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный. Бытовой национализм - это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседнев- ной жизни. Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких «ярлы- ков», затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в обще- нии, частные столкновения и т.д. Большую проблему представляет собой международный национализм - войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значе- ние. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран. Противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и терри- ториальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Ингушетией и Север- ной Осетией, Осетией и Грузией, Абхазией и Грузией и т.д. На данный момент нет перспективы формирования единого политического или иного госу- дарственного образования народов Северного Кавказа. При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон. Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими.

Дискуссия «Фирменный поезд «Россия»» позволит обратить внимание учеников на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С ее помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости. С другой стороны, наблюдение за обсуждением позволит учителю выяснить, свойственна ли ученикам стойкая неприязнь и враждебность к каким- либо группам. Проведение дискуссии:

1. Каждому участнику выдается «Список пассажиров поезда».

2.Классный руководитель кратко описывает ситуацию и просит каждого самостоятельно прочитать список.

3. Каждому ученику лично предлагается выбрать трех пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и троих, с которыми он предпочел бы не ехать.

4. После того как выбор будет сделан, учитель просит ребят разбиться на группы по 4-5 человек и сделать следующее:

• сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;

• подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;

• совместно подготовить общий список трех наиболее желательных и трех наиболее нежелательных попутчиков;

• обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие разногласия, и отметить их особо.

Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».

5. Когда все будут готовы, попросите каждую группу представить результаты своей работы вместе с объяснениями, почему именно такой выбор был сделан. Каждая группа также должна рассказать, какие из вариантов вы- звали больше всего разногласий.

Список пассажиров «Фирменного поезда «Россия»» «Фирменный поезд «Россия»» идет из Москвы во Владивосток семь дней. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда во Владивостоке и через семь дней будете в Москве. В вашем купе должны ехать еще три человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите трех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще троих. Подумайте над причинами своего выбора.

1. Учительница средних лет из небольшого городка.

2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню.

3. Православный священник.

4. Молдаванин - рабочий, живущий в России нелегально.

5. Американский турист, который хочет посмотреть на Россию из окна поезда.

6. Мусульманин-татарин.

7. Милиционер-сержант.

8. Католический священник - литовец.

9. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Москву за товаром.

10. Молодой человек - футбольный болельщик с бритой наголо головой и в шарфике цветов любимой команды. 1

1. Чиновник среднего ранга.

12. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая.

13. Бизнесмен средней руки.

14. Переселенец из Таджикистана (русский), ищущий работу.

15. «Бизнес-леди» - женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.

16. Человек, одетый примерно так же, как вы.

17. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки.

18. Инженер нефтедобывающей компании.

19. Священник-буддист.

20. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.

21. Китаец, студент мединститута.

22. Шахтер, активист профсоюзного движения.

Обсуждение результатов работы:

Сравнение результатов работы разных групп - это хороший способ начать обсуждение. Возможные вопросы для обсуждения

• Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном выборе?

• Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?

• Какие представления о разных группах людей стали определяющими в подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?

• Какими ценностями руководствовались ребята при выборе попутчиков?

• Что они ценят и что не ценят в окружающих их людях?

• Оказывался ли кто-либо из присутствующих в ситуации, когда о нем судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?

• Откуда исходят эти представления?

• Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в одном купе?

Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной про- блеме, весьма актуальной в нашей стране, проблеме межнациональных отно- шений. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас.

© 2010-2022