ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПАТРИОТА - ГРАЖДАНИНА на примере ГБПОУ «УМТ»

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПАТРИОТА - ГРАЖДАНИНА на примере ГБПОУ «УМТ»   Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству — тому коллективу, обществу и госу...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лосева Наталья Анатольевна, директор ГБПОУ «УМТ»


ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: ПАТРИОТА - ГРАЖДАНИНА на примере ГБПОУ «УМТ»

Патриотизм как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации молодежи, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине. Важно при этом, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных ожиданий в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.

Патриотизм - одна из важнейших составляющих общенациональных идей, объединяющих на духовной основе самые различные народы. Существо этих идей в разных странах было и остается различным. Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу. На протяжении многих веков эти отношения проявлялись только на уровне психологии, становясь в переходные и трагические моменты развития отчизны мощнейшим стимулом ее защиты. Как идеологический принцип патриотизм сформировался в эпоху становления наций и национальных государств.

Для государства патриотизм чаще всего выступает частью идеологии, для общества - частью образа жизни, для личности - смыслом жизни.

Патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Это наш ВОЗ - ДУХ:

  • «Воз», как нечто возвышающееся и возвышенное, как условие получения возможности дыхания, этого непременного условия жизни.

  • «Дух», как нечто самоорганизующее эту жизнь в её красоте и величии. Это сложный способ (форма) духовно-психологического существования человека.

Проявления патриотизма могут быть самыми разными. Патриотизм как чувство может иметь своим результатом социальную активность личности, но в определенных условиях может обернуться и депрессивной пассивностью, страхом за будущее государства, и, следовательно, свое собственное. Патриотизм как сознание может реализоваться в бесконечных речах, порывах и лозунгах, которые, однако, не всегда стимулируют людей к общественно полезной деятельности, деятельности на благо Отечества. Патриотизм как деятельность, является наиболее желательным и выступает системообразующей силой в деле консолидации общества в кризисные периоды.

В ГБПОУ «УМТ» работа по патриотическому воспитанию велась постоянно, но имела очаговый характер, поэтому созрела необходимость в разработке и внедрении в учебно-воспитательный процесс программы Гражданско-патриотического воспитания, которая бы помогла обобщить, систематизировать, структурировать и сделать более эффективной работу по гражданскому и патриотическому воспитанию. Актуальность разработки программы гражданско-правового воспитания была обусловлена задачами ФГОС НПО, потребностью в формировании гражданской идентичности подростка, будущего семьянина, жителя родного края. Главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности - это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны, малой Родины и своего времени, это возможность достойно жить и работать по профессии в родном крае. Гражданско-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная образовательная деятельность образовательного учреждения по формированию у студентов свойств, присущих гражданину, труженику, патриоту своей страны

С 2013 года в ОУ разработана программа гражданско - патриотического воспитания студентов ГБПОУ «УМТ» «Кто, если не мы?!!!». Программа разработана авторским коллективом: директором Лосевой Н.А., заместителем директора по ОД Вставской Н.В., педагогом организатором ОБЖ Матвеевой М.С.. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Иркутской области Профессиональном училище № 68 п.Улькан, и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, она имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Новые идеологические установки приводят к изменению подготовки высококвалифицированного рабочего, специалиста в системе профессионального образования. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания студентов. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.

Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты студентов, педагогического коллектива, родителей) позволяют определить образ обучающегося: наш выпускник - гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Известно, что патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов по защите интересов Родины.

Составной частью патриотического воспитания является гражданское воспитание.

Основные признаки сформированности гражданских качеств личности студентов:

  1. Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.

  2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

  3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Уровни гражданской воспитанности

Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в училище, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в образовательном учреждении, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У студентов с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость соморегуляции и самоорганизации. У студентов с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.

Работа по программе гражданско - патриотического воспитания студентов ГБПОУ «УМТ» «Кто, если не мы?!!!» начата и конечно уже есть первые успехи, которые в последствии превратят студентов ОУ в настоящих граждан, патриотов России.

Построение в России правового государства и гражданского общества актуализирует проблему готовности человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в политической, экономической, культурной жизни. Воспитание молодых людей, умеющих жить в гражданском обществе и правовом государстве, готовых нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, немыслимы без организованной деятельности по гражданскому образованию.

Будущее рождается сегодня. Необходимо не только создавать условия для всестороннего развития молодого человека, но и формировать его активную жизненную позицию, интерес к делам училища, поселка, района, страны. Мы убеждены, что молодые люди должны четко представлять систему управления училища, поселка, района, страны, а для этого нужно помочь им прочувствовать это в деятельности, мотивировать личное участие в процессе создания и работы актива молодёжного самоуправления.

Любовь к семье, родному посёлку, гордость за свою малую родину имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства. Кто, если не мы будем беречь Россию для себя и себя для России!


© 2010-2022