Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5 Краснооктябрьского района г. Волгограда»


Классный час

«Небесные покровители родного языка»

в форме

интеллектуальной игры

««Х:О»


Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)


Участник конкурса

Ситникова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории






















Волгоград, 2016

Актуальность: В наше «смутное время» страшен не столько политико-экономический кризис, сколько духовный. Чтобы народ перестал существовать, не обязательно идти на него с мечом. Достаточно убить в нем душу, совесть, нравственность. Современная массовая культура во многом ведет к разрушению этих основ духовного начала в человеке. Каждый здравомыслящий и культурный человек, в особенности классный руководитель, должен делать все возможное на своем месте, чтобы противостоять этому. Нам необходимо пробуждать в учениках «чувства добрые» к своей Родине - большой и малой, к нашим национальным святыням, историческим и культурным ценностям.

Целью образования детей на этапах детства, отрочества, юности является гуманистическое воспитание, в результате которого, исходя из тенденций общечеловеческого развития, необходимо сформировать личность свободную, инициативную и в тоже время ответственную перед собой и окружающими. Особенно важно, что истину ребенок должен слышать не только из уст учителя, но и видеть на реальном примере жизни великих людей, их творчества; ребенок должен иметь возможность понять изучаемую эпоху, побродить в «коридорах времени». Именно на это направлен классный час «Небесные покровители родного языка» в форме интеллектуальной игры «Х:О».

Целью игры является повышение интереса к истории и деятельности Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки.

Задачи:

  • воспитание внимания и уважения к слову и к истории языка (на примере рассказа о деятельности Кирилла и Мефодия),

  • интеграция познавательных областей: «Социализация», «Коммуникация» и вовлечение в них учащихся.

Целевая аудитория: учащиеся 5- 7 классов.

Количество участников: 25 человек.

Продолжительность: 40 минут.

Методы и приемы: Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации. Именно поэтому ведущим методом классного часа ««Небесные покровители родного языка» является игровой. На протяжении всего мероприятия мы можем наблюдать все признаки игрового метода:

  • сюжетно-ролевая основа (член команды, учетчик, жюри, ведущий),

  • отсутствие жесткой регламентации действий (вариативность правил игры),

  • эмоциональность (рефлексия),

  • изменчивость условий (подвижность дидактического и тематического материала к игре).

К каждому этапу интеллектуальной игры «Х:О» были отобраны наиболее эффективные приемы:

  • приём создания игровой ситуации, направленный на развитие поисковой деятельности;

  • приём соревновательности подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка;

Форма работы: командная.

Оборудование: Для проведения мероприятия необходимо минимальное количество вспомогательных средств. Классный час в форме игры проводится на базе обычного учебного класса. Дополнительными материалами служат распечатанные на плотной бумаге (по возможности) иллюстративные материалы (см. Приложения).

Методические рекомендации

Интеллектуальная игра «Х:О» разработана для 5-7-х классов, однако возможно применение для 4-х классов начальной школы.

На предварительном этапе подготовки учащимся дается задание ознакомиться с историей возникновения славянской азбуки и деятельностью Кирилла и Мефодия на сайте: liveinternet.ru.

Время мероприятия: 40 минут.

Перед проведением игры класс (по картинкам) делится на 4 группы:

  • команда Х (9 человек)

  • команда О (9 человек)

  • Знатоки родного языка (жюри)

  • Летописцы (оформители)

Для организации конкурса на каждом этапе можно привлечь старшеклассников.

Правила игры: Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса. Проигравшая команда имеет право выбрать новую клетку на игровом поле. Победителем игры становится команда, которая во время игры выстроит в ряд 3 своих знака, независимо, по вертикали, горизонтали или диагонали. Если данное условие невыполнимо, то проводятся все 9 конкурсов и побеждает та команда, которая наберёт больше своих знаков. Если все же какая-нибудь команда поставит в ряд 3 своих знака, то игра немедленно прекращается и остальные конкурсы не разыгрываются.

По итогам выполнения заданий на каждом этапе и участия в общем конкурсе определяется команда победителей.

Ход мероприятия

I.Организационный момент.

Ведущий: Как вы думаете, играя, можно научиться чему-то новому?

Ведущий: Какие игры вы знаете? (дети приводят примеры различных игр)

Ведущий: Как называются игры, которые развивают ум, мышление, развивают кругозор? (интеллектуальные игры)

Ведущий: Вы хотите сыграть в интеллектуальную игру? А какой теме будет посвящена наша игра, вы скажете сами, после прослушивания загадки:

На странице букваря -

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Буквы)

Ведущий: Какой теме будет посвящена наша игра? (азбуке). Сегодня я предлагаю вам поиграть в интеллектуальную игру, которая называется «Крестики-нолики». Но сначала нужно определить состав двух команд. Сейчас каждый из вас получит картинку, в которой будет обозначена его роль в игре (Приложение 1).

Дети распределяются по командам. Формируются две команды по 9 человек: команда Х и О, жюри, оформители.

Ведущий: Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечёркивая клетку с названием выигранного конкурса. Проигравшая команда имеет право выбрать новую клетку на игровом поле. Победителем игры становится команда, которая во время игры выстроит в ряд 3 своих знака, независимо, по вертикали, горизонтали или диагонали. Если данное условие невыполнимо, то проводятся все 9 конкурсов и побеждает та команда, которая наберёт больше своих знаков. Если все же какая-нибудь команда поставит в ряд 3 своих знака, то игра немедленно прекращается и остальные конкурсы не разыгрываются.

Ведущий демонстрирует игровое поле (Приложение 2).

Ведущий: Право первенства на участие определим по загадке (для капитанов): Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком.

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

(Книга)

Конкурсы:

1. Памятные места

Ведущий: Памятник Кириллу и Мефодию торжественно открыли в День славянской письменности и культуры 24 мая 1992 года. Проект выполнил известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков, при участии архитектора Юрия Пантелеймоновича Григорьева. Монумент основателям славянской письменности представляет собой установленные на высокий постамент ростовые статуи братьев Кирилла и Мефодия, которые в своих руках держат Святое писание и православный крест. У подножия находится Неугасимая Лампада. На лицевую сторону постамента нанесена надпись на старославянском языке. Вам предстоит восстановить из слов текст, представленный на памятнике и прочитать его всей команде хором (Приложение 3).

«Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».

2. Родное слово

Ведущий: Аз, буки, веди... Именно с этих букв мы начнем наше первое знакомство с церковнославянской азбукой. Каждая буква церковнославянского языка не только передает соответствующий ей звук, но и имеет свое особое имя. Букву А зовут Аз, что значит по-русски я. Букву Б зовут Буки, то есть буква. Имя буквы В - Веди, в переводе - знай. У буквы Г имя Глаголь, то есть говори. Букву Д называют Добро, по-русски это означает хорошо. Произнесите эти первые церковнославянские буквы по их именам: Азбуку знай и говори хорошо. Вот такое пожелание высказывает сама азбука всем, кто берется ее изучить. Кроме того, святой Кирилл написал азбучную молитву. Каждой букве алфавита соответствует новая строчка молитвы, начинающаяся с этой буквы.

А Аз - этим словом молюсь Богу:

Б Боже, всех тварей Создателю

В Видимых и невидимых!

Г Господа, духа впредь живущего,

Д Да вдохнет мне в сердце Слово!

Перед вами буквы - выберите любые 4 и создайте свою азбучную молитву.

3. Пусть говорят все страны и народы

Ведущий: Кирилл и Мефодий поистине стали международным символом, воплощающим как идеи христианства, так и идеи просветительства. В их жизни было много событий, связанных с разными народами и государствами. Вам предстоит восстановить текст, заполнив пропуски (Приложение 5).

Страна

Город

Событие

Значение

Имя, народ

Византия

Солунь

Кирилл и Мефодий

Константинополь

Получил прозвище «Философ»

Кирилл

Корсунь

Нашли Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами»

Моравия

Здесь они проработали более 3 лет: обращали язычников, утверждали в вере и нравственности уже верующих. Но главное - на славянский язык переводили главные христианские книги и службы.

Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.).

4. И буквы могут говорить

Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах - фразеологизмах. Все эти фразеологизмы были хорошо понятны в России до 1917 года. Попробуйте вспомнить значения этих языковых конструкций. Вспомнив значение и внешний вид букв, изобразите их (Приложение 6).

Знать на ять - __________________________________________________

Прописать ижицу -______________________________________________

Сперва аз да буки, а потом и науки - _______________________________

Ведущий:

5. Житие святых

Каждая команда по очереди рассказывает отрывок из жития, победителем будет та команда, которая закончит последняя (Приложение 7).

Ведущий:

6. Икона- окно в мир веры

Ведущий: Сразу же после кончины Кирилла была написана христианская икона святых Кирилла и Мефодия. Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию молятся о помощи в учении, о дружбе между славянскими народами, об их истинной вере, о защите от иноверия и лжеучений. Раскрасьте икону, помня, что каждый цвет в иконе имеет значение (Приложение 8).

7. Исторический калейдоскоп

Ведущий: Ветер истории принес несколько страничек календаря, но информация об этом дне стерта временем. Восстановите историческую справедливость (Приложение 9).

8. Награды найдут героев

Ведущий: Деяния Кирилла и Мефодия продолжают жить в трудах многих людей и до сегодняшнего дня. За их вклад в сохранение языка многие награждены орденами и медалями имени Кирилла и Мефодия. Прочитайте статут награды и, посмотрев на их изображение, ответьте, какой орден вручается в России.

9. Праздник для всей страны

Ведущий: Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Этот праздник объединяет более 270.000.000 славян по всей планете. В России с 1991 года день памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия был на государственном уровне объявлен Днем славянской письменности и культуры. Ежегодно с 20 мая по 1 июня Дни славянской письменности и культуры проходят во всех городах России. Каждый год придумываются все новые и новые формы праздника, в этом творческом задании вам предстоит предложить СВОИ формы сохранения и популяризации родного языка.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Во время проведения игры наблюдался повышенный интерес к теме и выполнению заданий этапов игры. Ребята с большим интересом выполняли задания этапов, активно обсуждали выбор команды. Обосновывали свой выбор при представлении ответов. Творческий конкурс и творческие составляющие всех конкурсов вызвал активную и слаженную работу участников команд. На этом основании можно сделать вывод о том, что цель данного мероприятия была достигнута. Кроме этого достигнуты задачи мероприятия в плане формирования умений ребят работать в группе, слушать и слышать участников своих команд, представлении и отстаивания своего мнения.






































ПКонспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)риложение 1

Команда Х


Команда О

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)


Летописцы

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)




Знатоки русского языка (жюри)

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)











Приложение 2

Игровое поле

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Памятные места

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Родное слово

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Пусть говорят все страны и народы

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Рисунок 1

И буквы могут говорить

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Житие святых

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Икона- окно в мир веры

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Исторический калейдоскоп

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Награды найдут героев

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Праздник для всей страны





Приложение 3




Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)















Памятник Кириллу и Мефодию в Москве установлен в Ильинском

Сквере




«Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».



Приложение 4



Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)



























Приложение 5


Страна

Город

Событие

Значение

Имя, народ

Византия

Солунь

Рождение

Создатели славянского языка

Кирилл и Мефодий

Византия

Константинополь

Учеба

Получил прозвище «Философ»

Кирилл

Византия

Корсунь

Нашли Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами»

Стали учиться читать и говорить на русском языке

Кирилл и Мефодий

Моравия

Были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов

Здесь они проработали более 3 лет: обращали язычников, утверждали в вере и нравственности уже верующих. Но главное - на славянский язык переводили главные христианские книги и службы.

Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.).

Кирилл и Мефодий



























Приложение 6

Знать на ять - знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу - проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки - т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.






















Приложение 7

Жизнь и труды святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями. Старший - Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг. Младший брат - Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением. В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: "Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения".Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе. Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь. Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:"Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя". Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина. Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Тогда они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для того чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.
Вскоре по прибытии немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, принял монашество с именем Кирилл (под которым и поминается вселенскою Церковью). Болезнь его продолжалась пятьдесят дней, после чего святой равноапостольный Кирилл преставился ко Господу. Святой же Мефодий был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры.




Приложение 8

Свв. Кирилл и Мефодий. Икона. Москва. 1990-е. Ризница Троице - Сергиевой лавры.


Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)












Приложение 9

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)

827-840

Кирилл получил образование при дворе византийского императора Михаила III в Константинополе, где одним из его учителей был Фотий. Хорошо знал славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Отказавшись от предложенной ему императором административной карьеры, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал философию (получил прозвище «Философ»).

840-850-е

Кирилл успешно участвовал в диспутах с иконоборцами. Был в Сирии, где одержал победу в богословских спорах с мусульманами. Около 860 года совершил дипломатическую поездку к хазарам.

860-е

В науке нет единого мнения по вопросу о том, какую азбуку создал Кирилл - глаголицу или кириллицу (большинство учёных считают, что глаголицу). Проповедь братьев на понятном моравскому населению славянском языке заложила основу национальной церкви, но вызвала недовольство немецкого католического духовенства.

860-е

Папа Адриан II в специальном послании разрешил им распространение славянских книг и славянского богослужения.

863

Мефодий отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. В этом же году Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором в Моравию в целях проповеди христианства на славянском языке и оказания помощи моравскому князю Ростиславу в борьбе против немецких феодалов. Перед отъездом Кирилл создал славянскую азбуку и с помощью Мефодия перевёл с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (избранные чтения из Евангелия, апостольские послания, псалтырь и др.

866

Кирилл и Мефодий по вызову римского папы Николая I направились в Рим, по дороге побывали в Блатенском княжестве (Паннония), где также распространяли славянскую грамоту и славянский богослужебный обряд.

869

После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящён в сан архиепископа Моравии и Паннонии и в 870 возвратился из Рима в Паннонию.

884

Мефодий вернулся в Моравию и занимался переводом Библии на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия, изгнанными из Моравии в 886.








ПКонспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)риложение 10

Орден «Кирилл и Мефодий» (болг. Орден «Кирил и Методий») был учреждён 13 декабря 1950 года Указом № 649 Президиума Народного собрания НРБ как преемник в республиканской наградной системе ордена «Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий» 1909 года. Орден имел три степени и предназначался для награждения болгарских и иностранных граждан за деятельность в области просвещения, культуры и науки, а также за большие заслуги в воспитании болгарского народа. Отменён в 1991 году.

ОКонспект внеклассного мероприятия по русскому языку ( 5-9 класс)рден имени Святых Кирилла и Мефодия учрежден Международной Академией Славянской письменности имени святых Кирилла и Мефодия. Орденом награждаются выдающиеся представители науки, образования и просвещения, культуры, журналистики Славянских Стран. Орден вручается в торжественной обстановке в городе Москва.

21

© 2010-2022