- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа духовно - нравственного воспитания
Программа духовно - нравственного воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миридонова В.И. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся начальных классов
1. Пояснительная записка
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Настоящая программа предусматривает:
- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащимся осваивать и на практике использовать полученные знания;
- формирование целостной образовательно-воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную и региональную специфику;
- формирование у учащихся активной деятельностной позиции.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально - ответственному поведению;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки "становиться лучше";
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- принятие личностью национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, умение им противодействовать;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
- бережное отношение к жизни человека, законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
- формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
- укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
- повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны, укреплению национальной безопасности.
2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является:
создание условий для воспитания высоконравственной, творческой, компетентной личности, принимающей судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходима постановка и решение следующих задач:
-
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
-
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
-
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
-
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
-
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
-
Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
3. Основные национальные ценности.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека; равноправие; ответственность и чувство долга; забота и помощь; мораль, честность, щедрость; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность; представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни; здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
5. Воспитание целостного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6.Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; самовыражение в творчестве и искусстве.
4. Принципы воспитания.
Принципы гуманистического воспитания:
-
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и "правильные", общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании, доводя до уровня убеждения и социального поступка, и в ходе образовательного процесса усваивает и реализует нормы самовоспитания.
-
Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
-
Принцип целостности - предполагает формирование у учащихся не отдельных целостных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы.
-
Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных, нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне и обеспечить их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).
-
Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы творчества, доброжелательного, уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.
-
Принцип вариативности - предполагает воспитание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющий противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.
-
Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта социальной активности, практической реализации социально - значимых проектов, созданных детьми.
5. Ожидаемые результаты.
1 класс
- элементарные представления о государственной символике, законах Российской Федерации, народных традициях;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- первоначальный личный опыт здоровье - сберегающей деятельности;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
2 класс
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
3 класс
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; к природе и всем формам жизни;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
4 класс
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение, этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- установка на здоровый образ жизни;
- знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- понятие прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
6. Методы мониторинга и диагностики.
Выводы образовательно-воспитательной деятельности даются классными руководителями, школьным психологом и социальным работником и направлены на:
- характеристику достижений и положительных качеств обучающихся(оценка уровня воспитанности)
- определение приоритетных задач и направлений личностного развития и воспитания с учетом как достижений, так и психологических проблем развития ребенка;
- систему психолого-педагогических рекомендаций.
Показательными в отношении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются - адекватная самооценка, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы.
Важным критерием отслеживания воспитательных результатов является степень сформированности классного коллектива, выражающаяся в:
1. Состояние эмоционально-психологических отношений коллектива класса.
2. Сформированность индивидуальности классного коллектива (социометрия).
Следует отметить, что достижение учащимися результатов в их личностном развитии и воспитании обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса как учебных предметов, представленных в основной образовательной программе, так и внеурочной деятельности, реализуемой семьей и школой.