- Преподавателю
- Классному руководителю
- Межведомственный подход к включению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство
Межведомственный подход к включению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаршина С.А. |
Дата | 05.03.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Межведомственный подход к включению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство
Процесс становления полноценной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проходит под влиянием различных факторов, первым и важнейшим из которых является семья. В процессе взаимодействия с семьями часто возникают проблемы, связанные с различием в понимании и оценке родителями и специалистами текущего состояния ребёнка, эффективности методов воздействия. Семью необходимо включать в образовательное пространство ребёнка.
Семья - социальный институт, основа государства и общества. В прочной, надёжной семье нуждается каждый человек. Особенно важно влияние семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В Сосенской специальной ( коррекционной) общеобразовательной школе - интернате VIII вида организован «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Мы уделяем внимание работе по межведомственному взаимодействию. Нами отработаны и получены результаты по таким формам межведомственного взаимодействия как кабинет абилитации и реабилитации детей с ОВЗ, выездной психолого-педагогической и медико-социальной консультационной службы, расширенной психолого-медико-педагогической комиссии.
Основная цель работы : оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с 3лет до 18 лет.
Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым умным, самым успешным, самым здоровым. Ребенок подрастает, и внимательные родители замечают, что он отстаёт от сверстников в речевом развитии или никак не может выучить наизусть самую простую потешку, или не может сосредоточиться даже на 3-4 минуты и ведет себя как настоящий непоседа. Первоклассники часто испытывают затруднения при обучении чтению: буквы никак не запоминаются, не хотят сливаться слоги в слова. По математике огромные проблемы с таблицей умножения. У родителей возникает вопрос: Что делать? Куда обратиться? Как справиться с проблемами?
Эти проблемы может решить расширенный состав ПМПК
Основными задачами психолого-медико-педагогической комиссии являются:
-раннее выявление и предупреждение отклонений в развитии, затрудняющих социальную адаптацию ребенка;
-определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
- консультирование ребенка (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- отслеживание динамики обучения в процессе воспитания и обучения ребенка.
Благодаря слаженной работе ПМПК, каждый ребенок обследуется специалистами и для него выбирается свой путь обучения и развития.
В школе -интернате планировалось создание и функционирование кабинета абилитации и реабилитации. Такой кабинет был создан и продолжает успешно функционировать.
Цель работы кабинета заключается в осуществлении индивидуально-ориентированной медицинской, социальной, педагогической и психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет, а также семьям, в которых они воспитываются.
Приоритетными являются задачи:
- выявление семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, изучение их потребностей;
- формирование банка данных о детях и подростках с ограниченными возможностями здоровья по Козельскому району;
- комплексное изучение развития ребенка и его резервных возможностей;
- разработка и реализация программ индивидуального сопровождения ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями семьи, в которой он воспитывается;
-включение ребенка с ограниченными возможностями в среду успешно развивающихся сверстников ( проведение совместных спортивных мероприятий, фольклорных праздников, выставок детских работ и др.)
Алгоритм работы кабинета:
-отбор детей;
-изучение документации;
-первичный прием;
-выявление запроса семьи ;
-изучение социальной ситуации в семье;
-формулирование проблем ребенка или семьи;
-определение направлений реабилитационной программы;
- узкое тестирование;
-составление плана абилитации (реабилитации);
-реализация плана абилитации (реабилитации);
-контроль за выполнением индивидуальной реабилитационной программы;
-оценка эффективности разработанной программы.
В данной деятельности используется опыт командной работы специалистов. Главным принципом является межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход в оказании помощи детям. Что достигается командной работой специалистов различного профиля: педагог - дефектолог, педагог-логопед, врач-педиатр, врач-реабилитолог, социальный педагог, педагог-психолог. Командное взаимодействие позволяет организовать работу в различных направлениях: психолого-педагогическом, психотерапевтическом, социально-психологическом.
Решение задачи включения ребенка с ОВЗ в процесс образования требует создания специальных образовательных условий. К таким условиям относятся: «специальные образовательные программы
(адаптированные, авторские, комплексные и др.); подходы; 4) методики; формы (проекты, исследования, экскурсии ); материально-технические условия; психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ,
методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья невозможно (затруднено)». В зависимости от задач, на которые ориентируется специалист, занимающийся поддержкой и/или сопровождением детей с ОВЗ при их включении в образовательные программы, и в зависимости от выбора соответствующей этим задачам модели включения, специальные образовательные условия строятся различным образом. Это позволяет выделить различные модели специальных образовательных условий. Участие в образовательных программах ставит целью включение в создаваемую с их помощью социальную среду обитания и культурное развитие личности, является средством получения профессии, средством достижения субъективного жизненного благополучия, средством формирования социальной компетентности в мультикультурной среде (толерантности, принятия другого и т.п.).
Список литературы:
1. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып.6-7: научно-практический сборник/ М.с. Дименштейн М.:Теревинф,2009. 256с.
2. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе ( Часть1): методическое руководство/ Л.Я. Ясюкова. Спб: ИМАТОН.2007.208 с.