Статья «НРАВСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО»

Основы формирования духовного развития личности в процессе нравственно - эстетического воспитания закладываются в младшем школьном возрасте.

Итак, в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.

Важность эстетического воспитания в плане духовного развития личности отмечена в педагогике ХХ века такими педагогами, как Н. К. Крупская, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Неменский, С. Х. Раппопорт, С. Т. и В. Н. Шацкие, А. С. Макаренко и, особенно, в концепции эстетического воспитания В. А. Сухомлинского .

Изучение основных положений педагогической системы В. А. Сухомлинского является актуальной для современной педагогики, т.к. педагогическая деятельность Сухомлинского дает нам богатый фактический материал, эмпирические и теоретические обобщения фактов, которые современный педагог может использовать в своей деятельности.

Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания младших школьников становится все более актуальной.

Таким образом, школа - основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной является нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях. То есть школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества - трудолюбие, терпимое отношение к окружающим, уважение к старшим, долг перед Родиной, преданность, честность, совесть, правдивость и др. А также школа в процессе нравственного воспитания младшего школьника призвана формировать у него моральное сознание, которое диктует ему как себя вести в той или иной ситуации. Считается, что в человеке с детских лет нужно вырабатывать умение управлять своими чувствами, подавлять дурные страсти и подчинять свои действия и поступки разуму.

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Он должен научить ребенка с детства любить жизнь, окружающий мир, уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Специфической его особенностью следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Значит, задача учителя начальных классов - воспитание нравственно - эстетического человека через реализацию идей В.А. Сухомлинского.



© 2010-2022