Устный журнал на тему Война и дети несовместимы (8-11 классы)

Предлагаю вашему вниманию  сценарий мероприятия, которое  расчитано на детей старшего возраста. Тема устного журнала "Война и дети несовместимы". Цель: создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе В нем размещено: - презентация (фотографии детей военных лет, стихи о воееной поре); -  музыкальное сопровождение; - сценарий устного журнала. Устный журнал был показан в школе во время месячника спортивно-патриотического воспитания в феврале месяце. Я думаю эта разрабо...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Козырева С.В.

учитель музыки

1 квалификационной категории

"Не совместимы дети и война"

(устный журнал, посвященный детям войны)

Цель создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:

  1. Раскрытие перед учащимися событий военного времени, развитие эмоционального восприятия тех событий через образы детей, раскрытые в стихах; воспитание чувства уважения, любви и преданности Отчизне, готовности её защитить; формирование сознания активного гражданина;

  2. Формирование умения работать с документальными материалами.


"А они родом из войны…"

На минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Еще вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Все время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зеленой у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг, -
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.

Аркадий Кулешов

(звучит запись Альбинони "Адажио")

Утром двадцать второго июня сорок первого года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с растрепанными косичками и ее кукла.

Многие запомнили эту девочку…

А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

А их таких были тысячи в сорок первом - сорок пятом годах…

Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется большой войны, в огне которой дети испарялись бы, как капли воды.

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое!

Что помнят о матери? Об отце?

- "…осталась на угольках одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…" (Аня - 5 лет)

- Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:

- "Сына уведите… Сына уведите, чтобы не смотрел…" (Саша - 7 лет)

- Еще они могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как убегали на фронт:

- "… боялся, что война без меня кончится. А она была такая длинная: началась - я вступил в пионеры, кончилась - уже комсомолец" (Костя - 14 лет).

- Как тосковали, когда наступило первое сентября сорок первого года и не надо было идти в школу. Как, только встав на ящики, дотягивались до станков и в десять - двенадцать лет работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что

- "… я забыл за четыре года, что это такое - белый батон" (Саша - 10 лет).

Детская память - вещь загадочная. Первое воспоминание трехлетнего Володи Шаповалова, как вели на расстрел их семью и ему казалось, что мать кричала громче всех:

- "… может, потому мне так казалось, что она несла меня на руках, а я обхватил ее за шею. И руками слышал, как голос шел из горла".

- "Мы уже неделю ехали голодные. Мать отдала нам с братом последние два сухаря, а сама только смотрела на нас. "

- Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети. Их рассказы и воспоминания тоже длиной в целую войну.

Детские воспоминания

1) "А она кричала: "Это не моя дочь!…"

- Фаина Люцко - 15 лет.

… Не буду рассказывать… Не могу… Я не думала после всего жить... Я думала, что сойду с ума… Я каждый день вспоминаю, а рассказать? … Я буду болеть, если расскажу…

Помню, что они черные все, черные… У них даже собаки были черные…

Мы жались к матерям… Они не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял и разделили: детей - отдельно, родителей - отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама… А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала… Как-то меня к ней пропустили.

- Это не моя дочь!

- Мамочка!

- Это не моя дочь! Это не моя дочь…

Вот это я запомнила. Глаза у нее не слез были полны, а крови. Полные глаза крови:

- Это не моя дочь!

Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Расстреляли двух моих сестер и двух моих братьев. Когда убили детей, стали убивать родителей. Стояла женщина, держала на руках грудного ребеночка, он сосал водичку из бутылочки. Они выстрелили сначала в бутылочку, потом в ребенка, а потом только мать убили.

Я думала, что сойду с ума… Что я жить не останусь… Зачем меня мама спасла?…

2) "Она пришла в белом халате, как мама…"

Саша Суетин - 3 года.

Помню отдельными картинками… Маму в белом халате… Отец - военный, мама работала в госпитале. Это потом уже старший брат рассказал. А я помню только белый мамин халат… Даже лица не помню, только белый халат… И еще - белую шапочку, она всегда стояла на маленьком столике, именно стояла, а не лежала, такая накрахмаленная.

Мама не пришла…

Мы оказываемся в каком-то длинном то ли доме, то ли сарае, на нарах. Все время хочется есть, я сосу пуговицы на рубашке, они похожи на леденцы, которые привозил из командировок отец. Я жду маму.

Какой-то мужчина запихивает нас с братом в угол нар, накрывает одеялом, забрасывает тряпками. Начинаю плакать, он гладит меня по голове. Брат мне потом рассказывал, что мы оказались в концлагере, там брали у детей кровь. Взрослые нас прятали.

Но однажды мне надоедает долго сидеть под одеялом. Начинаю тихо, а потом громко плакать. Кто-то сбрасывает с меня и брата тряпки, стягивает одеяло. Открываю глаза, возле нас стоит женщина в белом халате:

- Мама! - тянусь я к ней.

Она гладит меня сначала по голове, потом по руке. Затем берет что-то из металлической коробочки. Но я не обращаю на это никакого внимания, я вижу только белый халат и белую шапочку.

Вдруг! - острая боль в руке. У меня под кожей иголка. Не успеваю накричаться, как теряю сознание. Прихожу в себя - надо мной сидит тот самый мужчина, который нас прятал. Рядом лежит брат.

- Не пугайся, - говорит мужчина. - Он не мертвый, он спит. У вас взяли кровь.

- Это была не мама?

- Нет…

- Она пришла в белом халате, как мама… - И я закрываю глаза.

И дальше ничего не помню: кто и как нас спас в лагере, как оказались мы с братом в детдоме, как узнали, что родители наши погибли… Что-то случилось с моей памятью. Пошел в первый класс. Дети два-три раза прочтут стихотворение - и запомнили. А я десять раз прочту - и не запоминаю. Но запомнил, что двойки мне учителя почему-то не ставили. Другим ставили, а мне - нет…

3)"Я видел…"

Юра Карпович (8 лет)

…Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз… Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: "Юде!…"

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

4)"Доченька, запомни это на всю жизнь…"

Аня Корзун - 2 года.

… Мне запомнилось девятое мая сорок пятого года. В детский сад прибежали женщины:

- Дети, победа!

Стали нас всех целовать, включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто сам лез… Залазили друг на дружку, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись… Всем хотелось поцеловать слово "победа"…

Вечером над городом поднялся салют. Мама открыла окно и заплакала:

- Доченька, запомни это на всю жизнь…

А я боялась.

Когда вернулся с фронта отец, я его боялась. Он даст мне конфету и просит:

- Скажи: папа…

Возьму конфету, спрячусь с ней под стол:

- Дядя…

У меня всю войну папы не было.

Маленькие солдаты

(на сцене 2 ученика)

Один из документов фашистской программы гласит:

"Помни и выполняй:

  1. Нет нервов, сердца, жалости - ты сделан из немецкого железа.

  2. Уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.."

- Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился лицом к лицу советский народ. На столы мобилизационных пунктов рядом с заявлениями отцов и матерей с просьбой отправить на фронт, клали заявления их дети, зачастую написанные еще неустойчивым почерком.

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага -
Сыны полков своей страны.

(на сцену выходят все участники)

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.


Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!

- Дети войны никогда не забудут тех, кто избавил их от беды, несчастья и неволи...


- 4 года шла война - это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей.


- Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с легкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья... Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?


- Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать ... 32 года!


- 2,5 тысячи километров - это значит 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!


- 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Вновь скупая слеза сторожит тишину,

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье -

Ты послушай святую минуту молчанья.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны.

Говорят, что человек жив пока о нём помнят. ПОМНИТЕ!!!





8

© 2010-2022