Велосипед - мой друг и попутчик

Цель классного часа - закрепить знания и представления школьников о безопасном движении на велосипеде. Задачи: 1.                  познакомить обучающихся с историей развития и разнообразием моделей велосипеда; 2.                  вспомнить правила обращения с велосипедом для обеспечения собственной безопасности и окружающих. 3.                  уточнить знания об устройстве велосипеда; 4.                  воспитывать культуру безопасной езды на велосипеде. Оборудование: ·                     к...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по ПДД, 7 А класс

Классный руководитель Горбова С.А.

Тема: «Велосипед - мой друг и попутчик»


Цель - закрепить знания и представления школьников о безопасном движении на велосипеде.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с историей развития и разнообразием моделей велосипеда;

  2. вспомнить правила обращения с велосипедом для обеспечения собственной безопасности и окружающих.

  3. уточнить знания об устройстве велосипеда;

  4. воспитывать культуру безопасной езды на велосипеде.

Оборудование:

  • компьютер

  • мультимедийный проектор.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие детей.

Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса.

А теперь на белом свете все куда-то колесят,
Едут взрослые и дети на работу в зоосад.
Едут в баню и аптеку, едут к маме на обед,
Что же будет с человеком через десять тысяч лет?

Прогресс, как время - неумолим. Стремительно развивается автомобильная индустрия, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стало главной задачей.

II. Сообщение темы и цели занятия.

Слайд программа занятия: Слайд №1

Тема нашего занятия связана с велосипедом и называется «Велосипед - мой друг и попутчик»

Сегодня вы познакомитесь с историей развития и разнообразием моделей велосипеда, уточните знания об его устройстве, вспомните о правилах безопасной езды на этом виде транспорта.

III. Основная часть.

Что такое велосипед? Велосипе́д (из фр. vélocipède, от лат. velox - быстрый и pes - нога) - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипеды.

Слайд №2

Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём». Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.

Слайд №3

Во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед - самое распространённое транспортное средство.

Он стал таковым благодаря чему?

-низкой стоимости

-лёгкости

- малым размерам

- отсутствию потребности в топливе

- относительной безопасности.

Слайд №4

"Когда изобрели велосипед?"

Слайд №5

До 1817 года

Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года неясны и противоречивы. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, или его ученику Джакомо Капротти, есть, по мнению многих, подделка .

Слайд №6-7

Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин - владелец завода. За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Слайд №8-9

1817 год и далее

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколесный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжен рулем и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке.

Слайд №10-11

В 1839-1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Выходит, Макмиллан и создал первый велосипед. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.

В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.

Слайд №12-13

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция) ничего не знал о велосипеде Макмиллана.В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.

Слайд №14-15

В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск велосипедов с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Поработав у Мишо-Оливье короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем велосипеда.

Слайд №16-17

С 70-х годов XIX века эта модель велосипеда стала приобретать популярность. На втулке - переднего колеса были педали, а седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трёхколёсные самокаты.

Слайд №18-19

В 1878-м году английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Слайд №20

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. Велосипед Старли получил название «безопасный велосипед» и стал так известен, что слово Rover во многих языках обозначает велосипед.

Слайд №21-22

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.

В 1898 были изобретены

-педальные тормоза

- механизм свободного хода

В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Слайд №23

Велосипеды продолжали совершенствоваться во второй половине XX века. В 1983 году был изобретён велокомпьютер.

В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады.

В конце XX века наиболее распространёнными моделями велосипедов были (отсортированы по возрастанию размера): Дружок, Лёвушка, Олимпик, Школьник, Орлёнок, Кама, Салют, Уралец, Украина, Аист, Урал.

Слайд №24-25

Конструкция велосипеда.

Слайд №26

Велосипед классической конструкции состоит из:

- рамы,

-рулевой вилки с рулем

-переднего и заднего колеса,

- седла на подседельном штыре,

-педалей с кривошипам,

-цепной передачи

-тормозов.

Слайд №27

Дополнительно велосипед может оборудоваться одним или двумя амортизаторами, багажником, светотехникой (лампами), звуковым сигналом, подставкой-"подножкой".

Игра "Собери велосипед".

Слайд №28

У нас большой выбор.

Слайд №29

Современные велосипеды используется для разных целей.

Основные разновидности велосипедов:

1.детские (двух-, трехколесные)

2. подростковые

3. взрослые (мужские и дамские)

4.дорожные

5. спортивные.

6. тандем - двухместный

7. грузовые

8. велоколяска

Слайд №30-37

Также существуют велосипеды:

- прогулочные;

- «необычные»;

- «горные»;

- специализированные.

Слайд №38

Безопасная езда.

Слайд №39

Правила движения на велосипеде:

1. Прежде всего, помните, что ездить на велосипеде по улицам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.

Слайд № 40

2. Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность велосипеда (тормозов, звонка), а при наступлении темноты или недостаточной видимости дороги - наличие переднего фонаря или отражателя белого цвета или красного фонаря сзади велосипеда (катафотов).

Слайд № 41

3. Движение на велосипеде по улицам города разрешается по велосипедной дорожке, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом: выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;

Слайд №42

4. Также необходимо помнить, что перед началом движения, перестроением, поворотом налево или направо, разворотом и остановкой водитель обязан подавать сигнал рукой. При этом:

- сигналу левого указателя поворота соответствует левая рука, вытянутая в сторону, или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх,

- сигналу правого указателя поворота соответствует правая рука, вытянутая в сторону, или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх,

- сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Слайд №43

Водителям велосипеда запрещается:

  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой и (или) не держа ноги на педалях;

  • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;

  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;

  • двигаться по автомагистраль;

  • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря;

  • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом .

Игра «Велосипедист» Слайд № 44 - 52

Вам необходимо ответить на вопросы, которые вы увидите на экране. Правильно ответив, вы увидите части рисунка. Который вы должны потом угадать.

  1. С какого возраста можно выезжать на проезжую часть? (С 14 лет)

  2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? (Исправность велосипеда (тормозов, звонка))

  3. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части?(1 метр)

  4. Можно ли перевозить детям на велосипеде пассажиров? (нет)

  5. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или левой рукой, вытянутой сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх.)

  6. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота налево? (Вытянутой левой рукой или правой рукой, вытянутой сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх.)

  7. Должен ли велосипедист остановиться на перекрестке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создает аварийную ситуацию? (должен)

  8. Как в тёмное время суток нужно двигаться на велосипеде по дороге? (двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) с включенным передним белым фонарем, сзади красным.)

Слайд №53

Вы правильно ответили на все вопросы. Кто изображен? (велосипедист тигр)

Слайд №56

Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные знаки «Автомагистраль», и «Дорога для автомобилей», которые запрещают движение велосипедов.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Спасибо за внимание, ребята. Участвуя в дорожном движении, будьте внимательны и осторожны. Безопасных вам дорог!

4

© 2010-2022