- Преподавателю
- Классному руководителю
- Велосипед - мой друг и попутчик
Велосипед - мой друг и попутчик
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горбова С.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час по ПДД, 7 А класс
Классный руководитель Горбова С.А.
Тема: «Велосипед - мой друг и попутчик»
Цель - закрепить знания и представления школьников о безопасном движении на велосипеде.
Задачи:
-
познакомить обучающихся с историей развития и разнообразием моделей велосипеда;
-
вспомнить правила обращения с велосипедом для обеспечения собственной безопасности и окружающих.
-
уточнить знания об устройстве велосипеда;
-
воспитывать культуру безопасной езды на велосипеде.
Оборудование:
-
компьютер
-
мультимедийный проектор.
Ход занятия:
-
Организационный момент. Приветствие детей.
Трудно было человеку десять тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда, слепо верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса.
А теперь на белом свете все куда-то колесят,
Едут взрослые и дети на работу в зоосад.
Едут в баню и аптеку, едут к маме на обед,
Что же будет с человеком через десять тысяч лет?
Прогресс, как время - неумолим. Стремительно развивается автомобильная индустрия, поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стало главной задачей.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Слайд программа занятия: Слайд №1
Тема нашего занятия связана с велосипедом и называется «Велосипед - мой друг и попутчик»
Сегодня вы познакомитесь с историей развития и разнообразием моделей велосипеда, уточните знания об его устройстве, вспомните о правилах безопасной езды на этом виде транспорта.
III. Основная часть.
Что такое велосипед? Велосипе́д (из фр. vélocipède, от лат. velox - быстрый и pes - нога) - транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека через ножные педали или (редко) через ручные рычаги. Большинство велосипедов имеют два колеса, но бывают и трёх-, и четырёх-, и даже одноколёсные велосипеды.
Слайд №2
Правила дорожного движения России определяют велосипед как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём». Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.
Слайд №3
Во всём мире используется более миллиарда велосипедов, поэтому велосипед - самое распространённое транспортное средство.
Он стал таковым благодаря чему?
-низкой стоимости
-лёгкости
- малым размерам
- отсутствию потребности в топливе
- относительной безопасности.
Слайд №4
"Когда изобрели велосипед?"
Слайд №5
До 1817 года
Сведения о велосипедах и самокатах до 1817 года неясны и противоречивы. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, или его ученику Джакомо Капротти, есть, по мнению многих, подделка .
Слайд №6-7
Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин - владелец завода. За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Велосипед хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.
Слайд №8-9
1817 год и далее
В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколесный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжен рулем и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке.
Слайд №10-11
В 1839-1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Выходит, Макмиллан и создал первый велосипед. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.
В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.
Слайд №12-13
В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция) ничего не знал о велосипеде Макмиллана.В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.
Слайд №14-15
В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск велосипедов с педалями. Мишо догадался сделать раму велосипеда металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Поработав у Мишо-Оливье короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал свое изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем велосипеда.
Слайд №16-17
С 70-х годов XIX века эта модель велосипеда стала приобретать популярность. На втулке - переднего колеса были педали, а седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трёхколёсные самокаты.
Слайд №18-19
В 1878-м году английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.
Слайд №20
Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover - «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. Велосипед Старли получил название «безопасный велосипед» и стал так известен, что слово Rover во многих языках обозначает велосипед.
Слайд №21-22
В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.
В 1898 были изобретены
-педальные тормоза
- механизм свободного хода
В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.
Слайд №23
Велосипеды продолжали совершенствоваться во второй половине XX века. В 1983 году был изобретён велокомпьютер.
В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады.
В конце XX века наиболее распространёнными моделями велосипедов были (отсортированы по возрастанию размера): Дружок, Лёвушка, Олимпик, Школьник, Орлёнок, Кама, Салют, Уралец, Украина, Аист, Урал.
Слайд №24-25
Конструкция велосипеда.
Слайд №26
Велосипед классической конструкции состоит из:
- рамы,
-рулевой вилки с рулем
-переднего и заднего колеса,
- седла на подседельном штыре,
-педалей с кривошипам,
-цепной передачи
-тормозов.
Слайд №27
Дополнительно велосипед может оборудоваться одним или двумя амортизаторами, багажником, светотехникой (лампами), звуковым сигналом, подставкой-"подножкой".
Игра "Собери велосипед".
Слайд №28
У нас большой выбор.
Слайд №29
Современные велосипеды используется для разных целей.
Основные разновидности велосипедов:
1.детские (двух-, трехколесные)
2. подростковые
3. взрослые (мужские и дамские)
4.дорожные
5. спортивные.
6. тандем - двухместный
7. грузовые
8. велоколяска
Слайд №30-37
Также существуют велосипеды:
- прогулочные;
- «необычные»;
- «горные»;
- специализированные.
Слайд №38
Безопасная езда.
Слайд №39
Правила движения на велосипеде:
1. Прежде всего, помните, что ездить на велосипеде по улицам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.
Слайд № 40
2. Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность велосипеда (тормозов, звонка), а при наступлении темноты или недостаточной видимости дороги - наличие переднего фонаря или отражателя белого цвета или красного фонаря сзади велосипеда (катафотов).
Слайд № 41
3. Движение на велосипеде по улицам города разрешается по велосипедной дорожке, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом: выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота;
Слайд №42
4. Также необходимо помнить, что перед началом движения, перестроением, поворотом налево или направо, разворотом и остановкой водитель обязан подавать сигнал рукой. При этом:
- сигналу левого указателя поворота соответствует левая рука, вытянутая в сторону, или правая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх,
- сигналу правого указателя поворота соответствует правая рука, вытянутая в сторону, или левая рука, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх,
- сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Слайд №43
Водителям велосипеда запрещается:
-
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой и (или) не держа ноги на педалях;
-
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
-
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
-
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
-
двигаться по автомагистраль;
-
двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря;
-
буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом .
Игра «Велосипедист» Слайд № 44 - 52
Вам необходимо ответить на вопросы, которые вы увидите на экране. Правильно ответив, вы увидите части рисунка. Который вы должны потом угадать.
-
С какого возраста можно выезжать на проезжую часть? (С 14 лет)
-
Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой? (Исправность велосипеда (тормозов, звонка))
-
На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части?(1 метр)
-
Можно ли перевозить детям на велосипеде пассажиров? (нет)
-
Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или левой рукой, вытянутой сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх.)
-
Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота налево? (Вытянутой левой рукой или правой рукой, вытянутой сторону и согнутой в локте под прямым углом вверх.)
-
Должен ли велосипедист остановиться на перекрестке на красный свет, если нет транспортных средств, и он не создает аварийную ситуацию? (должен)
-
Как в тёмное время суток нужно двигаться на велосипеде по дороге? (двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) с включенным передним белым фонарем, сзади красным.)
Слайд №53
Вы правильно ответили на все вопросы. Кто изображен? (велосипедист тигр)
Слайд №56
Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные знаки «Автомагистраль», и «Дорога для автомобилей», которые запрещают движение велосипедов.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
Спасибо за внимание, ребята. Участвуя в дорожном движении, будьте внимательны и осторожны. Безопасных вам дорог!
4