- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Дружба начинается с улыбки»
Классный час «Дружба начинается с улыбки»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колдаева О.Б. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час
«Дружба начинается с улыбки»
(для учащихся 8 класса)
Пояснительная записка:
В школьном коллективе обучающийся знакомится с принципами, социальными нормами, ценностными ориентациями, присущими развитому обществу. Здесь он получает практику общения, возможность накопления разностороннего социального опыта, усвоение навыков коллективной деятельности, возможность личностного самоутверждения.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.
Тема классного часа посвящается нравственной проблеме взаимоотношения детей, предотвращению возможных конфликтов между ними.
В начале работы с классом пришлось столкнуться именно с этой проблемой.
Чтобы сплотить коллектив класса, подружить детей, научить уважать друг друга, я приложила немало сил, организуя коллективные творческие дела, стараясь вовлекать в них всех учащихся .
Цели классного часа:
1.Формировать культуру межличностных отношений.
2.Корректировать, улучшать, развивать в детях важные психологические свойства (верность, помощь, бескорыстие, единство взглядов, доверие, общее дело, радость общения),гуманистические качества личности.
3.Прививать учащимся чувство значимости дружбы.
4.Развивать умения аргументировать свою точку зрения и уважать мнение товарища.
5.Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
6.Создавать и развивать положительные традиции коллективной жизни класса.
Предварительная работа.
1.Чтение и обсуждение произведений М.Ю.Лермонтова «Маскарад», И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука», Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», А.С.Пушкина «И.Пущину», Л.Н.Толстого «Кавказкий пленник».
2.Подбор пословиц и высказываний великих людей о дружбе.
3.Выставка книг разных писателей о дружбе.
4.Домашнее сочинение.
5.Просмотр фильма по драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад».
Оборудование.
1.Оформление доски
2.Проектор
3.Экран
4.Колонки
5.Ноутбук
6.Диск с фильмом «Маскарад»
7.Толковый словарь
8. Карточки с незаконченным рассказом
Ход классного часа.
Ι.Организационный момент.
Звучит песня «Когда мои друзья со мной».
ΙΙ.Вступительное слово учителя:
-Сегодня, ребята, мы с вами говорим о дружбе, об отношениях, которые должны быть между одноклассниками.
Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность.
«Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг»,-писал ещё в 12 веке Шота Руставели.
ΙΙΙ.Беседа
Учитель:
-Давайте мы с вами вспомним пословицы о дружбе.
Я буду называть начало пословицы, а вы окончание.
-
Один за всех…(все за одного)
-
Гусь свинье…(не товарищ)
-
Старый друг…(лучше новых двух)
-
Гора с горой не сходится, а человек…(с человеком сойдется)
-
С кем поведёшься…(от того и наберёшься)
-
Не имей сто рублей…(а имей сто друзей)
-
Дружба дружбой…(а служба службой)
-Меня заинтересовало значение последней пословицы. Объясните, пожалуйста, как вы её понимаете.
ΙҮ. Работа с сочинением.
-Вы, ребята, дома написали сочинение-миниатюру «Что такое настоящая дружба». Я зачитаю цитаты из ваших сочинений. (Зачитываются цитаты)
Учитель:
-А вот как об этом сказал великий В.Шекспир:(1 ученик зачитывает наизусть)
Настоящий друг везде
Верен: в счастье и в беде:
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь - он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
Учитель:
-Что же Шекспир считает главным в дружбе?
Дети:
- Верность, помощь(записать на доске)
Учитель:
-У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.
Звучит песня «Как положено друзьям…»
Учитель:
-Какая добрая песенка, как многому она нас учит.
-Давайте послушаем, что говорит о дружбе толковый словарь.
«Дружба - это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов».
Дружба - это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая-то корысть.
- Что главное в этих высказываниях?
Дети:
-Бескорыстие, единство взглядов (записать на доске)
Учитель:
-Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова корысть.
(Один ученик зачитывает значение слова «корысть»)
К сожалению, жизнь сложна, и люди часто ищут друзей выгодных, полезных, чтобы были подарки подороже.
Если формула « Ты - мне, я - тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.
- А знаменитый философ Вольтер считал, что «глаза дружбы редко ошибаются».
- Как вы это понимаете?
Дети:
- Два человека дружат, они подходят друг другу, значит, как бы глаза не обманули, выбрали кого надо.
-Друг всегда видит и горести, и радости своего друга.
- Вы видите друг расстроен, значит у него что-то случилось.
Учитель:
- Ребята, вы заметили, какой большой смысл в слово «дружба» вкладывается великими людьми? Давайте и мы будем подходить к этому слову с высокой меркой.
Ү.Художественные произведения о дружбе.
- Давайте вспомним, в каких литературных художественных произведениях вы читали о дружбе, товариществе, предательстве.
И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
- Мораль басни, так часто встречающаяся в жизни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Учитель:
-Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». В этом произведении товарищество - главный закон жизни запорожцев.
-А.С.Пушкин «И.Пущину» (лицейские друзья). Здесь Пушкин отказался от дружбы с царем и остался верен декабристам.
-В произведении Л.Н.Толстого «Кавказкий пленник» Жилин оказался настоящим другом, а Костылин - трусом и предателем.
-Вы, конечно, слышали такую пословицу:
-
Друг познается в беде.
-
Сам погибай, а товарища выручай.
-Думаю, что всем понятна суть этих высказываний. Труднее разобраться в поступках людей, их взаимоотношениях.
-Давайте вспомним драму М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Посмотрите эпизод фильма по драме. (Арбенин отыгрывает деньги князя Звездича)
Учитель:
-Что вы увидели в этом эпизоде? Можно ли назвать Арбенина и князя Звездича друзьями?
Дети:
- Арбенину это было очень просто, он был опытный игрок, он не рисковал. Князь Звездич скрывал правду о браслете, об интересе к жене Арбенина.
- В их отношениях доверия нет. ( запись на доске: доверие)
ҮΙ.Главный вопрос : «Что нужно для того , чтобы класс был дружным?»
Учитель:
- Мы проникли в самую глубину значения слова дружба.
А теперь давайте подумаем, при каких условиях или с чего может возникнуть дружба во всём нашем классе и у отдельных ребят друг с другом?
Дети:
- С каких-то совместных дел: поход, экскурсия, праздник в классе, подготовка к новому году и т. д.
Учитель:
- Да. Именно с совместной деятельности, общих переживаний, взаимности, щедрой отдачи себя начинается дружба. А если мы стараемся переложить дело на чужие плечи по принципу «Кто угодно, только не я» - в таком случае о дружбе и речи нет. Общее дело - исток дружбы. (запись на доске: общее дело)
- Очень хороший педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое».
- Что из этого высказывания мы добавим в список принципов дружбы?
Дети:
- Радость общения (запись на доске).
Учитель:
Давайте прочитаем , что нужно для настоящей дружбы.(Зачитать записи на доске)
- Помните, как поётся в детской песенке: «Ну а дружба начинается с улыбки».(Прослушать отрывок песни)
- А как вы думаете, почему?
Дети:
-Когда человек улыбается, он располагает к себе
- Хочется улыбнуться в ответ.
Учитель:
- Что мешает нам строить дружеские отношения в коллективе? Давайте критически отнесёмся к себе.
Дети:
- Желание посмеяться над неудачей товарища.
- Грубость.
- Высокомерие.
Учитель:
- Нужно своим поведением, отношением к окружающим подтверждать мнение товарищей.
Мне хочется привести вам один пример. Я вычитала в газете потрясающую историю. Послушайте её.
«…Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу - заболевание центральной нервной системы, катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии принимать пищу.
Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими. Стоячими: садиться не садились, были скупы на слова.
Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке.
Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила безнадежно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой. Как семья за обедом».
-Вот такие чудеса может творить дружба. Действительно, друг познается в беде.
Каждый из нас мечтает о таких друзьях, которые не только не бросят в трудную минуту, но и сделают всё возможное, чтобы отвести беду.
Звучит песня Вл.Высоцкого «Друг».
Учитель:
-75-летию со дня рождения Вл.Высоцкого были посвящены телепередачи в прошлом году, рассказывающие о его жизни и творчестве, лейтмотивом этих передач звучало: больше всего в жизни поэт ценил дружбу.
В заключение нашей беседы мы напишем небольшой рассказ о классе и составим план нашего пути до настоящей коллективной дружбы.
Рассказ.
Когда мы все пришли в первый класс, мы были все разные и почти никто никого не знал. Но шло время, и в классе стали появляться друзья. Все мы сдружились,когда________________________________________________________________________________________________________________________________.
Но что-то ещё было, что не давало нам стать единым коллективом, это, скорее всего,______________________________________________________.
Ведь дружба - это прежде всего ______________________________________.
Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из класса был______________________________________________________________.
Сейчас, когда мы уже знаем, что такое дружба, мы будем стремиться_______
__________________________________________________________________.
А для того, чтобы все получилось у нас всех, надо______________________________________________________________.
Только когда мы сможем сделать _____________________________________,
Мы станем дружным классом, который друг за друга и все за одного, которому не страшны будут никакие невзгоды.
(Учитель читает начало предложений, а дети читают свои продолжения и вместе они создают план становления дружного коллектива в классе).
ҮΙΙ.Итог.
Учитель:
Человечество с древнейших времен высоко ценило товарищество и особенно дружбу как силу, являющуюся надежной опорой людям в горе и радости, в будни и праздники. «Человек без друзей, что дерево без корней», - говорится в народной пословице.
Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. В юности особо велика тяга к общению. Дружба здесь незаменима. Без друзей просто не прожить. Иметь друга - великое благо. Хотите иметь друга (подругу) - будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести друга как свои собственные и помогите ему стать счастливее. У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение «Люди сильны друг другом».
…Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером - Юг,
Так, словно пахарь - плугом,
Так, словно пахарем - плуг.
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
Теперь мы знаем, что такое настоящая дружба и что нужно делать, чтобы стать единым коллективом. Мы станем дружным классом, в котором все друг за друга и все за одного.
Вместе нам не страшны никакие невзгоды.(Звучит песня «Дружба крепкая не сломается»)