Классный час для подростков О толерантности

Цель: раскрытие понятия «толерантность». Идея: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это слово всё больше входит в наш обиход. Толерантный человек – это не только терпимый человек как у нас принято считать. Понятие «толерантность» включает в себя очень много черт и граней. Целевая группа: учащиеся 9 класса. Подготовительная работа: нарезанные части чаши разного цвета; на доске записаны значения слов: толерантность, признание, принятие, понимание; цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скоч.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час для подростков "О толерантности"

Толерантность - это…

«Каждый человек - как буква в алфавите:

чтобы образовать слово, надо слиться с другими»

О.Э.Мандельштам

Цель: раскрытие понятия «толерантность».

Идея: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Это слово всё больше входит в наш обиход. Толерантный человек - это не только терпимый человек как у нас принято считать. Понятие «толерантность» включает в себя очень много черт и граней.

Целевая группа: учащиеся 9 класса.

Подготовительная работа: нарезанные части чаши разного цвета; на доске записаны значения слов: толерантность, признание, принятие, понимание; цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, скоч.

За много веков до нашего времени мудрец сказал глубоко и просто: «Познай себя! И познаешь людей, мир, вселенную». «Начни с себя!» - отозвался другой мудрец в другое время. И изменяя себя к лучшему, ты изменишь соотношение добра и зла в этом мире.

Но как подступиться к себе, как ухватить своё многоликое Я, с чего начать это НАЧАЛО?..

Ребята, у каждого из вас есть свой круг общения - сходные взгляды, мнения, оценки по целому ряду вопросов. Это объединяет, создает устойчивость. Это то, как вы сейчас сидите. Но бывает так не всегда и вам приходиться общаться с другими одноклассниками и сверстниками.

Сейчас поиграем. Предлагаю вам нарезанные части фигуры. Они разного цвета. Вам нужно собрать фигуру одного цвета. А теперь сядьте так, как вы подобрали по цвету вашу фигуру и внимательно посмотрите на что она похожа.

(Обсуждение ребят, их выводы)

Чаша - старинный сосуд для питья в форме полушария.

В каких значениях используется это слово.

 Пить горькую чашу (испытывать несчастья)

 Испить смертельную чашу (умереть)

 Чаша терпения переполнилась (нет возможности более терпеть)

 Чаша весов склоняется в какую-либо сторону, в чью-либо пользу (принимается то или иное решение)

Чаша жизни (М.Ю.Лермонтов)

I

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

II

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадет, и все,

Что обольщало нас,

С завязкой исчезает;

III

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она - не наша!


Отрывок из рассказа А.М.Горького «Старуха Изергиль»

«Рука Данко, вскинутая вверх, держит на ладони пылающее огнем сердце. А в лучах этого огня пять глаголов-заповедей. Каждый глагол взят из жизни, опыта человечества и особых эмоций не вызывает, но над связью ставящей их рядом стоит подумать».

На обратной стороне ваших чаш эти слова написаны. Приступаем к обсуждению в группах. Пожалуйста, выскажите свое понимание этих слов.

(Обсуждение. Выступление ребят)

На доске записаны значения слов.

В последнее время исследователи объединяя эти слова предлагают такое понятие как ТОЛЕРАНТНОСТЬ - словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако сейчас все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительного, равнодушного отношения к другому. Предлагают рассматривать толерантность в контексте таких понятий как призвание, принятие, понимание.

ПРИЗНАНИЕ - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

ПРИНЯТИЕ - это положительное безусловное отношение к таким отличиям.

ПОНИМАНИЕ - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Нашу чашу сделаем символом толерантности и наполним ее словами, над которыми мы с вами работали. Это будут черты толерантности.

Расшифровка этих понятий не полна для понимания ТОЛЕРАНТНОСТИ. Не секрет, что на сегодняшний день в российском обществе мы можем проследить как положительное, так и отрицательное отношение к принципам толерантности.

Двадцатый век достойно завершился принятием ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, рассматривающей основные принципы толерантности и пути подтверждения этих принципов в мировом сообществе.

Понятие толерантности дается в статье 1.

1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

2. Толерантность - это гармония в многообразии.

3. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

4. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство.

5. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.

6. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

7. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка.

8. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Понятие «толерантность» имеет множество сторон и каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Задачи: Продолжение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

На этом этапе вы можете проявить свое творчество, фантазию. Вам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы находиться на обложках книг, политических документах, национальных флагах… (процесс рисования занимает не более 5 минут). После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других, участники должны разбиться уже на новые группы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе.

Каждая из образовавшихся групп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение (3-5 минут).

Работая в разных группах, вы, я думаю, ощутили свою принадлежность к этой группе. Может даже были похожими на кого-то, подражали кому-то, и не обиделись, что кто-то был успешнее Вас, - это нормально. Но при этом вы остались самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями.

Каждый сам себе - глухие двери,

Сам себе преступник и судья,

Сам себе и Моцарт и Сальери,

Сам себе и желудь и свинья.



© 2010-2022