- Преподавателю
- Классному руководителю
- Разработка родительского собрания на тему Агрессивность детей
Разработка родительского собрания на тему Агрессивность детей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бобырева А.Н. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Разработал: Бобырева А.Н.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Моздокский аграрно-промышленный техникум»
Родительское собрание на тему: «Агрессивность детей»
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Никколо Макиавелли
Задачи: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.
Форма проведения: «разговор по душам».
Вопросы для обсуждения: причины проявления агрессии; родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка; возможные способы преодоления агрессивности.
Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей; классный час «10 моих Я»; сочинение учащихся «Со мною что-то происходит...»; анализ исследований психологической службы техникума по проблеме подростковой агрессивности; полезная информация.
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме агрессивного поведения подростков. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Что такое агрессивное поведение и как бороться с проявлением детской агрессии - на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Родительское собрание на тему: «Агрессивность детей»
Агрессивное поведение - это поведение враждебное, воинственно-угрожающее.
И прежде чем мы начнём разговор о таком поведении и его причинах, я хочу предложить вам анкету.
Анкета для родителей (1)
Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
Против кого он проявляет агрессию?
Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
Считаете ли вы необходимостью поднимать эту тему на родительском собрании?
Обсуждение анкет обучающихся.
Перед родительским собранием учащимся также была предложена анкета, в которой они должны были продолжить предложения.
Анкета для учащихся
Чаще всего я радуюсь, когда...
Чаще всего я смеюсь, когда...
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ...
Чаще всего я плачу, когда…
Чаще всего я злюсь, когда…
Чаще всего я обижаюсь, когда…
Мне хорошо, когда меня…
Мне плохо, когда меня...
Также ребятам были предложены 10 выражений, характеризующих человека. Подросток должен был выбрать те качества, которые относятся к нему. Их должно было быть не менее пяти.
Я - добрый. Я - безразличный;
Я - злой. Я - хороший друг;
Я - терпеливый. Я - умный;
Я - нетерпеливый. Я - помощник;
Я - упрямый. Я - обидчивый.
(Примечание. Во время классного часа также можно обсудить проблему собственного поведения в различных жизненных ситуациях, объясняя свое отношение к ним.)
Лекция классного руководителя.
Как утверждают психологи, всего причиной агрессивного поведения подростка является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.
Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это - ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.
Однако родители должны помнить, что требовательность - это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.
Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.
Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.
Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый - открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению агрессивности.
{Примечание. Если есть возможность, можно пригласить психолога техникума, который познакомит родителей с результатами диагностики, выявляющей причины подростковой агрессивности. Помните! Этим должна заниматься психологическая служба.)
Анкета для родителей (2)
Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены
По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:
-Доброта. - Агрессивность.
-Безразличие. - Терпение.
-Сочувствие - Нетерпимость.
-Упрямство. - Сопереживание.
-Покладистость. - Эгоизм.
Затем родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены.
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!
После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
-
ребенка бьют;
-
над ребенком издеваются;
-
над ребенком зло шутят;
-
ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-
родители заведомо лгут;
-
родители пьют и устраивают дебоши;
-
родители воспитывают ребенка двойной моралью;
-
родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
-
родители не умеют любить одинаково своих детей;
-
родители ребенку не доверяют;
-
родители настраивают ребенка друг против друга;
-
родители не общаются со своим ребенком;
-
вход в дом закрыт для друзей ребенка;
-
родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
-
родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
-
ребенок чувствует, что его не любят.
ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:
внимание; - открытость;
сочувствие; - обязательность;
сопереживание; - доброту;
терпение; - ласку;
требовательность; - заботу;
честность; - доверие;
откровенность;- сердечность;
понимание;- дружелюбие;
чувство юмора;- умение удивляться; ответственность;- надежду;
такт;- любовь.
Подведение итогов собрания.
Полезная информация для родителей
Практически в каждой группе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Это агрессивные подростки, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессивное поведение - это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам. Что могут сделать взрослые для таких детей? Чем вы можете помочь своему ребёнку?
Памятка для родителей 1.
-
Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
-
Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
-
Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать другим людям.
Памятка для родителей 2. Предупреждение детской агрессивности.
-
Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
-
Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
-
Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
-
Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
-
Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
-
Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
-
Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
-
Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
-
Помните, что ребенок - это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
ПОМНИТЕ! Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:
внимание;- открытость;
сочувствие;- обязательность;
сопереживание;- доброту;
терпение;- ласку;
требовательность;- заботу;
честность;- доверие;
откровенность;- сердечность;
понимание;- дружелюбие;
чувство юмора;- умение удивляться;
ответственность;- надежду;
такт;- любовь.
"Задушевная" беседа с родителями.
Родители обмениваются мнениями об услышанном, в ходе собрания. В аудитории всегда найдутся родители, которые захотят открыто поговорить о проблемах, касающихся агрессивного поведения ребёнка.