Урок мужества с презентйцией на темуВеликая Отечественная война

Название номинации:методика организации проведения «уроков мужества Название работы: «Память, память, за собою позови…»Цель:-формирование патриотических чувств и сознания гражданского долга, развития чувства гордости за свою страну.Задачи:-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны и своей малой Родины.- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения.-расширение знаний учащихся о Великой Отечественной вой...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методика организации и проведения «Уроков мужества»



Урок мужества

«Память, память, за собою позови…»



Автор: Семёнова Ирина Борисовна,

учитель начальных классов

ООШ ст. Скрябино -

филиал МОУ СОШ с. Березовка

Тел.: 8-927-380-41-74




Март 2015г.

Пояснительная записка

Название номинации: методика организации проведения «Уроков Мужества»

Название работы: «Память, память, за собою позови…»

Цель:

-формирование патриотических чувств и сознания гражданского долга, развития чувства гордости за свою страну.

Задачи:

-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны и своей малой Родины;

- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения;

-расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне, о борьбе народов всего земного шара за мир, о мемориальном комплексе «Хатынь», о произведениях искусства, связанных с темой войны и мира, с произведениями художника М.А. Савицкого;

-развитие любознательности, патриотических чувств.

Краткое тематическое содержание:

На данном уроке ребята познакомятся с мемориальным комплексом «Хатынь», узнают о лагерях смерти, о произведениях искусства, связанных с темой войны и мира, о художнике -узнике концлагеря Бухенвальд М. Савицком, раскрывшим бессмертие человека в своих картинах.

В ходе изучения просматриваются иллюстрации, слушаются звукозаписи военных лет.

Область применения: - уроки мужества,
- классные часы,
- беседы,
- утренники

Формы и методы реализации: -репродуктивный,
- личностно -ориентированный,
- деятельностный .

Формы: - рассказ,

- презентация,

- выступления учащихся

Возрастные группы обучающихся: 8-10лет

11-13лет

Ожидаемые результаты:

Результатами урока должны быть исторические знания прошлого нашей страны (1941 - 1945г.г.):

- основные цифры и факты военного времени;

- знания песен военных лет;

- знания произведений искусства на тему войны и мира;

- заботливое и уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны;
-развитие положительных черт характера: доброты, честности, порядочности;
- умение формировать своё мнение на вопросы патриотического воспитания.

Содержательная часть.

Урок мужества

«Память, память, за собою позови…»

Звучит фонограмма песни из кинофильма «Офицеры»

От героев былых времён,

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой.

Только грозная доблесть их,

Поселилась в сердцах живых,

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких

событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Ведущий 1.

22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов ценой собственной жизни старались сдержать натиск фашистов. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1417 дней и ночей продолжалась битва с германским фашизмом.

Ведущий 2.

Дорого пришлось заплатить человечеству за то, чтобы отстоять свое право на жизнь, чтобы покончить с самой чудовищной в истории войной - 50 млн. жизней. Во Второй мировой войне погибло: англичан - 370 тыс., французов - 600 тыс., югославов- 1 млн. 700тыс., итальянцев 500-тыс. Но дороже всего победа досталась советскому народу, потерявшему в этой воне 20мл .человек. Если бы мы захотели почтить одной минутой молчания каждого из погибших в войну советских людей, то человечеству пришлось бы онеметь на 20млн. мин, на 38 с лишним лет молчания, спресованных из трагических поминальнх мгновений.

Звучит «Торжественная месса» Л. Бетховена. На фоне мелодии звучат стихи А.Чокану «Минута молчания».

Минута молчания.

Скажи мне, сколько их в те годы пало,

Снега окрашивая кровью алой?

И сколько лет они не досчитались?

Меня моложе навсегда остались.

И сколько их погибло где-то,

Чтоб стол мой хлебом одарило лето?

Недоучившись, головы сложили,

Чтоб книги нам прекрасные сложили.

О, сколько их легло под небом черным,

Чтоб стало небо чистым и просторным.

Но с нами голос их всегда пробудет.

Как скрипки звук, что по утру нас будит.

А в тех домах, где плачет мать о сыне,

На фотографиях их взгляд не стынет,

Нас прожигая до костей поныне.

Ведущий 3.

8,5 млн. советских воинов освободили от фашизма 13 стран Европы и Азии с населением 150 млн. человек.

Ведущий 1.

В сопках маньчжурских,

В норвежских фиордах скалистых,

В море, на суше

Советские воины спят.

В Минске и Риме,

В Софии, Варшаве, Париже

Им обелиски стоят.

Мир будет помнить вас,

Смелые гордые люди,

Мир не забудет

России отважных солдат.

Там, где далеко,

Над ними колышутся пальмы,

Там, где березы шумят.

Звучит песня «Алёша». На экране демонстрируется памятник «Алеша».(Слайд №2)

Ведущий 2.

Памятник «Алеша» находится в болгарском городе Пловдив на «Холме Освободителей» и представляет собой 11-ти метровую железобетонную скульптуру советского солдата. В правой руке он держит модный автомат ППШ, направленный к земле, его взор устремился на Восток. Скульптура водружена на 6-ти метровый постамент, облицованный сиенитом и гранитом.

Ведущий 3.

3 июля 2014 года жители Республики Беларусь отпраздновали 60-летие со дня освобождения республики от немецко- фашистских захватчиков. Дорогой ценой досталась Белорусскому народу победа. В Республике Беларусь погиб каждый четвертый ее житель. В Хатыни на месте четвертой березки горит Вечный огонь.

Ведущий 1.

Полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджег его. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Две девушки - Мария Федорович и Юлия Климович - чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим - Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Одному из выживших жителей Хатыни - Антону Барановскому - 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года - через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса - Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.

Звучит песня «Хатынь». На экране демонстрируются слайды о Хатыни.(Слайды № 3-14)

Ведущий 2.

Во Второй мировой войне человечество столкнулось с преступниками, целью которых было истребление и порабощение целых народов и рас.

Тысячи людей было убито и замучено гитлеровцами в Освенциме, Бухенвальде и других концлагерях. Всего на территории оккупированной Европы и Германии было создано 2000 концлагерей.

Ведущий 3.

Более 11 миллионов мирных граждан и военнопленных России, Польши, Чехословакии, Франции, Югославии , США, Великобритании, Бельгии, Норвегии, Греции, Дании. Голландии и других государств стали жертвами фашистских палачей в лагерях смерти. На месте бывших концлагерей созданы музеи, мемориальные комплексы, установлены памятники, к которым со всех концов земного шара приезжают люди, чтобы еще раз увидеть, что такое фашизм и чтобы еще раз поклониться тем. Кто отдал свою жизнь за свободу и счастье человечества.

Демонстрируются слайды концлагерей.(Слайды №15-20)

Звучит песня «Бухенвальский набат».

Ведущий 1.

70 лет для истории- мгновения, а для человеческой жизни? Все эти 70 лет набат Бухенвальда звучит в сердцах этих людей, будит по ночам, напоминает и предупреждает. Они ничего не забыли. И они не хотят , чтобы люди забыли о преступлениях фашистов. Об этом говорили участники заседания Генерального Совета Международного комитета бывших узников фашистского концлагеря Бухенвальд, одного из самых страшных, в котором находились узники из 32 стран мира.

Ведущий 2.

Прошло 70 лет после той страшной войны. Однако вновь и вновь во многих точках земного шара льется кровь. Поэтому сегодня все люди доброй воли объединились в многомиллионную армию борцов за мир.

Ведущий 3.

Один из ее отрядов составляют те, кто испытал на себе все ужасы фашизма. Они помогают создавать музеи, публикуют свои воспоминания, многие пишут стихи, рассказы, художники создают картины. Одним из таких художников является Михаил Андреевич Савицкий- народный художник России. (Слайд № 21)

Ведущий 1.

В 1940 году Михаил Андреевич был призван в Армию. Участвовал в обороне Севастополя и, когда закончились боеприпасы, попал в плен к гитлеровцам. С этого времени и началось «хождение» по лагерям, которое продолжалось всю войну. Он был узником Бухенвальда, прошел все круги фашистского ада и чудом остался в живых. Когда его освободили, от истощения он не мог ходить, а только ползал на четвереньках.

Ведущий 2.

После войны окончил художественное училище, а потом Московский институт им. Сурикова. Спустя много лет Савицкий написал серию картин о Бухенвальде «Цифры на сердце», которая раскрывает зловещий облик фашизма и утверждает красоту и бессмертие человека-борца.Смерть бессильна перед мужеством, честью, достоинством человека.

Демонстрируются слайды картин М.А. Савицкого.(Слайды №23-28)

Учитель: У времени есть своя память - история. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Ведущий 3

Помните!

Через века, через года -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, - заклинаю, -

Помните!

(Р. Рождественский)

Учитель. Издавна существует традиция поминать павших минутой молчания. Мы поддержим эту традицию.

Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Звучит фонограмма песни «Журавли». Дети встают.

Дополнительные материалы и приложения.

1.Презентация к уроку.

2. Портрет М.А. Савицкого.

3.Тексты песен: «Алеша», «Бухенвальский набат», «Хатынь»,»Журавли», песня из к/ф «Офицеры».

4. Музыка Л. Бетховена «Торжественная месса»

4. Компьютер, проектор, экран.

5. Музыкальный центр.

6. Литература: журнал «Праздник в школе»/ Ред.-сост. Л.И. Жук- Изд. ООО «Красико - Принт», 2005г.


© 2010-2022