Профориентационный классный час Компромисс трех Я

Цель: расширить представления детей о различных профессиях; формировать у детей позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору.  Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение. Мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши во...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение «Лицей №8»











КЛАССНЫЙ ЧАС

(для учащихся 8-9 классов)



«Компромисс трех «Я»









Составила: Самбурская ТатьянаЮрьевна, учитель I квалификационной категории





Пермь, 2013

Цели: расширить представления детей о различных профессиях; формировать у детей позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному выбору.

Беседа

«Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

(Конституция РФ, стр. 37)

I.Упражнение-разминка.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «профессия» (Ребята отвечают)

Обращаемся к толковому словарю Ожегова: «Профессия - …»

Определение слова, распечатанное на листе, помещаем на доску.

II. Представьте себе: «Вы выбираете род занятий. Чем вы будете руководствоваться при выборе?

(Ребята разбиваются на группы, каждая группа работает индивидуально, после чего озвучивают и помещают на доску свои варианты ответа).

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение. Мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии - не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом - тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

III. Информация о профессиях не является неизменной. В мире существует около 40 тыс. профессий. И каждый год происходит обновление около 500 видов труда.

Что же влияет на выбор профессий? (Ответы детей)

- склонности, интересы;

- знания и умения, способности;

- потребности рынка.

(Выходим на три направления при выборе профессии)

I.Я - хочу.

Труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - это досуг.

Б. Шоу

II. Я - могу.

Как важно в жизни, помня о желаниях,

Возможностей своих не забывать!

Э. Асадов

III. Я - надо.

Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит.

Поговорка

I.Я - хочу.

Что мне по-настоящему интересно.

Ключевые слова.

Интерес - направленность личности на определенный предмет.

Склонность - направленность на определенную деятельность.

Наличие интересов - «хочу знать».

Склонность - «хочу делать».

Упражнение (домашнее задание) «Карта интересов»

Для определения области ваших ведущих интересов предлагается перечень вопросов. Если вы отвечаете, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (++), если просто нравится - один плюс (+), если не знаете, сомневаетесь - ноль (0), если не нравится - один (-),а если очень не нравится - два минуса (--). Отвечайте на все вопросы, не пропуская ни одного из них. Время заполнения листа не ограничивается.

Работа в группах.

Ситуация - проба «Джин».

Представьте себе, что перед вами вдруг появился волшебник - джин и сказал: «Здравствуйте, загадайте три желания без всяких раздумий».

Задание. Быстро запишите то, что пришло вам в голову. После этого сядьте и подумайте, наприкидывайте, сделайте новые три «хочу». Сравните их с первыми.

Социально-приемлемые позиции:

- не торопиться с выбором, согласовывать свои решения с окружающими;

- «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

II. Я - могу.

Известно, что профессиональный труд предъявляет к человеку конкретные требования со стороны его здоровья, физиологических и психологических особенностей, уровня и качества образовательной подготовки. Поэтому один из первых вопросов при выборе профессии - «Могу ли я, способен ли я?»

Знания и умения

Для каждого вида деятельности необходимы знания, непосредственно с нею связанные, и умения их применять. Знания и умения составляют основу ваших способностей к выполнению той или иной деятельности.

Напомним, что способности - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Способности человека в каждый данный момент - это и есть его Я - могу, это - предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения и итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности и полученного воспитания. Профессиональные способности развиваются в процессе профессиональной деятельности.

Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.) и специальные, применяемые в конкретной профессиональной сфере (педагогические, технические, художественные и др.).

Ситуация - проба. «Полоса препятствий».

Вас просят сообщить свою дальнюю перспективную цель в профессиональной области. После этого другие участники по очереди предполагают возможные трудности - препятствия на пути к выбранной вами цели. Вы должны незамедлительно ответить, как вы преодолеете эти препятствия.

Задавший вопрос (поставивший препятствие) сообщает свой способ преодоления.

Социально-приемлемые позиции:

- компетентность, эрудированность;

- направленность на достижение поставленной цели;

- умение взвешивать свое решение и учитывать мнение окружающих;

- адекватная оценка собственных возможностей.

Ш. Я - надо.

Упражнение - дискуссия. «Кто нужен нашему городу?»

Представьте, что наш класс - это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются, и наверняка окажется, что выбор не оптимален для нормальной жизни города.

Дискуссия под руководством «мэра» города, вероятно, покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе непрестижных, но нужных обществу, без которых нельзя жить. Поэтому некоторым из вас найти работу «по желанию» не удастся. Таким образом, «жители города» придут к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии.

Ситуация - проба. «Возьмите меня на работу».

Вам необходимо устроиться на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли устраиваться на работу.

Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли.

Литература

Селевко Г.К. Найди себя. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 96с.



© 2010-2022