Разработка первого урока на тему: «С чего начинается Родина?» (11 класс)

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о родном крае, как о месте, где человек родился; глубже познать историческую ценность микрорайона Карантин, культурные достопримечательности Феодосии; воспитывать морально-ценностные качества и трепетные чувства к своему дому, улице, школе, краю.   Оборудование: фотографии школьных лет выпускников нескольких поколений и учащихся данного класса; выдержки из сочинений о Родине и родном крае учеников  класса, когда они были в 5, 7 , 9 классе и вып...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ГБОУ РК «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»







«С чего начинается Родина?»

(разработка первого урока)



Разработка первого урока на тему: «С чего начинается Родина?» (11 класс)
















Составлен:

Шостак Наталия Петровна

(директор ФОШ № 10 с 2009 по 2014гг.)

учитель русского языка и литературы,





1 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА


11 класс

Разработка первого урока на тему: «С чего начинается Родина?»

Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о родном крае, как о месте, где человек родился; глубже познать историческую ценность микрорайона Карантин, культурные достопримечательности Феодосии; воспитывать морально-ценностные качества и трепетные чувства к своему дому, улице, школе, краю.

Оборудование: фотографии школьных лет выпускников нескольких поколений и учащихся данного класса; выдержки из сочинений о Родине и родном крае учеников класса, когда они были в 5, 7 , 9 классе и выпускников разных годов; презентация с фотографиями исторических мест Феодосии.

На классный час приглашены выпускники 1985, 1993 и 2011 годов, учителя-ветераны (Орлова Н.И., Белкина О.В.)

Эпиграф к уроку:

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

Геннадий Малыш

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, прозвенел первый звонок. Осознаёте ли вы, что для вас он больше никогда не повторится? Десять лет назад вы пришли к нам маленькими первоклассниками. Школа казалась вам огромной, а годы, которые предстояло провести в ней, - бесконечными.

Для вас сегодня особенный день, особенный урок. Только что вы завели в класс новое поколение школьников, а сами незаметно превратились в выпускников. Впереди, совсем скоро, та большая жизнь за порогом школы, которую вы ждали. Но какая она, взрослая жизнь? Какой дорогой идти? Что останется после вас в этих стенах? Какими ценностями надо дорожить? О чём помнить? Чтобы помочь найти ответы на все эти вопросы я пригласила гостей, выпускников школы прошлых лет и разных поколений, а также учителей, которые более 30 лет работают в нашей школе.

(Учитель представляет гостей, которые сидят за партами вместе с учениками, а в это время звучит мелодия песни «С чего начинается Родина?»).

Учитель:

- Кому из присутствующих в классе знакома эта песня?

(Как правило, её быстро узнают выпускники прошлых лет).

Учитель обращается к учащимся 11 класса:

- А вы слышали такую песню? Я предлагаю Вам вслушаться в слова.

(Слушают 2 куплета аудиозаписи песни)

Выходит подготовленный ученик и выразительно читает это стихотворение под сопровождение фонограммы:

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина?..

2. Основная часть урока.

Учитель:

- С чего начинается Родина? Именно так звучит тема нашего первого в этом году урока.

- Ребята, а с чего для Вас начинается Родина?

(Ученики высказывают своё мнение)

- А хотите вспомнить, как на эту тему вы рассуждали в 5, 7, 9 классах? (Учитель зачитывает небольшие выдержки из сочинений учащихся за 5, 7, 9 класс).

- А вот, как об этом писали выпускники прошлых лет. (Выдержки из сочинений выпускников ХХ века).

- Как меняется представление и отношение к Родине с годами? С чего начинается Родина, для Вас?

(Учитель обращается к выпускникам прошлых лет и учителям-ветеранам, которые высказываются и вспоминают, как обсуждали эти вопросы в свои школьные годы).

Учитель:

- Каждый только что вспомнил и о своём доме, и об улице, на которой вырос, и о школе, и о друзьях. Кто-то говорил о любви к своему городу, краю, стране. А хорошо ли мы знаем историю нашей улицы, нашего микрорайона, историю Старого города?

(заранее подготовленные ученики, демонстрируя фотографии на слайдах, рассказывают интересные факты из истории Карантина, знакомят присутствующих с историей Феодосии, и её достопримечательностями).

3. Обобщение и ситематизация.

Учитель:

  • Нам всем безумно повезло родиться и жить в таком прекрасном городе. Совсем скоро вы, ребята, покинете стены родной школы и станете частью её истории (обращает внимание учеников на фотографии выпускников прошлых лет, останавливается на нескольких фамилиях тех, кто добился в жизни успеха и проживает за пределами Феодосии). Судьба может забросить Вас далеко от дома, но важно, чтобы вы помнили слова эпиграфа нашего урока:

Нет неба чище в белом свете

И в родниках воды вкусней,

Я неземной поклон отвешу,

Любимой Родине своей.

- А теперь представим на минуту, что вы приехали с дружественной миссией в одну из европейских стран. Что бы вы рассказали о своей стране? О Крыме? О Феодосии?

(По ходу беседы учитель фиксирует на доске ключевые слова).

- Если вы посмотрите на доску, то увидите те основные моменты, о которых мы говорили в течение этого урока: географическое положение, историческое прошлое, современные достопримечательности нашего края.

А вот, что рассказал о своей Родине выпускник 1993 года, которого судьба на месяц забросила в Берлин. (Рассказ приглашённого выпускника).

4. Итог урока.

Учитель:

- Да, меняется история страны, меняется время, но никогда не изменятся главные жизненные ценности: любовь к родным, к своему дому, улице, школе, краю, к Родине.

- Нашу необычную встречу, я хочу закончить такими строками:

Как жаль мне, что гордые наши слова
«Держава», «Родина» и «Отчизна»
Порою затёрты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни,

Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путём солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.

Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно разною, как когда,
Но вечно моей и всегда прекрасной!

В каких-нибудь пять босоногих лет
Мир - это улочка, мяч футбольный,
Сабля, да синий змей треугольный,
Да голубь, вспарывающий рассвет.

И если б тогда у меня примерно
Спросили: какой представляю Родину я?
Я бы сказал, наверно: -
Она такая, как мама моя!

А после я видел тебя иною,
В свисте прекрасных крымских дней,
Тоненькой, строгой, с большой косою -
Первой учительницей моей.

Жизнь открывалась почти как в сказке,
Где с каждой минутой иная ширь,
Когда я шёл за твоей указкой
Всё выше и дальше в громадный мир!

А впрочем, в каком бы я ни был краю
И как бы ни жил и сейчас, и прежде,
Я всюду, я сразу тебя узнаю -
Голос твой, руки, улыбку твою,
В какой ни явилась бы ты одежде!







© 2010-2022