Классный час для 9 класса И дольше жизни длится память

На классном часе дети читают стихи о войне. Рассказывают о участниках Великой Отечественной войны уроженцев Большеберезниковского района. О строителях Сурского оборонительного рубежа. Так же дети готовили доклады о 6 героях Советского Союза, учителях - фронтовиках Большеберезниковского района.
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час: «И дольше жизни длится память…»


Учитель: Сегодня у нас необычный день. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы

У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.

Война… Это страшное слово. Вам, ребята, совсем еще немного лет. Вы родились и выросли на мирной земле и хорошо знаете, как восходит и заходит солнце, как шумят весенние грозы, но никогда не видели зарницы пожарищ, не слышали раскаты орудийного грома. На ваших глазах вырастают новые здания, но вы не подозреваете, как легко они рушатся под градом бомб и снарядов. Вряд ли вы задумывались о том, как хрупка человеческая жизнь, как легко ее оборвать!..

Прошло уже 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить всё.

Ученик: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду -

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

(Звуки бомбежки, голос Левитана)

Учитель: 22 июня 1941 года. Кто не помнит этой даты?

Ученик: Этот день отмечен черным роком и вошел в историю страны

Как начало страшной и жестокой, небывалой, яростной войны,

Сколько жертв и сколько испытаний нам принес тот предрассветный час.

Ломки судеб, боли и страданий, и лишений, и угасших глаз!

Учитель: (вставай страна огромная) Труженики района решительно осудили наглую агрессию фашизма. В селах прошли массовые митинги. Они возникали на полевых станах, школах и учреждениях.

Уже на второй день войны в районе началась мобилизация, многие рабочие, колхозники, служащие уходили в армию добровольцами. Так из Большеберезниковской МТС 27 июня на фронт ушли 36 человек и большая часть из них - добровольцы.

Всего было призвано 8735 человек.

Ученик: На миг представь себя ты среди них,

Средь тех, кто вырывал окопы.

Кто слышал, что свист пуль ещё не стих,

А руки в кровь... И шли солдатов роты.

А в тех строях шли милые такие,

Отцы, родные, братья, сыновья...

И прикрывали грудью всю Россию.

Отечество обороняя для тебя!

Учитель: Среди тех солдат, которые прикрывали грудью Россию, были и наши с вами близкие. Война оставила свой трагический след в каждой семье. В нашей школе был проведен конкурс сочинений «След войны в истории моей семьи», в котором вы приняли активное участие. Сейчас давайте послушаем выдержки из ваших сочинений о ваших родственниках, которые делали все чтобы приблизить Победу.

Ребята, вы знаете, что 6 уроженцам Большеберезниковского района было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель: Война оставила след и в истории нашей школы. Ребята, ваши родители, дедушки и бабушки помнят учителей, которые вернулись с войны живыми. Это люди мирного труда, и они вернулись, чтобы продолжить свой труд, чтобы вновь учить ребят, чтобы видеть их весёлые счастливые, улыбающиеся лица, чтобы давать им знания. Они одолели врага и вернулись живыми.

(Рассказ старшеклассницы об учителях-участниках войны).

Но не только на фронте люди приближали победу, но и в тылу люди отдавали свою жизнь за нее. В нашем районе, как и во всей стране, основная тяжесть работы легла на плечи женщин и стариков. Им необходимо было большое напряжение сил, чтобы обеспечить не только выполнение, но и перевыполнение плана во всех отраслях народного хозяйства. Не остались в стороне от хозяйственных забот старших и двенадцати - тринадцатилетние подростки, которым пришлось вставать к станкам, пахать, сеять, убирать урожай, ухаживать за скотом. Из учащихся 8-10 классов были организованы группы по изучению тракторов-120 человек, комбайнов-60 человек, машинистов молотилок-30 человек.

О подвиге жителей нашего района в тылу во время ВОВ расскажет Ю. Киушкина и Д. Немецкин.

Рассказ учащихся:

Раньше как то не принято было вспоминать о том, что рвы и траншеи , отвесные кручи на правом берегу Суры созданы не природой, а трудом человека. Причём изнурительным трудом женщин, стариков, подростков с помощью кирки, лома, лопаты.

Осенью 1945 года немецкие войска рвались к столице нашей родины городу Москве. Враг готовился к последнему удару. В данных условиях необходимо было сроить оборонительные рубежи, чтобы не допустить продвижение врага на территорию Поволжья и Урала.

Совнарком и бюро обкома Мордовской АССР 23 ноября1941 года совместно приняли решение о строительстве специальных укреплений на землях, проходящих по территории Мордовской АССР и Ульяновской области.

Общая протяжённость линии укрепления - 80 километров, объём предстоящих работ : земляных - 4 млн.куб.м., лесозаготовок и перевозок - 120 млн. человекодней. По плану намечалось привлечь к строительству 76 тыс. человек, 50 тракторов, в том числе 20 гусеничных, лошадей - 4 700. Из рапорта начальника 54 ПС тов. Тольского : « 1 декабря 1941 года по заданию командования 6 - й сапёрной армии бойцы и командно - политический состав приступили к строительству оборонительного рубежа».

Это была линия солидных полевых укреплений. Она состояла из противотанкового рва, отсечных рвов, открытых окопов стрелковых отделений, окопов станковых пулемётов, окопов, окопов для сорока пятимиллиметровых пушек, лесных завалов. В систему полевых укреплений входили землянки, блиндажи, командные пункты.

Руководила работами группа военных саперов, а представителями мордовского руководства были назначены секретарь обкома С. Гидаев и заместитель председателя совнаркома республики Иван Кшнякин. На них возложили ответственность за организацию работ по спец укреплениям .Из Белой горы - господствующей точки над рубежом создавали неприступный бастион, призванный остановить немцев , если они возьмут Москву и пойдут к столице. Таковой тогда назывался г. Куйбышев. Большая часть правительства туда уже перевелась.

Зима 1941 -1942 годов была суровой : в Саранске вымерзли все сады, их вырубили на дрова. А на Сурском рубеже питание и быт бойцов строительных батальонов, жителей сёл были организованны по минимуму военной поры. Люди не жалели сил ,работали впроголодь, но выполняли поставленную задачу.

Инструментов не хватало. Раненные бойцы , привезённые из госпиталя, долбили землю костылями. Заключённые, прибывшие из лагерей везли с собой колючую проволоку. На блиндажи и окопы разбирались дома местных жителей. Так рождался Сурский рубеж. От невыносимой работы и нехватки продовольствия дезертировали 400-500 человек. Специальные отряды отлавливали беглецов и возвращали в земляные ямы с удвоенной нормой выработки. Обычная норма для мужчин составляла 3 кубометра земли в день , для женщин 2,15 кубометра. Почва на горе давно превратилась в камень.

Земляные обвалы уносили людей. Мерзлая земля не поддавалась. Вырыли один узкий ров глубиной в 5 метров и в боковой стене стали долбить норы глубиной в 8 метров. Потом сверху собиралась полпа и с воплями прыгала над норой , пока земля не обваливалась. Люди оказывались в земле по пояс, по шею , а иногда и с головой. Во время работы в этих норах спали. Ели, прятались от дождя и холода, а порою оставались ночевать.

В этих могилах, вырытых как зверьми, многие остались. Сотни людей были раздавлены обвалами, так как деревянные подпорки ставить было некогда, да и рук для их изготовления не хватало. Под таким обвалом погибла во время обеда Осипова , жительница села Судосево, уже усевшая к этому времени стать вдовой.

Ни на миг над рубежом не стихал лязг лопаты и удары кирки. Иван Кшнякин жаловался : Рузаевский район вместо четырёх тысяч человек пригнал две, да и то учеников.

Работы не прекращались и после того , как немецкие армии были отогнаны от Москвы.

Елизавете Семёновне Струёнковой из Мариуполя , когда началась война едва исполнилось 17 лет. Её вместе с другими вызвали в сельский совет и направили вместе с другими рыть окопы за Сурой. В холода и дождь с рассвета до заката не выпускали люди из рук лопату и кирку.

Женщина вспоминает :

- Людей наехало видимо - невидимо, обоз за обозом везли женщин и подростков на берега Суры. Мы разделились на три группы и каждая рыла свою линию противотанковых рвов. Очень ударно работали , боялись , что немцы дойдут до нас.

Начатая 1 декабря 1941 года работа по строительству оборонительного рубежа была закончена к 15 января 1942года. Жители Мордовии подняли 1 миллион кубометров земли и построили огромное количество противотанковых и огневых точек. От нашего района в строительстве участвовало 5100 человек, много техники , лошадей.

Учитель: В 2002году, накануне Дня памяти и скорби состоялось торжественное открытие памятного знака строителям Сурских оборонительных рубежей, который был построен на левом берегу Суры при въезде на мост. А днём раньше поблизости разбили палаточный лагерь участники республиканского патриотического движения « Поиск». Руководитель « Поиска» наш земляк Николай Андреевич Кручинкин.

Ученик: Шла война четыре долгих года.

Мы, сплотившись, выстояли в ней,

Значит, есть у нашего народа сила духа, что всего сильней.

День настал, возмездие свершилось, только нужно чаще вспоминать.

Чтоб никогда не повторилось то, что довелось нам испытать!

(видеоролик )

Победные знамёна поднимая,

Весна бушует в рощах и садах,

И вновь приходит к нам в начале мая

Наш праздник-тот, что порохом пропах.

Наш День Победы -с памятью о павших,

С надеждами вернувшихся солдат,

Наш День Победы - с громом майских маршей,

В сияньи фронтовых своих наград.

Уходят наши прадеды и деды

Туда, откуда их не возвратить,

Но память о войне и о Победе

Живёт сейчас и вечно будет жить!

Учитель: День Победы 9 мая 1945 года трудящиеся райцентра и района встретили с огромной радостью, но и горе в этот день было велико в семьях, в которых не дождались своих сыновей, мужей, дочерей, братьев. Это в их память в райцентре застыл на постаменте от ратных дел солдат, а в селах района о тех суровых днях напоминают обелиски.

В ВОВ погибло 5905 жителей нашего района.

9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…

Что это? Ты слышишь?

Это часы отсчитывают время. Время памяти…

Памяти? А разве память бывает живой?

А ты не веришь? Человек может умереть дважды

Там на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз - в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

(видеоролик память)

Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с весной и Победой.

Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы жить, но не дожи до сегодняшнего Мая.

Задумайтесь о тех, кто будет встречать май без нас - после нас!

Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Мира.

Это для них мы должны сохранить нашу Землю.


© 2010-2022