МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

     Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Казахстана в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специал...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков, а также формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.

Задачи:

  1. расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.

  2. развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.

  3. воспитание навыков сознательной дисциплины: собранности и внимательности во время работы; навыков интеллектуальной активности.

Ход мероприятия:

  1. Конкурс «Предмет труда»

Задание: команды получают карточки с перечнем различных профессий и должны за отведенное время распределить их по предмету труда (ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК; ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА; ЧЕЛОВЕК-3НАКОВАЯ СИСТЕМА; ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ; ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА). Время для подготовки - 3 минуты. Победитель - команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов.

Реставратор

Тренер

Бухгалтер

Участковый инспектор

Механик

Водитель

Швея-мотористка

Столяр-краснодеревщик

Штурман

Композитор

Юрист

Корректор

Раздаточный материал: карточки с названиями профессий, в качестве подсказки могут быть использованы карточки-схемы по типам профессий.

  1. Конкурс «Чем пахнут ремесла?»

Задание: определить профессию по запаху.

  • тестом и мукой пахнет … (пекарь)

  • стружкой и доской … (столяр)

  • краской и скипидаром … (маляр)

  • бензином … (водитель)

  • рыбой и морем … (рыбак)

  • лекарством … (врач)

  • пирогами и супом … (повар)

  • землей и полем … (пахарь)


  1. Конкурс «Продолжи пословицу»
    Задание: продолжить пословицу:


  • Без труда … ( не вытащишь и рыбку из пруда)

  • Один в поле … (не воин)

  • Семь раз отмерь … (один отрежь)

  • Один пашет, семеро … ( руками машут)

  • Терпенье и труд … ( все перетрут)

  • Дело мастера … (боится)

  • У ленивца обе руки … (левые)

  • К большому терпенью придет и … ( уменье)


  1. Конкурс «Профессии - синонимы»

Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.


  • педагог - (ответ: учитель, преподаватель).

  • врач - (доктор, лекарь).

  • стоматолог - (дантист, зубной врач).

  • портной, портниха - (швец, швея).

  • сторож - (охранник).

  • воспитатель - (наставник).

  • летчик - (пилот).

  • шофер - (водитель).

  • голкипер - (вратарь).

  • солдат - (боец, воин).

  • торговец - (продавец).

  • фокусник - (факир, иллюзионист).

  • экскурсовод - (гид).

  • адвокат - (защитник).


  1. Упражнение «Объявление».

Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.

Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)

Вариант 2: команда сама выбирает профессию.

Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.

Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.


  1. Конкурс «Остановка Сервисная»

Задание: назовите как можно больше профессий, связанных со сферой общественного питания: (шеф-повар, повар, официант, диетолог, раздатчица, посудомойка, грузчик)

Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой торговли: (продавец, мерчендайзер, товаровед, супервайзер, администратор торгового зала, кассир, экспедитор, бухгалтер, охранник)

Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой изготовления одежды: (модельер, закройщик, портниха, приёмщица заказов, швея)

Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой строительства: (архитектор, инженер-проектировщик, инженер-строитель, каменщик, штукатур, маляр, машинист крана, электрик, слесарь-сантехник).


  1. Конкурс «Он - Она»

Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.

  • Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

  • Она - стюардесса, он - … (стюард)

  • Она - медсестра, он - … (медбрат)

  • Он - доктор, она - … (доктор)

  • Он - водолаз, она - … (водолаз)

  • Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

  • Он - поэт, она - … (поэтесса)

  • Он - штукатур, она - … (штукатур)

  • Он - повар, она - … (повар)

  • Он - портной, она - … (портниха)


  1. Профи - викторина.

Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.

  • Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

  • Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

  • Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

  • Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

  • Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)

  • Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

  • Сидит дед, в сто шуб одет - кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

  • Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)

  • Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

  • Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).


  1. Конкурс «Говорящие фамилии»

Задание: игрокам команд предлагается по две фамилии. Занятие этих людей являются анаграммами их фамилий. Необходимо по фамилии определить их профессии.

Раздаточный материал: карточки с анаграммами профессий:

АРХИПОВА (повариха)

ДОСАДОВ (садовод)

ВЕРТЕРИНА (ветеринар)

ТОЛЬДИЕВ (водитель)

ПЕЧКИН (печник)

РЕЖЕНИН (инженер)

КАТАДОВ (адвокат)

КОЛОГИН (кинолог)


  1. Игра «Интервью».

Первая команда становится журналистами, а вторая - дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.

Примеры вопросов журналистов:

  • Зачем нужно трудиться?

  • Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?

  • Может ли человек быть счастливым от своего труда?

  • Какого человека можно назвать успешным в жизни?

  • Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?

Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).

Литература:


  1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. - М., 2005.

  2. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М., 2006.

  3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, №3

  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.

  5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. - М.,1996.

  6. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Методическое пособие, автор-составитель А.К.Лукина, КрасГУ, 2004.


© 2010-2022