- Преподавателю
- Классному руководителю
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ «МИР ПРОФЕССИЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахмедова А.А. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: содействие профильному и профессиональному самоопределению подростков, а также формирование профессиональных интересов, склонностей к определенным видам деятельности.
Задачи:
-
расширение детских представлений о мире профессий и людях труда.
-
развитие коммуникативных способностей и умения работать в группе.
-
воспитание навыков сознательной дисциплины: собранности и внимательности во время работы; навыков интеллектуальной активности.
Ход мероприятия:
-
Конкурс «Предмет труда»
Задание: команды получают карточки с перечнем различных профессий и должны за отведенное время распределить их по предмету труда (ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК; ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА; ЧЕЛОВЕК-3НАКОВАЯ СИСТЕМА; ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ; ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА). Время для подготовки - 3 минуты. Победитель - команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов.
Реставратор
Тренер
Бухгалтер
Участковый инспектор
Механик
Водитель
Швея-мотористка
Столяр-краснодеревщик
Штурман
Композитор
Юрист
Корректор
Раздаточный материал: карточки с названиями профессий, в качестве подсказки могут быть использованы карточки-схемы по типам профессий.
-
Конкурс «Чем пахнут ремесла?»
Задание: определить профессию по запаху.
-
тестом и мукой пахнет … (пекарь)
-
стружкой и доской … (столяр)
-
краской и скипидаром … (маляр)
-
бензином … (водитель)
-
рыбой и морем … (рыбак)
-
лекарством … (врач)
-
пирогами и супом … (повар)
-
землей и полем … (пахарь)
-
Конкурс «Продолжи пословицу»
Задание: продолжить пословицу:
-
Без труда … ( не вытащишь и рыбку из пруда)
-
Один в поле … (не воин)
-
Семь раз отмерь … (один отрежь)
-
Один пашет, семеро … ( руками машут)
-
Терпенье и труд … ( все перетрут)
-
Дело мастера … (боится)
-
У ленивца обе руки … (левые)
-
К большому терпенью придет и … ( уменье)
-
Конкурс «Профессии - синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
-
педагог - (ответ: учитель, преподаватель).
-
врач - (доктор, лекарь).
-
стоматолог - (дантист, зубной врач).
-
портной, портниха - (швец, швея).
-
сторож - (охранник).
-
воспитатель - (наставник).
-
летчик - (пилот).
-
шофер - (водитель).
-
голкипер - (вратарь).
-
солдат - (боец, воин).
-
торговец - (продавец).
-
фокусник - (факир, иллюзионист).
-
экскурсовод - (гид).
-
адвокат - (защитник).
-
Упражнение «Объявление».
Задание: в течение 5 минут команды должны составить объявление о своих услугах при поиске работы, которое должно отражать профессиональную уникальность выбранной специальности и включать нечто такое, что не может предложить другой специалист.
Вариант 1: дается одна профессия обеим командам (например, программист, продавец, учитель, врач, дрессировщик, парикмахер)
Вариант 2: команда сама выбирает профессию.
Примерный план ответа: образование, стаж работы по данной специальности, что может делать по данной профессии, и далее плод фантазии автора объявления.
Команды и жюри могут задавать вопросы по содержанию объявления, чтобы удостовериться, чье объявление красочнее или профессиональнее, и кого лучше взять на работу из кандидатов.
-
Конкурс «Остановка Сервисная»
Задание: назовите как можно больше профессий, связанных со сферой общественного питания: (шеф-повар, повар, официант, диетолог, раздатчица, посудомойка, грузчик)
Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой торговли: (продавец, мерчендайзер, товаровед, супервайзер, администратор торгового зала, кассир, экспедитор, бухгалтер, охранник)
Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой изготовления одежды: (модельер, закройщик, портниха, приёмщица заказов, швея)
Назовите как можно больше профессий, связанных со сферой строительства: (архитектор, инженер-проектировщик, инженер-строитель, каменщик, штукатур, маляр, машинист крана, электрик, слесарь-сантехник).
-
Конкурс «Он - Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
-
Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
-
Она - стюардесса, он - … (стюард)
-
Она - медсестра, он - … (медбрат)
-
Он - доктор, она - … (доктор)
-
Он - водолаз, она - … (водолаз)
-
Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
-
Он - поэт, она - … (поэтесса)
-
Он - штукатур, она - … (штукатур)
-
Он - повар, она - … (повар)
-
Он - портной, она - … (портниха)
-
Профи - викторина.
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
-
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
-
Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)
-
Назовите орудие труда оперного певца? (голос)
-
Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)
-
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С.Михалкова? (милиционером)
-
Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)
-
Сидит дед, в сто шуб одет - кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
-
Кто обслуживает и корову и ЭВМ? (оператор)
-
Кто использует тонометр в своей работе? (врач)
-
Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (кучеру, сегодня шоферу).
-
Конкурс «Говорящие фамилии»
Задание: игрокам команд предлагается по две фамилии. Занятие этих людей являются анаграммами их фамилий. Необходимо по фамилии определить их профессии.
Раздаточный материал: карточки с анаграммами профессий:
АРХИПОВА (повариха)
ДОСАДОВ (садовод)
ВЕРТЕРИНА (ветеринар)
ТОЛЬДИЕВ (водитель)
ПЕЧКИН (печник)
РЕЖЕНИН (инженер)
КАТАДОВ (адвокат)
КОЛОГИН (кинолог)
-
Игра «Интервью».
Первая команда становится журналистами, а вторая - дает им интервью. Журналисты готовят 5-10 вопросов по теме занятия, интервьюируемые отвечают. Затем команды меняются ролями.
Примеры вопросов журналистов:
-
Зачем нужно трудиться?
-
Как сложится жизнь человека, который не стремится работать?
-
Может ли человек быть счастливым от своего труда?
-
Какого человека можно назвать успешным в жизни?
-
Как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие? Почему?
Занятие заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением команды - победительницы. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся детей при выполнении заданий).
Литература:
-
Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. - М., 2005.
-
Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М., 2006.
-
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, №3
-
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. - М.,1996.
-
Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Методическое пособие, автор-составитель А.К.Лукина, КрасГУ, 2004.