Внеаудиторное мероприятие на тему Война глазами детей

        Наша страна в этом году отмечает знаменательное событие - 70 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.Это были годы тяжёлых испытаний.Победа, так необходимая нашей Родине, досталась дорогой ценой, и мы не имеем права забыть ужасы этой чудовищной войны, чтобы они не повторились вновь.       Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Они были повсюду: воевали в небе, на море, в партизански...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАОУ КО СПО «Калужский базовый медицинский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по

воспитательной работе

______Рогачёва В.Е.



Методическая разработка

внеаудиторного мероприятия

Тема: «Война глазами детей»







Подготовили: Ревунова Н.А.

Рыжова Н.В.



















Калуга-2015 год

Цель: нравственно-патриотическое воспитание студентов, приобщение их к социально - значимой деятельности.

Задачи:

  • изучение истории родного края, Отечества;

  • воспитание чувства гордости за свой народ, преодолевший нелёгкие испытания на протяжении всей своей истории;

  • осознание сопричастности личности к судьбе Отечества, к судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей;

  • передача нравственных ценностей поколений, создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим;

  • формирование эмоциональной отзывчивости;

  • развитие творческой активности, актёрского мастерства.

Форма проведения: историко-литературная композиция с музыкальным сопровождением.

Место проведения: кабинет № 319

Оборудование: плакат с фотографиями « Война глазами детей», костюмы, рисунки по теме, выставка книг, интервью с участником Великой Отечественной войны.

Музыкальное оформление: А.Розенбаум « А может, не было, войны?», вальс, песня «Журавли».

Участники: студенты 1-3 курсов КБМК









«Война глазами детей»

Ход мероприятия:



В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство -
И боль, и радость грозных лет…

Начало лета 1941 год. Выпускники прощались со школой. Звучит вальс. Пары танцуют.

Вдруг слышится разрыв бомб и немецкая речь. Все танцующие замирают. Голос за сценой:

Вудущий (Афанасьева Е.):

Тот день всю жизнь на "до" и "после"
Разделит раз и навсегда,
Никто не мог представить вовсе,
Что в этот день придёт война.

Ведущий (Прохорова В.):

-До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Ведущий (Афанасьева Е.): -Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Ведущий (Прохорова В.):

Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...

Ведущий (Озерова Н.): -И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить.

Звучит музыкальная композиция ( 2 мин.) А.Розенбаум

Ведущий ( Озерова Н.): -Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Они были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, не передовой, в тылу. Многие погибли в борьбе за Родину, отдавая самое дорогое, что у них было, свою жизнь.

Ведущий (Никодюк Т.):

Маленькие солдаты Великой войны

Вера Иванова

Вере Ивановой исполнилось три года, как началась война. Её отец ушёл на фронт. Она была еще очень маленькой, и многое ей было не понятно. Шли дни, Вера уже не удивлялась, когда слышала о войне. О ней постоянно говорили мама и бабушка. Они обсуждали последние известия, подолгу обговаривая, куда поедут жить, потому что оставаться в городе было опасно. Мама Веры всегда волновалась и уговаривала бабушку ехать с Верой. О войне говорили по радио и пели в песнях. На второй год войны пришла в дом Ивановых похоронка, и соседки стали называть Верочку сироткой. Все дети во дворе сразу же начали кричать, чтобы Веру больше пальцем никто не трогал, потому что она теперь сирота… Прошло немного времени, как на фронт ушла мать Веры. Она ушла мстить фашистам за Вериного отца. В доме стало совсем пусто. Но недолго прожила Вера с бабушкой. Обстоятельства сложились так, что девочка оказалась с мамой, в её полку, среди солдат. И, несмотря на свой совсем маленький возраст, Вера Иванова стала солдатом. Она освоилась быстро. Никто никогда не видел, чтобы она плакала. Вера была смышлёная и бойкая девочка. Быстро усвоила она воинскую дисциплину. И хоть любили её все, но баловать не баловали. На войне всё должно быть строго. Как и все в полку, Вера не сидела на месте. Она были и в санчасти первой помощницей: вату к перевязкам готовила, за ранеными ухаживала, почту разносила. Оружие вместе с бойцами чистила, да при этом умела еще и военную тайну хранить. Шло время, девочка подросла, окрепла. И тут погибла Верина мать. И осталась девочка круглой сиротой. И тут Веру решили сделать дочерью полка. В то время всех детей - сирот усыновляли. Больше было, конечно же, мальчиков. Но случилось так, что Вера в семь лет осталась совсем одна. Командование высоко оценило самоотверженность маленькой девочки, за её смелость. Вера была награждена медалью «За боевые заслуги». Вместе с полком Вера закончила войну. После демобилизации вернулась с родной город Торопец к своей бабушке.

Ведущий (Тихомирова Ю.):

Маня Голофаева

Лето 1941 года не было похоже ни на одно лето. В конце июня на Ипути никто не купался, никто не рвал на ее берегах цветы. Над городом пролетали вражеские бомбардировщики. Гудели сирены воздушной тревоги. Где - то рвались бомбы. Воздушные налеты стали чаще: город бомбили каждый день. Многие люди были вынуждены уйти в лес, в ближайшие деревни, в том числе и дом Голофаевых был разбит. И семье пришлось уйти жить в лес. Мане тогда было всего 8 лет. Налеты на город прекратились, и стало тихо. Мане было непонятно, почему они не возвращаются в свой город. Девочка не знала, что в Добруш уже вошли гитлеровцы. Во время разговора с ребятами, в одном из учебников Маня увидела картинки: на одной была изображена красная армия, а на другой девочка увидела знамя, которое развивалось над Кремлем. Надвигалась осень, закончились запасы еды. Ради спасения людей подпольным Обкомом партии было решено отдельным семьям вернуться в город. в Добруше все была разрушено, а на уцелевших зданиях висели флаги с фашистскими знаками. Возле дома пионеров, где всегда стояли две статуи немцы из бревен сколотили виселицу. По улице расхаживали немецкие солдаты, что-то кричали, смотрели чужими, недобрыми глазами. в один день Маня вышла из дома и пошла проходными дворами, и очутилась , где стоял Дом пионеров. подходить к нему близко было очень страшно, больше всего пугала рядом стоящая виселица. На другой стороне стоял часовой - Мане было страшно, она утешала себя, в итоге переборов свой страх, когда часовой отвернулся - юркнула в приоткрытую дверь. Она прошла через раздевалку, и оказалась в самой большой комнате. Окна были разбиты, стены ободраны, все вокруг было разбросано и в углу, среди осколков девочка увидела свернутое знамя. Она подняла его осторожно, развернула и прочитала вышитые золотом слова пионерского призыва. Маня услышала шаги, это были две знакомые девочки, Маня решила не говорить, как она оказалась здесь, сказала, что попала сюда случайно. Боясь, что если девочки узнают, слух дойдет до немцев и у нее отнимут знамя. Придя домой, Маня рассказала все родителям, за что те ругать ее не стали. Сначала она спрятала знамя в валенок за печку, затем кинула в печь в золу и велела матери не топить печку без нее. На что родители ей сказали, что лучше всего знамя закопать. Тогда Маня сама решила это сделать. Летом 1944 года город освободили наши войска. Знамя проплыло по освобожденному Добрушу. Его несла Маня Голофаева, а за ней шли ребята. На- встречу ребятам вышел секретарь Обкома партии ему и передала, Маня знамя. За спасение пионерского знамени Маня Голофаева была награждена грамотой ЦК ВЛКСМ и ее имя занесено в книгу почета Белорусской пионерской организации.

Ведущий (Ревунова Н.А.)

-И сегодня мы расскажем о двух мальчишках из Калужской области, подвиги которых нас тронули до глубины души.

Ведущий ( Козырева В.):

Ваня Андрианов

Декабрь 1941 года. Наши войска гонят фашистов от Москвы. Еще несколько лет назад Ваня Андрианов и представить себе не мог, что по его родному селу Ново-Михайловскому (Калужская область, Боровский район) пройдет линия фронта. Вражеский гарнизон, засевший в селе, спешно возводил укрепления, строил новые огневые точки. Все эти приготовления врага не ускользнули от внимания всевидящих и всезнающих мальчишек, среди которых был и Ваня.

Незаметно пробравшись к дому бабушки, стоящему на окраине села, он увидел, как от поселка Ермолино через реку Протву приближаются к селу советские воины, и идут они как раз с той стороны, где установлены фашистские пулеметы. До села остается не более 500 метров, дорога каждая минута. Соскочив с крыльца, Ваня бросился к реке, навстречу нашим бойцам. Фашисты открыли по нему огонь, но он бежал, падал, полз... Юному герою удалось добраться до реки, скрыться за ее крутыми берегами. А здесь уже были свои. - Там засада! - предупреждает он красноармейцев и рассказывает о расположении огневых точек противника. А потом ведет их в обход, с той стороны, откуда не ждут фашисты наших.

Так Ваня Андрианов помог воинам 113-й стрелковой дивизии освободить от фашистов своё родное село. Это было 28 декабря 1941 года. Вскоре командующий 33-й армией, наш земляк, генерал-лейтенант М.Г.Ефремов пригласил Ваню к себе и от имени Военного совета Западного фронта вручил ему орден Красной Звезды. Ранней весной 1942 года на слете героев битвы под Москвой рядом со взрослыми стоял в строю героев и мальчишка - кавалер ордена Красной Звезды, наш земляк, Ваня Андрианов.

Ваня стал сыном полка и вместе с 33-им отдельным инженерным батальоном прошел сотни километров военных дорог.

В послевоенное время Иван Федорович Андрианов окончил военно-морское авиационно-техническое училище в Перми, затем служил в авиации Черноморского флота, работал на одном из заводов в Москве. За заслуги в труде был награжден орденом «Знак Почета».

В Центральном музее Вооруженных Сил РФ рядом с большим портретом Ивана Федоровича Андрианова хранится его детское пробитое по краям вражескими пулями пальтишко - свидетельство его первого подвига.

Ведущий (Субботина Н.):

Сережа Алешков

В годы Великой Отечественной войны более 3 миллионов человек были награждены медалью «За боевые заслуги». Среди них - воспитанник 142-го гвардейского стрелкового полка шестилетний Сережа Алёшков, получивший медаль за спасение своего командира. Сережа - самый юный гражданин, удостоенный правительственной награды.

Судьба этого мальчика драматична, как и многих детей войны. Семья Алёшковых жила в деревне Грынь Козельского района Калужской области. Осенью 1941 года область была захвачена гитлеровцами. Затерявшаяся в лесах деревня стала базой партизанского отряда, а ее жители партизанами. Однажды мать с десятилетним Петей, старшим братом Сережи, ушли на задание. Но гитлеровцы схватили их, долго пытали. Петю повесили, а мать расстреляли. Так Сережа стал сиротой. Некоторое время жил в партизанском отряде. Во время нападения фашистов на партизанскую базу Сережа отстал от своих, бродил несколько дней по лесу, спал под деревьями, питался ягодами. При освобождении Козельского района в сентябре 1942 года бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика. Командир полка Михаил Данилович Воробьёв вспоминал:

«Сережа едва стоял на своих тонюсеньких ножках и смотрел испуганно, умоляюще. В блиндаже все словно онемели. Хотелось ринуться туда, к линии окопов, чтобы вцепиться в горло первому же попавшемуся

фашисту. Я подошел к нему, погладил по головке и спросил:

  • Как же звать тебя?

  • Серёжа.

  • И фамилию помнишь?

  • Алёшкины мы». (С фамилией Серёжа чуть напутал, как выяснилось уже потом: на самом деле он был Алёшков).

Сережу выходили, сшили ему военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный воинский путь, в том числе и Сталинград. Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но изо всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку.

Из книги А.Алексина, К.Воронова «Человек с красным галстуком»: «Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:

  • Там, в соломе, кто-то прячется.

Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, ~ сказал командир, - от лица службы объявляю Вам благодарность. - Служу Советскому Союзу! - отчеканил боец».

Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под сильным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и ... ревел от радости. Ему было всего 7 лет...» За спасение жизни командира полка полковника М.Д.Воробьева Сережа Алёшков был награжден медалью «За боевые заслуги» №013 (Приказ от 24.04.1943 г.).

Осколком мины был ранен в ногу, попал в госпиталь. После лечения вернулся к своим. Потом, к немалой Сережиной радости, командир полка Михаил Данилович Воробьев решил его усыновить. Вскоре у него появилась и новая мама. В 1944 году Сережа Алёшков стал курсантом Тульского суворовского военного училища. О дальнейшей судьбе Сергея Андреевича Алёшкова известно мало. Служил в армии, последнее время жил в городе Челябинске, встречался со школьниками. Умер самый юный гвардеец рано, в 1990 году. Василием Семеновичем Денисенковым о нем написана книга «Шестилетний гвардеец».

Ведущий ( Евсеева И.): Как внезапно ворвалась война в их детство и юность… Сколько тогда бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких.

Ведущий ( Малюкова А.):

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Не плачь, не плачь... Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе...
... Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля...
Была семья, был дом... Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я..."

... А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне...
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

Из воспоминаний ( под звуки музыки)

Ведущие под музыку читают воспоминания.

Ведущий (Афанасьева Е.): … Дом сожгли. Осталась одна пуговица от маминой кофты.

Ведущий ( Прохорова В.): … Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: « Сына уведите, сына уведите, чтоб не смотрел». А я все видел. И все помню…

Ведущий ( Озерова Н.): … Отца вытолкали на улицу, я бежала за ним босиком и кричала: « Папочка, папа!» А бабушка дома причитала. Она не смогла пережить смерть отца и через две недели умерла. В доме никого не осталось…

Ведущий (Назаренко Н.):

М.Джалиль

Они их собрали, спокойно до боли,
Детишек и женщин… и выгнали в поле.
И яму себе эти женщины рыли.
Фашисты стояли, смотрели, шутили…
А день был дождливый,
Касались луга свинцовые тучи,
Толкая друг друга.
Своими ушами слыхала тогда,
Как реки рыдали, как выла вода…
Кричали ручьи, словно малые дети…
Я этого дня не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи (я видела это!)
Рыдая, ласкало детей своим светом.
…Но звук автомата сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила извергам мать!
У сына дрожали ручонки и губки.
Он плакал в подол ее выцветшей юбки.
Всю душу ее на куски разрывая,
Сын будто кричал уже все понимая:
«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его не руки мать,
Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете, мой маленький, нас…
Нет, больно не будет… мгновенная смерть…
Закрой только глазки, не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем
Нет, лучше от пули мы вместе умрем».
Он глазки закрыл, пуля в шею вошла…
Вдруг молния два осветила ствола
И лица упавших белее чем мел…
И ветер вдруг взвизгнул, и гром загремел.
Пусть стонет земля, Пусть рыдает крича;
Как магма, слеза Будет пусть горяча.

Ведущий (Новикова О.): - Многое пережили тогда дети войны. Они видели и опаленные города, стертые с лица земли селения, разрушенные памятники, виселицы, рвы, наполненные трупами, грудных младенцев, раздавленных немецкими танками, расстрелянных женщин, стариков, детей. Повсюду гитлеровские палачи оставляли за собой кровавые следы. Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других «фабриках смерти» в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысячах замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных, мирных людей.

Ведущий ( Чичерова Е.,Колбасова А.)

Концлагеря

Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это и нравственные потери, это, прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но, ни в одной войне так не страдали дети. Фашизм не признавал возрастного различия. Великолепно отлаженная гитлеровская машина уничтожения людей перемалывала всех с одинаковой аккуратностью и беспощадностью: дряхлых стариков, цветущих женщин, новорожденных младенцев. День и ночь дымили крематории бесчисленных лагерей смерти на территории самой Германии и на территориях оккупированных государств. Словно черная сыпь, покрыла тело Европы сеть этих лагерей.

Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.

Вот реальная история Пахомова Павла Дмитриевича - узника концентрационного лагеря. Родился в 1936 году в селе Сетуха Орловской области. И вот в 1941 году началась война. И уже в октябре 1942 года в село Сетуха ворвались фашистские банды СС. В результате их село было сожжено, скот убит. Мать Павла Дмитриевича была потеряна, рядом с ним из родных людей осталась только тётя Мавра Захаровна и другая тётя со своими детьми. На третий день после налёта их отправили на Запад. Вагоны, в которых их везли, из воспоминаний Павла Дмитриевича были похожи на вагоны для скота. По пути следования эшелон постоянно подвергался бомбёжкам. Во время очередного обстрела в Белоруссии Павлу Дмитриевичу и его родным удалось сбежать. Ночами они шли домой, а днём отсиживались в каких-нибудь сараях, в стоге сена, на чердаках. В село Сетуха они пришли спустя несколько месяцев. За такой длительный путь Пахомов перенёс корь и с тех пор у него проблемы со слухом. Деревня была уничтожена, и они поселились в землянке. В июне 1943 года снова облава немцев. Павел Дмитриевич спрятался под печку, но его нашли и снова посадили в вагоны, которые направлялись в концлагерь под названием Саласпилс. Саласпилс - посёлок близ Риги. Ещё в октябре 1941 года немецко-фашистские оккупанты создали в этом посёлке лагерь смерти. Начиная с мая 1942 года, в Саласпилс доставляли заключенных из рижской центральной тюрьмы, советских военнопленных из других лагерей, мирных жителей, заподозренных в связях с партизанами. Сюда попал и Пахомов П.Д. со своими родственниками. Фашисты уничтожили в Саласпилсе свыше 100 тысяч человек. В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь. Как вспоминал Павел Дмитриевич, в этом лагере они жили в трехъярусных бараках. Однажды во время завтрака Мавра Захаровна попыталась незаметно поделиться кашей со своим племянником, но надзирательница, увидев это, подошла к тёте Павла Дмитриевича и ударила её по голове. По воспоминаниям Павла Дмитриевича кормили очень плохо, давали брюкву (которой обычно кормят скот), кружку кипятка и таблетку сахара.

Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях.

Первые дети попали в лагерь уже в июне 1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом из австрийской земли Бургенланд, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши, Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии. Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их уничтожали в газовых камерах.

Из воспоминаний:

Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые предписания. Никто из них не смел, покидать блок. Лагерное начальство полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и вечерних аппелях. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание .Если осиротевшее маленькое существо привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью - заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их лишали ребенка - лишали смысла жизни.

Отрывок из фильма « Помни имя свое»

Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные и лагерные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети охотно помогали им. Как велика была радость ребенка, когда ему позволяли «помочь» принести хлеб! Игрушки детям были запрещены. Но как мало нужно ребенку для игры! Его игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные ниточки, катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог. Но все игрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначе надзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.

Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников, конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры, сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с большим интересом.

Рассказ о праздновании дней рождения в семье звучал для них как сказка. Они не знали, как выглядит обычный дом, комната или кухня. Они не знали иной посуды, кроме коричневых жестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.

С самой большой заботой относились к старшим девочкам. Уже с двенадцати лет их посылали работать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевали туберкулезом и многие умирали. Товарищи пытались устроить этих девочек на более легкую работу, но это не всегда удавалось. Если видели, что девочка слишком слаба для работы на производстве, то говорили об этом с коммунистками, которые в управлении лагеря вели списки заключенных, и они уменьшали ее возраст.

Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь.

Ведущий (читают Прохорова В., Афанасьева Е.):

Из воспоминаний

«Среди бела дня к нам на площадь привели шестьсот еврейских мальчиков в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет. На них были длинные, очень тонкие арестантские робы и башмаки на деревянной подошве... Начальник лагеря приказал им раздеться. Дети заметили валящий из трубы дым и сразу поняли, что их собираются убить. В ужасе они начали бегать по площади и от безысходности рвать на себе волосы. Многие рыдали и звали на помощь.

Наконец, подавленные страхом, они разделись. Голые и босые, они жались друг к другу, чтобы избежать ударов охранников. Один смельчак подошел к стоявшему рядом начальнику лагеря и попросил сохранить ему жизнь - он был готов выполнять любую самую тяжелую работу. Ответом ему был удар дубинкой по голове.

Некоторые мальчики подбегали к евреям из зондеркоманды, бросались к ним на шею, умоляли о спасении. Другие нагишом разбегались в разные стороны в поисках выхода. Начальник подозвал еще одного эсэсовского охранника, вооруженного дубинкой.

Звонкие мальчишеские голоса становились все громче и громче, пока не слились в один жуткий вой, который, наверное, был слышен далеко вокруг. Мы стояли буквально парализованные этими воплями и рыданиями. А на лицах эсэсовцев блуждали самодовольные улыбки. С видом победителей, не выказывая ни малейших признаков сострадания, они загоняли мальчишек в бункер страшными ударами дубинок.

Ведущий ( Чичерова Е., Колбасова А.):

По данным на 15 января 1945 года, число узников концлагерей - 714211 человек, из них 511537 мужчин 202674 женщины. Предполагается, что, по крайней мере, треть всех этих узников настигли муки насильственной эвакуации.

"Они шли... женщины и дети, мужчины и подростки из всех стран света... преследуемые народы, подгоняемые окриками сумасшедших, свистом пуль, лаем собак. Шли, обессилевшие от холода и голода, и от их деревянных башмаков вздрагивала земля. Шли, и шаги по спящей земле отдавались жутким эхом и болью пяти лет мук в лагерях..."

Ведущий (Одинцова А.):

Детский ботинок


Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Пришли эти детские ноги
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц - на колени!
Суд народов идет
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик -
Этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой.
(С. Михалков)

Ведущие раздают свечи ( зажигают) Звучит песня «Зажгите свечи»

Минута молчания.

« Калужане - герои Великой Отечественной войны»

Ведущий: Ревунова Н.А. -Кто помогал ковать нашу победу? Кто обувал, одевал кормил и снабжал вооружением Красную Армию для борьбы с врагом? Ими были и взрослые, и совсем еще юные мальчишки и девчонки. Без выходных и отпусков, подставив под ноги снарядные ящики, они работали по 14-15 часов в сутки. Дети рано взрослели, заменяя ушедших на фронт старших братьев, отцов, матерей. В тылу ваши сверстники проявляли чудеса трудового героизма, поэтому и награды получали, как и их сверстники - фронтовики.

Включить интервью с Киселевой Н.Т.

Ведущий:

Э.Асадов

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Ведущий ( Новикова О.):- Наша страна в этом году отмечает знаменательное событие - 70 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это были годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине, досталась дорогой ценой, и мы не имеем права забыть ужасы этой чудовищной войны, чтобы они не повторились вновь.















© 2010-2022