Классный час Дорогою добра (7 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия №83 города Тюмени












Классный час


«Дорогою добра»









Иванова Лариса Александровна

учитель русского языка и литературы

классный руководитель 7 б класса















Тюмень - 2015


Методическое обоснование

Нарастающая в последнее время социальная напряженность, непрекращающиеся межэтнические и межконфессиональные конфликты, распространяющаяся в подростковой среде агрессивность являются прямой внутренней угрозой безопасности нашей страны. Необходима активизация поиска эффективных механизмов воспитания обучающихся в целях формирования компетентности социального взаимодействия с обществом. Классный час на тему толерантности позволяет использовать лингвистический материал уроков английского, немецкого, французского языка, обратиться к жизненному опыту каждого обучающегося, к культуре того народа, носителем языка которого он является.

Цель данного мероприятия - профилактика подросткового экстремизма, культивирование в подростковой среде принципов толерантности, уважения к культурам разных народов.

Задачи:

  1. ввести и закрепить определение термина «толерантность»;

  2. выявить основные черты толерантности;

  3. сформировать представление о толерантном и интолерантном поведении.

Оформление доски: эпиграф

В каждом человеке - солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Ход мероприятия

Клип (военные действия, смерть людей…)

Выходят ведущие. Презентация.

1. -Задумайтесь: за последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

2. -В наполеоновских войнах (1805-1815) число убитых составило около миллиона человек.

1. -Первая мировая война повлекла за собой 10 миллионов смертей в пропорции 20 участников военных действий на 1 гражданское лицо, не считая 21 миллиона погибших от эпидемий.

2. -Во 2 мировой войне было убито от 46 до 62 миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

1. -В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть 10 гражданских лиц на 1 военнослужащего.

2. -Несмотря на то, что международное сообщество прилагает серьезные усилия, чтобы не допустить развязывания войн, количество вооруженных конфликтов увеличилось.

Ученица-ингушка: «В 2006 году мы с мамой и сестрой Хавой приехали из Ингушетии сюда, в Сибирь. Отец с моими братьями уже работали здесь. Жить в Ингушетии очень опасно: нас пугали убийства мирных жителей, взрывы, нападения. У сестры стало плохо с сердцем, она лежала в больнице. К счастью, я попала в дружный класс. Меня хорошо встретили. Соседи у нас тоже хорошие. Мне хотелось бы, чтобы моя Ингушетия процветала, как раньше, чтобы не было войны, чтобы все люди жили мирно».

1. -Война…Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путем мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками и свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, ненавистью, лишениями. Не только военнослужащие, но и мирные жители, женщины, старики, дети. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих родных и близких.

2. -Никому не хочется жить в условиях войны, как широкомасштабной, с бомбами и смертями, так и в междоусобной и межличностной - в школе, в классе, в семье.

1. -К сожалению, в нашем мире, кроме войны, есть немало проявлений нетерпимости.

2. -Антисемитизм.

1. -6 млн. евреев были уничтожены в концентрационных лагерях в период между 1938 -1945 годами. Нацистская партия, стоявшая у власти в Германии во главе с Гитлером, считала евреев людьми, подлежащими уничтожению.

2. -Апартеид.

1. -В течение 45 лет Южная Африка проводила политику расовой сегрегации. Власть принадлежала белым. Черные не имели права смешиваться с белыми. Этому был положен конец в 1993 году.

2. -Дискриминация.

1. -Иногда говорят, что иммигранты пришли, чтобы отнять у нас хлеб, работу, что все они правонарушители. У иммигрантов подчас другие обычаи, религия, язык.

На улице украли автомобиль. Неизвестно, кто это сделал. Но всегда находится человек, заявляющий, что, несомненно, машину укради «молодые негодяи».

Люди нетерпимы к невежеству.

Ребята смеются над своим одноклассником. Он толстоват и неуклюж.

2. -Национализм.

1. -После 1946 года Югославия стала страной, население которой состояло из представителей различных национальностей, входивших в различные религиозные конфессии. Казалось, что они могут жить вместе. Однако в 1992 году сербы, хорваты и мусульмане стали воевать друг с другом.

2. -Шовинизм.

1. -Ученики одного класса заявляют, что они лучше, умнее и успешнее своих сверстников из параллельного класса.

2. - Использование силы при попытке навязать свое мнение другим приводит к разрушительным конфликтам, от которых страдают не только отдельные люди, но и общество в целом.

1. -Поскольку люди имеют различные корни, культуру, религиозные убеждения и растут в разной обстановке, у них, вероятно, всегда будут разные идеи и мнения относительно любой проблемы или явления жизни. Но толерантный человек относится к такому разнообразию взглядов положительно и излагает свою позицию с уважением к окружающим.

Учитель: Что значит быть толерантным? (беседа с учениками)

(уметь понимать и принимать другого человека таким, каков он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, уметь прощать, уметь быть снисходительным, проявлять сострадание и милосердие, быть готовым к примирению).

2. -Древнегреческий философ Платон говорил: «Основа всякой мудрости - терпение».

1. -Махатма Ганди, борец за независимость индийского народа, писал: «…Для меня любовь к родине соединена с любовью ко всему человечеству. Патриот уже не патриот, если он равнодушен к человечеству».

2. -На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

1.-С именем этого человека связано понятие «толерантность».

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный толерантности.

Учитель: Давайте определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. На столе перед доской лежат карточки в виде солнечных лучей, на которых записаны качества характера человека:

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Конфликт

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Желание что-либо делать вместе

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Ложь

  • Сотрудничество

  • Уважение прав других

  • Раздражение

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Зависть

Выберите те, которые характеризуют толерантную личность.

Получилось «солнышко» на доске.

2.-Россия - Европа и Азия,

Россия - земля без границ,

Великое разнообразие

Наречий, характеров, лиц!

Ученица-ингушка:

Хочу, чтоб все вокруг смеялись,

Чтобы мечты всегда сбывались,

Чтоб снились радостные сны,

Всегда чтоб утро добрым было,

Чтоб моя мама не грустила,

Чтоб в мире не было войны!

-ингушский танец

Ученик-украинец:

Прекрасны цветущие наши долины,

И реки, и горы - всё радует глаз!

Я мира желаю родной Украине,

А сам я на празднике нынче у вас!

-песня на украинском языке

Ученица-армянка:

Встречает радостно гостей

Страна старинных крепостей!

Край винограда, снежных гор,

Студеных голубых озер.

Страна, откуда родом я, -

Прекрасная Армения!

-песня на армянском языке

Ученица-казашка:

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы,

Закаты, как в сказке, и звездные ночи,

Рассветы ясны, как красавицы очи.

Там свято хранятся традиции предков,

И люди плохие встречаются редко.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания, труд.

Спросите где это, и я вам отвечу!

Краткой, но убедительной речью:

"Осы маган улы Отан,

Касиеттi жер Казакстан!"

-песня на казахском языке

2. -Человек, уважающий культуру своего народа, понимает и принимает и чужую культуру, потому что понятия о добре и зле, свободе и неволе, щедрости и жадности сходны у всех народов. Может быть, поэтому нам понятны сказки, даже если они звучат не на родном языке?

-инсценировка сказки на немецком языке

-инсценировка сказки на английском языке

-инсценировка сказки на французском языке

Чтецы:

Многоязычны мы и многолики,

Но с той поры в России все дружны,

Как всем понятный, звучный и великий

Язык один стал общим для страны.

Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нем, как на родном,

Разговаривать привык!

Русский знают все ребята,

Всем в России он понятен,

Есть слова такие в нем:

Счастье, Родина, мой Дом.

-русский танец

1. -Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, национальностей и судеб. И каждый класс - это маленькая семья. В любой семье должны царить доброта, уважение, взаимопонимание. А что же для этого нужно? Послушайте китайскую притчу.

Притча «Ладная семья» под китайскую музыку

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «любовь», «прощение», «терпение». И в конце листа: «сто раз любовь», «сто раз прощение», «сто раз терпение». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И всё?

-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-И мира тоже.

1. -Мир вокруг нас мы создаем сами, он во многом зависит от нашего умения быть справедливыми по отношению к себе и другим людям, другим культурам, другой жизни.

Чтец: Молитва о встрече

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

Чтец:

Давайте поклоняться доброте,

Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,

Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету

Под этим вечно неспокойным небом.

Давайте воевать за доброту! (А.Чепуров)

1. -Молодежи принадлежит будущее нашей планеты. Конечно, трудно отвечать за мир, за страну, за людей вокруг. Однако нужно учиться добру и взаимопониманию, быть терпимыми, готовыми прийти на помощь, быть миролюбивыми и творить добро.

2. -Жить в мире, пользоваться и бережно сохранять достижения, культуру и традиции разных народов, помогать друг другу - вот дорога, по которой нам нужно идти вместе.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточках.
Прикрепим их на доску под заголовком «Дорогою добра» («следы» ведут к «солнцу»).

Заключительная песня «Дорогою добра».

Домашнее задание: составить синквейн, стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.:

  1. - тема - существительное «толерантность»

  2. - два прилагательных, которые подходят к теме существительного,

  3. - три глагола по теме,

  4. - осмысленная фраза на данную тему,

  5. - резюме к теме (слово или словосочетание).

(пример: Синквейн на слово "Толерантность":
1. Терпение
2. Конструктивный, неконфликтный
3. Взаимодействовать, уважать, принимать
4. Мудрость человеческая проявляется в терпении.
5. Миролюбие).









Литература

  1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема

формирования толерантного сознания. - Образование в современной

школе. - 2002. - № 4.

  1. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я.Воробьева. - 2-е изд., дополненное. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. - 160 с. - (Школа)

  2. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. - Образование в

современной школе. - 2003. - № 7.

  1. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. - М.: Локус, 2003

  2. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они

оградить наших детей от влияния экстремистов. - Директор школы. -

2002. - № 8.

  1. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

  2. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании

культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. - Директор школы. - 2003. - № 5.

  1. Северина, О.А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности: разработки занятий, праздники, классные часы, тесты / О.А.Северина, Т.А.Дронова. - М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. - 2008. - 240 с. - (Классное руководство).

  2. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. - М.,: Генезис, 2005

  3. Щеколдина С. Тренинг толерантности. - М.: Ось-89, 2004

  4. Сайт «Толерантность: декларация принципов» [Электронный ресурс] -

Электрон.дан. - М., 2003. - Режим доступа: tolerance.ru/,

свободный. - Загл. с экрана.

12.festival.1september.ru/articles/613241/://youtube.com/watch?v=

_j6IBdHW_rY

13.tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html

14.malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1

15.nsportal.ru/shkola/klassnoe- rukovodstvo/library/library/tolerantnostklassnyi-chas-dlya-uchashchikhsya-5-7-klass

10

© 2010-2022