Статья на тему: Составление обобщенной психолого-педагогической характеристики классного коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составление обобщенной психолого-педагогической характеристики классного коллектива.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся. (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами , смена классных руководителей и т.д.).

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования : -беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- изучение классного журнала, личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса. Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе , их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса вне учебных занятий.

Участие класса в общешкольной жизни.

Методы исследования:

- беседа с учителями и учащимися,

- наблюдения на и вне уроков,

- анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей

направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.).

3. Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в классе.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства :

- авторитарный: "общение - дистанция", "общение - устрашение";

- демократический - "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения";

- либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

- беседа с классным руководителем, активом;

- наблюдения на и вне уроков;

- анкетирование (составить самостоятельно анкету, после проведения приложить к характеристике

вместе со сводной таблицей ответов учащихся).

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего

коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении

учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности (шпаргалки, подсказки, списывание).

Методы исследования:

- беседа с учителями, классным руководителем , учениками;

- наблюдения на уроках;

- изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе.

Отношения мальчиков и девочек.

Краткая характеристика дружеских группировок в классе

(предполагаемые мотивы, объединяющие ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, предполагаемые причины изоляции и отвержения отдельных ребят).

Методы исследования:

- наблюдения на и вне уроков;

- беседа с классным руководителем, учениками;

- методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина;

- тест общей направленности деятельности личности.

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями.

Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых задач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).

Волевые качества класса ( способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и препятствий? Ставит ли он перед собой общие цели и как стремится к их осуществлению? Может ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

Методы исследования :

- наблюдения на и вне уроков;

- беседа с классным руководителем;

- карта-профиль оценки психологического климата группы;

- методика по изучению ценностных ориентаций группы (ЕЦО)

7. Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

Любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияние на товарищей.

Причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.

Как в классе проявляются психологические особенности возраста.

Методы исследования:

- наблюдение;

- беседа с классным руководителем, учениками

РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ.

Общая оценка уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые можно поставить по совершенствованию стиля педагогического руководства, улучшению психологического климата в классе, развитию интересов школьников.

СПИСОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ:

  1. Изучите материал по организации жизни и деятельности учащихся во неурочное время. Помните, что данный материал освещает работу начальной школы. Проанализируйте текст, определите формы, методы и средства внеурочной деятельности для учащихся среднего и старшего звена средней школы.

  2. Проанализируйте схему характеристики класса. Составьте характеристику своей группы или своего бывшего класса, в котором Вы учились. Обсудите получившиеся характеристики. Выберите лучшую, примите ее за образец в своей дальнейшей деятельности.

  3. Перед Вами материалы по диагностике лидерских качеств. Продиагностируйте на наличие лидерских качеств членов Вашей группы. Составьте психологический портрет лидера группы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ:

Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат - наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.

Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), - ответит первым лидер.

Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек. Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее: 1) красный - эмоциональный лидер; 2) синий - генератор идей; 3) зеленый - организатор КТД; 4) желтый - резерв, наблюдатель; 5) черный - дезорганизатор; 6) белый - исполнитель.

Таблица. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Интеллектуальные способности

Черты характера личности

Приобретенные умения

. ум и логика

рассудительность

проницательность

оригинальность

концептуальность

образованность

знание дела

речевая развитость

любопытство и познавательность

интуитивность

инициативность

гибкость

бдительность

созидательность и творчество

честность

личностная целостность

смелость

самоуверенность

уравновешенность

независимость

самостоятельность

амбициозность

потребность в достижениях

настойчивость и упорство

энергичность

властность

работоспособность

агрессивность

стремление к превосходству

обязательность

участливость

умение заручаться поддержкой

умение кооперироваться

умение завоевывать популярность и престиж

такт и дипломатичность

умение брать на себя риск и ответственность

умение организовывать

умение убеждать

умение менять себя

умение быть надежным

умение шутить и понимать юмор

умение разбираться в людях

Тест на лидерские качества:

Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.

Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.

Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.

Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.

Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.

В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.

Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.

Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.

Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.

Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.

Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.

Проведите игру «Психологический портрет группы». Поделитесь мнением о ее ходе.

Психологическая игра "Портрет коллектива"

Цели:

способствовать сплочению участников;

приобрести опыт в публичном одобрении другого;

осознать собственную реакцию на признание со стороны других.

Этапы игры:

Разминка.

Создание визитной карточки.

Общение друг с другом.

Работа в парах.

Представление своего партнёра.

Оформление портрета.

Обсуждение игры.

Оборудование:

Лист бумаги любого цвета (формата А4).

Листочки бумаги на каждого участника.

Цветные бумажные фигурки по 2 одинаковые каждого цвета (по числу игроков).

Шариковые ручки.

Клей.

ХОД ИГРЫ

Разминка

Для её проведения могут быть использованы любые психогимнастические упражнения на усмотрение ведущего. Главное - настроить участников на взаимодействие друг с другом.

Создание визитной карточки

Каждый участник заполняет листочек, где указывает своё имя и пять-шесть пунктов, отражающих увлечения и интересы.

Общение

Все игроки свободно перемещаются по комнате, общаются, знакомятся с информацией, на карточке, расспрашивают друг друга, уточняют.

Работа в парах

Группа разбивается на пары с помощью цветных фигурок, которые лежат в коробке или на тарелке в центре круга. В парах нужно познакомиться поближе, чтобы на следующем этапе игры представить своего партнёра всем участникам.

Представление партнёра

Для того, чтобы представить, один из участников встаёт за спину партнёра, кладёт свои руки на плечи того, о ком рассказывает. Потом они меняются местами и т.д.

Оформление портрета

После того, как все высказались, ведущий предлагает участникам наклеить свои фигурки на лист формата А4 так, как этого хочется игрокам.

Обсуждение

Когда портрет будет готов, можно предложить участникам прокомментировать то, что получилось и поделиться своими чувствами.

  1. Во время педагогической практики или в своей группе определите уровень развития самоуправления, воспользовавшись методикой М.И. Рожкова. Свои данные обоснуйте.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

( подготовлена профессором М.И.Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:

43210

  1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

43210

  1. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

43210

  1. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

43210

  1. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

43210

  1. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

43210

  1. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися

43210

  1. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

43210

  1. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

43210

  1. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей

43210

  1. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

43210

  1. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

43210

  1. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей

43210

  1. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.

43210

  1. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

43210

  1. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих перед ними.

43210

  1. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы

43210

  1. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.

43210

  1. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

43210

  1. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

43210

  1. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.

43210

  1. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.

43210

  1. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.

43210

  1. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях

43210

  1. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 - «Да», 3 - «Скорее да, чем нет», 2 - «Трудно сказать», 1 - «Скорее нет, чем да», 0 - «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп(блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);

2) организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);

4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);

5) отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);

6) ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать(16 - максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 - средний, если больше 0,8 - высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 - уровень развития самоуправления средний; если больше0,85 - высокий.

© 2010-2022