Программа воспитательной работы в 9 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ПЛАН КОРРЕКЦИОННО -ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




на 2015-2016 учебный год

в 9 Б классе











Составитель:

классный руководитель 9 Б класса

Саломина Елена Алексеевна

I квалификационная категория




г. Куйбышев

2015 год






В современном обществе число детей с ОВЗ увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20 - 30 %, а около 70 - 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе.

Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стало «нормальным» явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание помощи таким детям является актуальной в педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной системой «родитель - ребёнок - педагог».

Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило передо мной задачу разработки специального плана воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе.

В результате мною был разработан план воспитательной работы, предназначенный для воспитательного процесса.

План учитывает особенности развития личности учащихся с ОВЗ на основе изучения их интересов и потребностей.

Осуществление плана поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития к саморегуляции личности обучающихся воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования выпускника школы и необходимую для него поддержку.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка:

- развитие личности;

- подготовку к самостоятельной жизни;

- профессиональную подготовку.

В соответствии с этим целью данной программы является:

Цель: Создание условий для комплексного развития личности в условиях перехода ФГОС, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

Задачи:

  • Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.

  • Развивать способности к профессиональному самоопределению.

  • Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.

  • Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей.

  • Выработать единые требования с родителями в воспитании детей.

Предполагаемый результат:

В качестве главного результата воспитанности план определяет:

- достижение социальной компетентности обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество.

Объект: Воспитанники класса

Субъект: Администрация школы, учителя, специалисты школы, педагоги дополнительного образования, родители (законные представители).

Срок реализации программы: с 01.09.2015 по 31.05.2016 год.

УСЛОВИЯ ПЛАНА КОРРЕКЦИОННО _ ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Воспитание - это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.

Считается, что успешность образования и воспитания детей с ОВЗ достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.

Основные направления создания воспитательной среды

- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы и пр.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом (вручение грамот, благодарственных писем, вывешивание молнии ит.д.)

- разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий;

- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития (игротерапия, оригами, арттерапия и т.п.).

Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности. Для среднего и старшего возраста основными являются:

Мотивы:

  • Потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;

  • Утвердиться в компании сверстников;

  • Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);

  • Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;

  • Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);

  • Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;

  • Интимно - личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих - то глазах);

  • Учебно - профессиональная деятельность (помощь подростку в его профессиональном самоопределении).

Воспитательная работа включает в себя четыре основных направления, содержание которых составляет область знаний охватывающих теорию и практику адаптации обучающихся воспитанников к социуму, подготовку детей к самостоятельной жизни:


  1. Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:

-спортивно-оздоровительная деятельность;

-просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;

  1. Трудовое воспитание:

-трудовая, общественно-полезная деятельность;

-профориентация.

  1. Формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности:

- деятельность, направленная патриотическое воспитание;

- воспитание любви к Родине.

4. Духовно-нравственное воспитание

-приобщение к культуре, музыке;

- формирование нравственно-правовых аспектов.

Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно-развивающей работы:

  • Принцип ориентации на позитив в поведении и характере воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по - новому взглянуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;

  • формирование нравственных чувств, при самооценке своего поведения;

  • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

  • доверие к ребенку;

  • формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

  • оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

  • учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах:

• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;

  • доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

  • приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

  • защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

  • постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

  • защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

  • формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

  • Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.

Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

  • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на воспитанника;

  • обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

  • учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

  • воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений ребенка;

  • школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учи­тывать реальные факторы социума;

  • педагог должен корректировать негативное влияние окру­жающей среды на ребенка;

  • все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

  • Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

  • определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

  • учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

  • предоставление возможности воспитанникам самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

  • работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

  • успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не должен негативно влиять на воспитание других;

  • выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

  • поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

  • постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых воспитателями.

  • Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

  • включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);

  • диагностирование волевой готовности к системе социаль­ных отношений;

  • стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа, адекватного поведения в различных ситуациях;

• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

  • проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

  • ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

  • не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;

  • волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

  • нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Наряду с учебно - познавательной деятельностью школь­ники с ОВЗ поведением яв­ляются участни­ками и других видов деятельности: общественной, трудо­вой, спортивно - оздоровитель­ной, художественно-эстети­ческой, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится инте­ресной и значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не ме­нее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.

Реализация плана коррекционно - воспитательной работы рассчитана на использование традиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих форм, методов и приёмов, основным является классный час, который ведется по основным направлениям:

  1. здоровьесбережение;

  2. трудовое воспитание;

  3. формирование духовно - нравственного воспитания;

  4. формирование патриотизма и гражданской ответственности.

Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.

Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья", педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Взаимодействие с родительским комитетом

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

4. Совместная деятельность родителей и детей

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения. В своей работе, как классный руководитель, я особое внимание уделяю работе с родителями и детьми девиантного поведения. Для работы с родителями, мною составлен план родительских собраний (прилагается).

6. Работа с детьми девиантного поведения:

  • Контроль за посещением школы;

  • Индивидуальные беседы, беседы со специалистами;

Осуществление работы с семьей по следующим направлениям:

1.Консультация родителей по вопросам:

- осуществление родителями контроля за посещением детьми занятий;

- методы и способы воздействия на ребёнка с отклоняющим поведением;

- развитие мотивации обучения;

- организация досуга.

2. Профилактическая работа:

- Организация взаимодействия семьи с различными службами (полиция, поликлиника, органы соц. защиты и попечительства).

3. Работа с педагогами

- совместный контроль за посещением детьми уроков;

- соблюдение семьей прав ребёнка на обучение и развитие;

- профилактика отклоняющегося поведения.

Планируя работу с детьми девиантного поведения, ожидаю следующие результаты работы:

• снижение уровня тревожности и агрессивности;

• формирование адекватной самооценки;

• повышение ответственности подростков за собственные поступки;

• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;

• снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.

6.Дополнительное образование.

Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Дети посещают кружки в школе: «Вокальный» «Вязание», факультатив «Юный натуралист», кружок «Золушка», который ведет педагог из ДДТ.

Задачи на следующий учебный год:

  1. Продолжить воспитательную работу по намеченным направлениям;

  2. Усилить контроль за посещаемостью и поведением;

  3. Поддерживать тесную связь родителями;

  4. Принимать активное участие в конкурсах;

  5. Способствовать сохранению жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

Саломина Е.А.












© 2010-2022