- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа воспитательной работы в 9 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Программа воспитательной работы в 9 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саломина Е.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПЛАН КОРРЕКЦИОННО -ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2015-2016 учебный год
в 9 Б классе
Составитель:
классный руководитель 9 Б класса
Саломина Елена Алексеевна
I квалификационная категория
г. Куйбышев
2015 год
В современном обществе число детей с ОВЗ увеличивается. По данным Министерства образования РФ, количество учащихся, которые не в состоянии освоить образовательные программы, составляет около 20 - 30 %, а около 70 - 80 % из них нуждаются в специальных формах и методах обучения. Массовый характер указанной тенденции является одной из причин остроты постановки проблемы так называемых «трудных» детей, испытывающих затруднения как в обучении, так и в социализации. Чаще всего это дети из неблагоприятных в разных отношениях семей, лишённых реальных жизненных перспектив, которые, сталкиваясь с неблагополучной атмосферой дома и в школе, быстро приобретают опыт жизненных неудач. При неуспехах в школе и отсутствии поддержки дома у них закрепляется низкая самооценка, ещё больше нарушается их успеваемость и поведение, и в результате искажается вся система их ценностей и жизненная ориентация. Общую картину подобных нарушений развития можно охарактеризовать как дезадаптацию детей и подростков, проявляющую в их неспособности не только полноценно учиться, но жить и действовать в нашем обществе.
Подводя итоги всему сказанному, можно констатировать, что в силу ряда социальных, экологических и других причин отклонения в здоровье стало «нормальным» явлением в нашем обществе. Анализ всех аспектов ситуации показывает, что оказание помощи таким детям является актуальной в педагогике, нам необходимо вернуть ребёнка на путь развития, необходимо использовать системный подход с целостной взаимосвязанной системой «родитель - ребёнок - педагог».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётком понимании причин отклонения от нормы, но и на выявление и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребёнка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Это поставило передо мной задачу разработки специального плана воспитательной работы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе.
В результате мною был разработан план воспитательной работы, предназначенный для воспитательного процесса.
План учитывает особенности развития личности учащихся с ОВЗ на основе изучения их интересов и потребностей.
Осуществление плана поможет создать комплекс условий для интеллектуального развития к саморегуляции личности обучающихся воспитанников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, досуга, наиболее полной реализации способностей каждого. Это даст основание прогнозировать и реально обеспечивать результат образования выпускника школы и необходимую для него поддержку.
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - это многофакторный, комплексный процесс, предполагающий социальную интеграцию воспитанников в современное общество. Процесс социализации предполагает решение основных проблем в воспитании ребёнка:
- развитие личности;
- подготовку к самостоятельной жизни;
- профессиональную подготовку.
В соответствии с этим целью данной программы является:
Цель: Создание условий для комплексного развития личности в условиях перехода ФГОС, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и навыков, готовой брать ответственность за свои решения и поступки во всех сферах деятельности; оказание помощи при социальной адаптации обучающихся воспитанников.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Задачи:
-
Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности.
-
Развивать способности к профессиональному самоопределению.
-
Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка.
-
Оказать помощь в формировании эмоционально-волевой сферы детей.
-
Выработать единые требования с родителями в воспитании детей.
Предполагаемый результат:
В качестве главного результата воспитанности план определяет:
- достижение социальной компетентности обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, их интеграцию в современное общество.
Объект: Воспитанники класса
Субъект: Администрация школы, учителя, специалисты школы, педагоги дополнительного образования, родители (законные представители).
Срок реализации программы: с 01.09.2015 по 31.05.2016 год.
УСЛОВИЯ ПЛАНА КОРРЕКЦИОННО _ ВОПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.
Воспитание - это процесс, т. е. постоянно меняющееся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребёнка. Необходимо помнить, что по мере взросления, развития ребёнка, коррекции его дефекта и развития механизмов компенсации его позиция как объекта воздействия меняется.
Считается, что успешность образования и воспитания детей с ОВЗ достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.
Основные направления создания воспитательной среды
- создание системы позитивно действующих факторов: оформление школы, участка школы и пр.; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности; создание информационной службы постоянно освещающей успехи каждого и группы в целом (вручение грамот, благодарственных писем, вывешивание молнии ит.д.)
- разработка разновариантных моделей воспитательных занятий, бесед, экскурсий;
- организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития (игротерапия, оригами, арттерапия и т.п.).
Ребёнок как личность будет эффективно развиваться лишь при условии учёта его возрастных интересов. Именно поэтому воспитательный процесс строится на двух моментах: мотивы и ведущие виды деятельности. Для среднего и старшего возраста основными являются:
Мотивы:
-
Потребность занять своё место в коллективе, в мире взрослых;
-
Утвердиться в компании сверстников;
-
Ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого);
-
Потребность личностной самооценки; стремление к взрослости, самостоятельности, к самоутверждению;
-
Стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.
Ведущие виды деятельности:
-
Учебная деятельность (не скучная и однообразная, а живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него);
-
Разнообразные формы общения со сверстниками, компанией друзей; «кодекс товарищества», доминирующий мотив поведения подростка;
-
Интимно - личное общение (быть друг с другом, с друзьями; уметь получить от этого удовлетворение, быть значимым в чьих - то глазах);
-
Учебно - профессиональная деятельность (помощь подростку в его профессиональном самоопределении).
Воспитательная работа включает в себя четыре основных направления, содержание которых составляет область знаний охватывающих теорию и практику адаптации обучающихся воспитанников к социуму, подготовку детей к самостоятельной жизни:
-
Физическое воспитание и охрана здоровья обучающихся воспитанников:
-спортивно-оздоровительная деятельность;
-просветительская работа по формированию ЗОЖ, соблюдению личной гигиены и сохранению своего здоровья;
-
Трудовое воспитание:
-трудовая, общественно-полезная деятельность;
-профориентация.
-
Формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности:
- деятельность, направленная патриотическое воспитание;
- воспитание любви к Родине.
4. Духовно-нравственное воспитание
-приобщение к культуре, музыке;
- формирование нравственно-правовых аспектов.
Для достижения положительного результата воспитанности необходимо использовать принципы коррекционно-развивающей работы:
-
Принцип ориентации на позитив в поведении и характере воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по - новому взглянуть на свое поведение.
Условиями реализации данного принципа являются:
-
стимулирование самопознания ребенком своих положительных черт;
-
формирование нравственных чувств, при самооценке своего поведения;
-
постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
-
доверие к ребенку;
-
формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;
-
оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
-
учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, пробуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;
-
доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;
-
приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;
-
защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;
-
постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;
-
защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;
-
формирование педагогом в классе, школе, группе и других объединениях учащихся гуманистических отношений, которые не допускают унижения достоинства детей.
-
Принцип социальной адекватности воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребенка.
Реализация этого принципа возможна на основе учета разнообразного влияния социальной среды.
Условиями реализации данного принципа являются:
-
учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;
-
координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на воспитанника;
-
обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
-
учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
-
коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
-
воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных отношений ребенка;
-
школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
-
педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;
-
все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
-
Принцип индивидуализации воспитания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
-
мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;
-
определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребенка;
-
выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
-
учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
-
предоставление возможности воспитанникам самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
-
работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;
-
успех воспитательного воздействия при работе с одним воспитанником не должен негативно влиять на воспитание других;
-
выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;
-
поиск педагогом способов коррекции поведения воспитанника должен вестись только на основе взаимодействия с ним;
-
постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых воспитателями.
-
Принцип социального закаливания воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
-
включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
-
диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
-
стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа, адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
-
проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
-
ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
-
не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
-
волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
-
нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.
Наряду с учебно - познавательной деятельностью школьники с ОВЗ поведением являются участниками и других видов деятельности: общественной, трудовой, спортивно - оздоровительной, художественно-эстетической, нравственно-правовой, игровой и т. д. Деятельность становится интересной и значимой для воспитанника, если она приносит эмоциональное удовлетворение. Также не менее важным является включение школьника в позицию активного участника данного вида деятельности.
Реализация плана коррекционно - воспитательной работы рассчитана на использование традиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно-развивающих форм, методов и приёмов, основным является классный час, который ведется по основным направлениям:
-
здоровьесбережение;
-
трудовое воспитание;
-
формирование духовно - нравственного воспитания;
-
формирование патриотизма и гражданской ответственности.
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье нередко не согласованы. Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к детям необходимы согласованные взаимодействия.
Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании ребёнка, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.
Принципы взаимной деятельности:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
- позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность воспитателя с родителями или законными представителями воспитанников представлена следующими направлениями и формами:
1. Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.
Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся "Моя семья", педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Информирование родителей о содержании воспитательного процесса
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой воспитательной деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей - проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. Взаимодействие с родительским комитетом
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
4. Совместная деятельность родителей и детей
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
5. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения. В своей работе, как классный руководитель, я особое внимание уделяю работе с родителями и детьми девиантного поведения. Для работы с родителями, мною составлен план родительских собраний (прилагается).
6. Работа с детьми девиантного поведения:
-
Контроль за посещением школы;
-
Индивидуальные беседы, беседы со специалистами;
Осуществление работы с семьей по следующим направлениям:
1.Консультация родителей по вопросам:
- осуществление родителями контроля за посещением детьми занятий;
- методы и способы воздействия на ребёнка с отклоняющим поведением;
- развитие мотивации обучения;
- организация досуга.
2. Профилактическая работа:
- Организация взаимодействия семьи с различными службами (полиция, поликлиника, органы соц. защиты и попечительства).
3. Работа с педагогами
- совместный контроль за посещением детьми уроков;
- соблюдение семьей прав ребёнка на обучение и развитие;
- профилактика отклоняющегося поведения.
Планируя работу с детьми девиантного поведения, ожидаю следующие результаты работы:
• снижение уровня тревожности и агрессивности;
• формирование адекватной самооценки;
• повышение ответственности подростков за собственные поступки;
• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;
• снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.
6.Дополнительное образование.
Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Дети посещают кружки в школе: «Вокальный» «Вязание», факультатив «Юный натуралист», кружок «Золушка», который ведет педагог из ДДТ.
Задачи на следующий учебный год:
-
Продолжить воспитательную работу по намеченным направлениям;
-
Усилить контроль за посещаемостью и поведением;
-
Поддерживать тесную связь родителями;
-
Принимать активное участие в конкурсах;
-
Способствовать сохранению жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
Саломина Е.А.