Внеклассное мероприятие Ненормативная лексика

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский аграрно-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УНИР

_________ Л.М. Штефанова

«___» _________ 2015

Внеклассное мероприятие Ненормативная лексикаМетодическая разработка внеклассного мероприятия

по ОУД.01 «Русский язык и литература»

Внеклассное мероприятие Ненормативная лексика

Разработала

Классный руководитель

Группы 12К9/2

Л.В. Вакулова


Армавир

2015

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Протокол №______ от «___»_________ 20____

Председатель ПЦК ___________И.С.Агафонова

Е.А.Грядунова

Методическая разработка внеклассного мероприятия по оуд.01 «русский язык и литература» "Ненормативная лексика - яд для современного общества"

Методическая разработка призвана оказать помощь преподавателям в грамотном проведении занятия с применением необходимых знаний и методов.

Методическое пособие содержит теоретическую и практическую часть в виде приложения.


Рецензенты:

Н.А. Бережная - преподаватель русского языка и литературы первой категории ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»

Т.Н.Матвеева - преподаватель высшей категории ГБПОУ КК АИСТ

Квалификация по диплому: учитель русского языка и

литературы


Содержание

Введение……………………………………………….………………………….4

Ход часа общения………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………….13

Библиографический список………………………………………………….....14

Приложения…………………………………………………………………..….15





























Введение

Откуда же взялся русский мат? Кто к нам его занес? А никто нам его никогда не приносил. Это наше родное, тщательно скрываемое детище. Практически нет отечественных официальных словарей, в которых бы матерщина соседствовала со словарными статьями высокого стиля. Упоминание о некоторых словах такого типа есть лишь в словаре В. И. Даля, да и то только в Бодуэновой редакции (Даль-4, ст. 1244), да еще в таком специальном словаре, как Этимологический словарь славянских языков (ЭССЯ-8, с. 114). Упоминание этих двух словарей уже говорит о многом: данная лексика глубоко народная, древняя и чисто славянская.

Мат сильно распространен в русском народе. Причем в простом народе, особенно деревенском, он и не почитался за сквернословие. Были теории, что русский человек богобоязнен, а матерщина навязана, дескать, тюрками-иноверцами.

Однако анализ аналогичной лексики в современных славянских языках говорит о всеобщем славянском характере мата.

Во многом распространению мата способствовало не только отсутствие должного уровня культуры пользования им, но и официозный на него запрет. Запретный плод сладок, особенно для людей только входящих в общественную жизнь. Подросток, употребляя бранную лексику, как бы приобщается к кругу взрослых» людей, которым «по закону» разрешается выражаться намного свободней, нежели молодым. С другой стороны, мощный потенциал неприличных слов в семантике, свободное их варьирование, прекрасная словообразовательная разработанность позволяют некоторым людям, вообще не выходя из рамок мата, выразить все, что они пожелают.

Бранные слова являются неотъемлемой частью нашего языка и жизни. Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз в своей жизни не ввернул крепкое словцо. Конечно, ругательства - это палка о двух концах. Ими можно оскорбить и рассмешить, спровоцировать конфликт и, напротив, получить психологическую разрядку.

У бранных словечек есть и третье - этимологическое - дно, о котором многие не подозревают. Удивительно, что большинство из ныне употребляемых ругательств произошли от слов, которые изначально имели совершенно невинные значения.

Целью классного часа является:

1.Предупредить употребление в речи обучающихся бранных слов, хулы, ругательств, мата; познакомить с влиянием таких слов на человека.

2.Информировать об истоках русского мата, сквернословия; сравнить принципиальную основу образования и появления таких слов в других языках и как результат - неупотребление в речи этих слов.

3.Воспитывать любовь и уважение к родному языку как неотъемлемой

Основные задачи:

  1. Формирование навыков культуры общения

  2. Развитие коммуникативных навыков

  3. Привитие этических норм бесконфликтного общения

  4. Воспитание нравственно-этических чувств, уважительного отношения друг к другу








Э п и г р а ф :

С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека-это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом. В.Даль.

Оборудование: ММ презентация, видеоролик

Ход часа общения.

(Слайд №1-Чем опасна ненормативная лекика)

I.Вступительное слово учителя

Преподаватель: Добрый день тем, кто задумался над вопросом: «Чем опасна ненормативная лексика?»

Мы рады, что вы смоги оценить важность темы, которую мы предлагаем вашему вниманию и приглашаем вместе с нами к разговору.

А начать наш разговор хочется с одной легенды:

Студент: «Жил в VI в. до н.э. в Древней Греции мудрец, сочинитель басен Эзоп. Он был рабом у богатого грека. Однажды хозяин сказал ему: «Ступай на рынок и принеси самую лучшую вещь на свете». Эзоп принёс язык. «А есть ли что на свете лучше и прекраснее языка? Разве не языком держится вся философия и вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать: ни дать, ни взять, ни купить. Порядок в государстве ,законы, постановления-всё это существует лишь благодаря языку. Язык-основа всей нашей жизни; нет ничего лучше на свете». Тогда хозяин сказал: «А теперь принеси самую худшую вещь на свете». Эзоп снова принёс язык. «Что же на свете хуже языка?Язык несёт раздоры, заговоры, обманы, распри,

завись, войну. Разве может быть что-то хуже, чем язык?»

(Слайд №2-Эпиграф)

Преподаыватель: Да! К языку нужно относиться с большой осторожностью и уважением. При неумелом и небрежном отношении он может создать нам массу проблем, при правильном-станет другом.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души,

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

(Слайд №3- Отличие русского языка от других языков мир)

Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. Но можно ли считать, что язык, созданный великими предками, его потенциал, богатство неистощимы? Можно ли утверждать ,что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство и величие национального языка?

К сожалению, наблюдается снижение уровня речевой культуры разных слоёв общества, расшатываются традиционные литературные нормы.

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и в СМИ. Слушая, как разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политки, аткёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас, как никогда, находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируется из уст людей, которые должны нести «культуру» в массы. И оно так заразно, что распространяется с ужасающей быстротой. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

Ещё И.С.Тургенев говорил: «Берегите наш язык…»Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у него есть враги?

(Слайд №4-Статистика)

Студенты:Конечно,есть.Это слова-сорняки, слова-паразиты, хула, бранные слова, матерная брань.

Преподаватель:И именно эти слова относятся к ненормативной лексике. Именно с употреблением этих слов в речи нам нужно бороться,так как они влияют на здоровье.

Итак, поговорим о словах-паразитах, словах-сорняках и других, без которых вполне можно обойтись, они только «заграмождают» сказанное.

Студенты: Конечно,в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки» (Слайд №5,6,7,8,9,10 Нвероятно, но факт) :так сказать, значит, короче говоря, видите ли, понятно, да, вот, так, ну, в общем, это, это самое, как бы, короче, типа и т.д.

О человеке, их употребляющем, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал». Такая речь производит неприятное впечатление, раздражает слушателей и как следствие влияет на здоровье.

Отрывок из фельетона журналиста А.Суконцева.

«Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

-Ну, как,-спросил я,-понравилась?

Он молча положил передо мною листок бумаги, весь испещрённый крестиками и кружочками.

-Что это?

-Крестик-это слово «значит» ,а кружочек-слова «так сказать».118 крестиков и 184 кружочка за два академических часа…

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.»

(Слайд №7-Отрывок из « Повести о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя.)

Преподаватель:Какой писатель был мастером создания типовых образов своих героев через речевую характеристику?(Н.В.Гоголь).Работа с отрывком из произведения.

«Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая.

Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский Прешпект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная: там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

Задание: Из предложенного текста убрать слова-сорняки.

Учитель: Для чего писатель использовал их в тексте? Почему слова-сорняки появляются в нашей речи?

Ученики: Слова-сорняки появляются от волнения, от неумения мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления свих мыслей и, конечно, от бедности индивидуального словаря.

Учитель: К.Г.Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе…,-в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Ученик: А.С.Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тыс. слов,

С.А.Есенин-18890 слов, Сервантес-около 17 тыс., Шекспир-около 15 тыс.,Гоголь(«Мертвые души»)10 тыс. слов.

Ученик:(см.приложение №1)

(Слайд №13-Бранные слова)

Ученик: Сообщение о бранных словах.

Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу, а потом выбрасывают за порог жилища. Для христианина духовный дом - это храм, а вечное жилище - Царство Небесное. Поэтому слово «сволочь» - пожелание, чтобы человек был лишен своего дома, выкинут из вечного жилища, как мусор и отрепье, подобно тому как в евангельской притче хозяин приказывает своим рабам выбросить недостойного гостя за порог дома в ночную тьму. Итак, в мистическом значении «сволочь» означает: недостойный спасения, осужденный, выброшенный, изгнанный.«Мерзавец»- это слово мы слышим очень часто. Это слово означает: мерзлый, замерзший, холодный, безжизненный. Святые отцы говорили: «Бог есть огонь, который согревает сердца, а сатана- вечный холод, леденящий душу». «Мерзавец» -это человек, в котором нет Бога, который потерял любовь. В теле змеи нет теплоты, поэтому «мерзавец» то же самое, что и потерявший любовь демон, и гад, ползающий по земле. Здесь пожелание, чтобы человек потерял Бога и любовь и уподобился демону, который холоден, безжалостен и жесток.

Слово «негодяй», которое прочно вошло в человеческий лексикон, означает: негодный, непригодный, несоответствующий своему назначению, испорченный. Слово «негодяй» в мистическом плане означает: «Пусть не исполнится цель его жизни, пусть он будет неспособен воспринять то, для чего сотворен человек, -- Божественную благодать». Здесь слово «негодяй выступает синонимом слова «отверженный».

Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо в христианском учении о воскрешении мертвых. Слово «стерва» в мистическом смысле означает: «Останься гнилью, не воскресни».

Слово «подлец» означает низкий, ползающий, находящийся под ногами; это образ демона, который в преисподней, под всеми, и образ змея, который «подлез» к нашим праотцам. Здесь мистическое обращение к дьяволу и проклятие: «Будь подобен змею, будь под ногами у демона, упади в глубину преисподней, которая под всеми».

Слово «паршивый» означает человека, заболевшего болезнью, от которой выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу отделяют' от других овец, чтобы она не заражала их. Парша - это грех, который, как заразу, легко распространяет вокруг себя развращенный и потерявший совесть человек. Паршивую овцу выгоняют из стада, её нельзя вылечить, мясо ее противно есть. И в мистическом смысле слово «паршивый» означает пожелание, чтобы человек был покинут своими друзьями, отлучен от своих близких, а самое главное -умер нераскаянным в грехах, как бы неизлечённым от духовной парши, и был изгнан навеки из стада Христова.

Учитель.Из бранного лексикона мы выбрали лишь наиболее «безобидные» слова, которые не особенно режут слух, но сколько зла и боли они в себе несут. А для некоторых людей они стали уже совершенно привычными.

Вопрос:Когда мы произносим эти слова? Влияют ли они на наше здоровье? (приложение №1)

Учитель:Мы предлагаем вам несколько полезных советов, с помощью которых можно избежать употребления этих слов. (Посчитать до трёх и про себя сказать всё, что хочешь. Посчитать до десяти. Применить физическую нагрузку)

Учитель:А теперь обратимся к тому, что говорит современная наука о влиянии матерной речи на человека

Ученики:(см.приложение №2)

Учитель:Наш час общения подходит к концу. Вы сами можете сделать вывод, как относиться к позорным явлениям в языке и как сделать язык чистейшим и красивейшим! Об этом мечтали многие русские писатели и поэты.

(Слайд № 10 борьба с матом)

Учитель: Помните: всё в мире держится на принципе целесообразности; нужно только то, что полезно. Для того, чтобы говорить, человек затрачивает определённое количество энергии. Сколько её уходит на ненормативную лексику? Может быть, если бы не говорили ничего лишнего, жизнь наша стала длиннее и уж точно красивее. А вместо этого силы уходят впустую, В никуда! Подумайте об этом.

Наполеон говорил: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» Учитесь говорить!

Хотите быть успешными? Учитесь говорить правильно!

Хотите быть здоровыми? Исключите ненормативную лексику! Шлифуйте язык! Обогащайте словарный запас!

Вопросы по теме: «Ненормативная лексика - яд для современного общества»

1. Каковы истоки мата в российской словесности

2. Употребляете ли вы маты в жизни? Если да, то где и в какой ситуации вы можете себе это позволить?

3. Считаете ли вы, что мат - это неотъемлемая часть нашего языка?

4. От кого больше всего вам неприятно слышать матерные слова?

5. Как вы считаете, можно ли обойтись без мата в повседневной жизни?











Заключение


Тема методической разработки актуальна, т.к. нецензурная лексика чрезвычайно быстрыми темпами расширяет свою «географию» и становится распространенной в России. Ругательства можно услышать не только в рабочих коллективах, в цехах или на стройках, но и в офисах, в учреждениях, в учебных заведениях, с экранов телевизоров. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была , главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов.

Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 71% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, проводит к раннему старению и преждевременной смерти.



Библиографический список :

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык.- М:. ИЦ «Академия». 2013

  2. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. -М.: Ладомир, 2011.

  3. Ковалев Г.Ф. Русский мат - следствие уничтожения табу. Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. - Воронеж, 2012

  4. Мокиенко В.М. Образы русской речи. М: ИЦ «Академия».2011

Сайт: in-nov.ru/node/3089







Приложение

Выборка из книг Масару Эмото «Вода тоже предпочитает любовь и благодарность».(Газета «Экология № 11,ноябрь 2006г.)

Исследования группы российских ученых подтвердили влияние нецензурной брани на воде, которая, как считает Г. Чеурин, обладает «памятью». Учёные обругали жидкость отборным матом, после чего полили её семена пшеницы. В результате семена, которые поливали «обматеренной» водой, всходили лишь в 49 случаев из 100. Те же, что поливали водой, над которой произносили молитвы, прорастали в 96 случаях.

Г. Чеурин также уверяет, что мужчин, злоупотребляющих матом, неминуемо ждет импотенция. «Обилие матерной речи в повседневной жизни - это серьезный симптом, - считает ученый. - Выходит, общество пребывает в состоянии хронического стресса, испытывает сексуальные проблемы. В России формируется культура труда, но до сих пор нет культуры отдыха, которая блестяще развита на Западе.

Наш народ, как и прежде, после изматывающей работы снимает напряжение алкоголем, а он подавляет сексуальную энергию. Естественно, подсознательно человек пытается усилить свою сексуальность матом. Как видите, всё взаимосвязано…»

В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т.Тертышный несколько лет тому назад проводили интересное исследование. С помощью разработанной учёными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК, отвечающих за наследственность человека.

Если человек постоянно употребляет в своей речи бранные слова, его хромосомы начинают активно менять свою структуру, в молекулах ДНК вырабатывается «отрицательная программа». Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передаётся потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо «программой самоликвидации».

Учёные зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Человек, употребляющий матерные слова, подобен получающему такую же дозу облучения, как в эпицентре атомного взрыва. Особенно губительное воздействие оказывает на детородные органы и половые функции как мужчин, так и женщин.

Это в конечном итоге может привести не только к неспособности родить здорового ребенка, но и даже к невозможности иметь интимные отношения.

Волновые «уши» молекул ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для них не имеет значения, является ли собеседник живым человеком ил телевизионным героем…

Молекулы ДНК слышат человеческую речь. Их «уши» специально приспособлены к восприятию таких акустических колебаний. Мало того, молекулы наследственности получают и световую информацию: человек может не воспроизводить вслух, а мысленно читать текст, но содержание всё равно «дойдёт» до его генетического аппарата по электромагнитным каналам.

Но самое главное то, что ДНК небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности генома, а проклятия повреждают даже те проклятия, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде, передавая мутацию следующему поколению.

Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Другими словами, если женщина матерится, в ее организме происходит гормональный дисбаланс.

Вызывает тревогу, что значительная часть россиян, по данным опросов, в своей речи используют матерные слова (часто- 13% , иногда- 52). Вообще используют их 35% граждан, т.е. меньшая часть населения страны. Мужчины чаще употребляют нецензурную брань, чем женщины. Старики бранят-ся реже, чем молодежь и люди среднего возраста. Люди с высоким уровнем дохода позволяют себе «выражаться» чаще, чем россияне, имеющие средний достаток. В крупных городах матерная речь звучит реже, чем в сельской местности.


Рецензия на методическую разработку классного часа по теме:

"Ненормативная лексика - яд для современного общества".

Автор Е.А.Грядунова, преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»

На рецензирование представлена методическая разработка классного часа с использованием современных информационных технологий - демонстрируется мультимедийная презентация «Ненормативная лексика» и видеоролик «Ненормативные слова в лексиконе студентов».

Методическая разработка содержит введение, ход мероприятия, заключение, библиографический список и приложение.

Тема методической разработки актуальна, т.к. нецензурная лексика чрезвычайно быстрыми темпами расширяет свою «географию» и становится распространенной в России. Ругательства можно услышать не только в рабочих коллективах, в цехах или на стройках, но и в офисах, в учреждениях, в учебных заведениях, с экранов телевизоров. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.

Тема методической разработки мероприятия достаточно глубоко раскрыта во введении и основной части.

Содержание работы студентов на занятии соответствует требованиям наглядности современного состояния науки и техники.

Методическая разработка отвечает требованиям ФГОС СПО и представлена в соответствии с внутренним положением об оформлении учебной и методической литературы.

В методической разработке нет лишнего текстового использования терминологии, единство выдержано, нормативные источники приведены правильно.

Замечаний по форме и содержанию методической разработки нет.

Методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении занятий по ОУД.01 «Русский язык и литература» при изучении раздела «Лексика».

Рецензенты:

Н.А. Бережная - преподаватель русского языка и литературы первой категории ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»

______________

(подпись)

Т.Н.Матвеева - преподаватель высшей категории ГБПОУ КК АИСТ

Квалификация по диплому: учитель русского языка и

литературы

_____________

(подпись)


© 2010-2022