- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья на тему Семья и школа
Статья на тему Семья и школа
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бирюкова Ю.В. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Бирюкова Юлия Владимировна
учитель
Хабаровский край, г. Хабаровск
МБОУ СОШ № 47 им. В.А. Тамгина
Семья и школа - социальное партнерство.
На данном этапе развития образования, мы все чаще слышим фразу, что школа предоставляет образовательные и воспитательные услуги, а родители - являются заказчиками этих самых услуг. Многие родители активно интересуются работой школы: знают авторов программ, по которым обучаются их дети; выбирают то или иное образовательное учреждение, которое будет соответствовать их запросам; могут сравнить между собой различные программы и сделать выбор в пользу одной из них. Конечно, двадцать лет назад такого в нашей стране еще не было. Родитель просто приводил ребенка в школу, периодически посещал родительские собрания и полностью доверял учительскому авторитету. Многое изменилось с тех пор, родитель стал активным звеном в процессе школьного обучения. Но к сожалению, не все родители владеют достаточным количеством знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Порой воспитание осуществляется вслепую, интуитивно и родителям не хватает руки, которая направит их в нужное русло. Поэтому так важно найти новые пути взаимодействия, привлечь родителей в школу, для того, чтобы всесторонне воздействовать на развивающуюся личность ребенка.
Как только ребенок переступил порог школы, учитель должен найти общий язык с родителями ученика. Прежде всего, необходимо заметить, что школа - это не камера хранения, куда родители приведут своих чад, а спустя
9 - 11 лет они его подросшего, воспитанного и обученного заберут. Школа - это не просто место, где учат и воспитывают детей, сейчас школа - это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы сделать это родители и учителя должны объединить свои усилия. Только вместе они смогут вырастить гармоничного и успешного человека. Учитель должен установить партнерские отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для этого необходимо собрать полную информацию о семье ребенка, так называемый семейный анамнез. Учитель может выбрать разные способы, но самый доступный и быстрый - это анкетирование родителей. Анкета не должна быть слишком длинной и объемной, и уж конечно, она не должна включать в себя вопросы о заработной плате родителей и семейном обеспечении. Необходимо помнить, что это первичная информация, которая нужна для поверхностного ознакомления с семьей.
Далее можно договориться на родительском собрании о «дне семьи», это день, когда учитель может посетить семью с целью более близкого знакомства с родителями учеников. Такой день необходимо определить заранее, составить список посещения семей. Делается это для того, чтобы увидеть, как и в каких условиях живет ребенок. Самое главное, на что стоит обратить внимание это рабочее место ребенка и место его отдыха. Необходимо помнить, что не все семьи одинаковы. Учитель должен морально подготовить себя к тому, что не везде его встретят с распростёртыми объятьями и не везде ему будут рады.
В ходе посещения семей учитель должен составить банк данных на детей. Это поможет в дальнейшем наметить курс своей работы с семьями. Особое внимание необходимо уделить неблагополучным семьям, семьям с одним родителем, асоциальным, дезинтегрированным семьям, т.е. тем семьям, которые находятся в группе риска.
Вся работа с родителями должна строиться на партнерских отношениях.
Прошли те времена, когда авторитет учителя ставился превыше всего. Теперь родители могут и хотят участвовать в процессе обучения своего ребенка. Разговаривая с родителями, мы, прежде всего, должны помнить, что перед нами наш партнер, наш помощник в деле воспитания и обучения ребенка. Поэтому, в первую очередь, учителю нужно убрать из своего голоса очень любимый им менторский тон. Не каждому родителю нравится приходить в школу и выслушивать нравоучения. И не каждому взрослому понравится, что его отчитывают за проступки его ребенка. Классным руководителям необходимо исключить авторитаризм и морализм. Все что нужно - это терпение, такт и целенаправленный поиск путей решения проблем.
Установить контакт, понять друг друга помогают родительские собрания. Но не те собрания, к которым мы так привыкли, где происходит «разбор полетов» и где каждому родителю указывают на недостатки или проступки его ребенка. Прежде всего, необходимо заранее, желательно на год вперёд, определить темы будущих родительских собраний. Очень полезно будет подключить к этому родителей. Родители сами могут определить темы нескольких родительских собраний, на которых они смогут узнать что-то новое и важное о воспитании своих детей.
Формы работы с родителями также должны быть разными. Это могут быть как традиционные формы, так и не традиционные формы:
-
родительские собрания;
-
родительский лекторий;
-
родительский диспут;
-
тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;
-
вечер вопросов и ответов;
-
родительский клуб;
-
встреча родителей с администрацией школы.
Также необходимо подключать родителей к совместным проведениям праздников, вечеров, выездов, походов. Все это сплотит и укрепит классный коллектив, поможет учителю глубже воздействовать на процесс воспитания и обучения ребёнка.
В процессе взаимодействия учителя должны использовать следующие принципы работы с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа учителя с родителями. В общении с родителями избегайте категоричности, требовательного тона.
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и школы. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого. Не стоит навязывать свое видение родителям, ведь они уже сформировавшиеся личности со своим мировоззрением.
3.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от педагога открытости по отношению к семье ребенка. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.
4. Индивидуальный подход к каждой семье. Это один из самых главных принципов в работе учителя. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
5.Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Родители должны видеть в учителе друга, человека, который всегда придет на помощь, выслушает, подскажет, поддержит, даст верный совет.
Современный этап развития образования - это этап реформ. Не всегда родители успевают за этими изменениями, поэтому учитель должен стать путеводной звездой для родителей. Учебный процесс должен быть максимально открытым и информированным, чтобы каждый родитель смог поучаствовать в нем. Только тогда мы сможем вырастить здоровую гармонически развитую личность.
Литература:
-
Материалы журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения».
-
Материалы журнала «Справочник начинающего классного руководителя».
-
Журнал «Классный руководитель»