- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Добро и зло
Классный час Добро и зло
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мишхожева А.Х. |
Дата | 13.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час по теме «Добро или зло?».
Цели классного часа:
Формировать у учащихся представление о добре и зле, доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло, милосердие.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, стремление к лучшему, учить совершать благие дела.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.
Ход классного часа:
1.Организационный момент. Задачи урока. Постановка проблемы.
Здравствуйте, девочки и мальчики! Сегодня мы проводим необычный классный час. И начнем мы классный час с необычного персонажа детского мультфильма (кота Леопольда), посмотрите на доску. На доске плакат с изображением персонажа мультфильма.
Узнали? Кто же это? Из какого мультфильма этот сказочный персонаж? Ответы детей: Приключения кота Леопольда.
Расскажите, что вы знаете о нем. Какой он?
Ответы детей: добрый, вежливый, аккуратный, он не отвечает злом на зло.
Посмотрите внимательно на кота Леопольда, опишите выражение его лица.
Дети дают описание черт лица, а учитель записывает на доске: глаза, улыбка приветливые, добрые.
А почему он часто улыбается? Какой кот Леопольд?
Он, по-вашему, добрый кот?
Ответы детей: Добрый всегда приветлив, вежлив, он счастлив.
А кто коту Леопольду все время портит жизнь, строит козни, совершает гадкие и злые поступки?
Ответы детей: Это мыши.
Они, по-вашему, злые? Ответы детей.
Так, о чем мы с вами поговорим? Ответы детей: О добре и зле.
Сегодня мы поговорим с вами о добре и о зле.
Тема нашего классного часа так и называется: «Добро или зло?».
2.Психологическая разминка.
Сегодня мы должны сделать вывод, что же нам дороже? Добро или зло?
Но для начала я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.
Проведем такой эксперимент.
Теперь закройте глаза и послушайте музыкальную композицию
( звучит музыка добра, чувств и мечтаний).
Что вы почувствовали?
Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.
А почему, как вы думаете?
Ответы детей: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, - всё это повлияло на ваше настроение.
Вы правы в этом.
А теперь вспомните случай из жизни, когда вас кто-то обидел. Что вы почувствовали? Ответы детей.
Что же лучше? Делать добро или зло? Ответы детей.
3. Определение понятий «добро» и «зло».
А вы знаете, что называют добром, что злом?
Перейдем к определениям. Что такое «добро» и «зло»?
Сформулируйте определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро - это…»
«Доброта - это ...»
«Добрый человек - это ... »
«Милосердие - это…»
«Зло -это …»
Одна пара учащихся работает по словарям. (Даль,Ожегов
Ответы детей
Добро- вещественное , все доброе (достаток, добришко)
В духовном значении - благо, что честно и полезно, все, чего требует долг человека, гражданина, семьянина. Народное - хорошо, ладно. (Толковый словарь русского языка Даль Владимир Иванович).
Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.
К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Добро это радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Добро- это по доброй воле, без принуждения, по хорошему.
Добрый человек -это не тот, кто делает добро, а тот, кто не может сделать зла!
Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности.
И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Милосердие -это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь, сострадание. Человеколюбие. (Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича)
Милосердие- это сердолюбие, сочувствие. Любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалость, мягкосердность (Толковый словарь Даля В.И.)
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».(ам. Поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
«Доброта-это солнечный свет, в котором растет добродетель».(публицист Роберт Ингерсолл).
Зло- это лихое, худое, худо, лихо (Толковый словарь Даля В.И.)
Зло противостоит добру. Зло - всё то, что губит душу человека, способствует нравственной деградации.
Зло - это войны и предательство, жадность и зависть, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи, происхождения.
Зло - это хамство и равнодушие, эгоизм, обман, пьянство, наркомания. Зло - когда сильный обижает слабого, когда хулиган оскорбляет людей, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Многие, полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует.
Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла:
«Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни.
Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
Запомните это.
8.Высказывания известных людей о добре и зле.
Давайте обсудим то, что говорят известные деятели. Согласны ли вы с этим.
-Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций (др. китайский мыслитель ок. 551-479 г.г. до н.э.)
-Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую. (Матфей 5:39)
-Зло может остановить добро (древняя мудрость)
-Попробуй не наступать, а уступать, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть людям ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить. (писатель Михаил Рощин)
-Добро всегда побеждает зло.
-Тайное всегда становится явным.
Могут ли эти высказывания стать вашим жизненным ориентиром?
8. Закрепление.
Давайте теперь установим правила доброты.
Дети называют правила, а учитель записывает на доске.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.
2. Будь внимателен к людям, помогай им.
-
Делай добрые дела.
-
Не отвечай злом на зло.
Заполните лепестки цветков словами о добре и зле.
Какой цветок лучше?
Что же вы выбираете? Добро или зло?
Ответы учащихся
Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.
Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.
В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука». Песня Маленького мука.