Все о вежливости

Культура общения – это целая наука, которую люди постигают всю свою жизнь. Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Обучающиеся на занятии рассматривают такие вопросы как: развивать умение правильно оценивать себя и других;формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе, обществе;учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Кустова Е.В. учитель МБОУ «Ошьинская средняя общеобразовательная школа-Базовая школа»

Классный час: «Все о вежливости»

Класс:6

Цель: развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами в обществе.

Задачи:

- развивать умение правильно оценивать себя и других;

-формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе, обществе;

-учить высказывать свою точку зрения в вежливой форме.

Класс делится на группы (по желанию)

Оформление:

1) Книжная выставка: "Вежливость на каждый день" (в библиотеке)

2) Плакаты с высказываниями:

Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

А. П. Чехов

Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж. Свифт

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

И.Гёте.

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес.

«Вежливость порождает вежливость». Э.Роттердамский.

Ход занятия.

Игра «Подскажи словечко».

1.Растает ледяная глыба

От слова доброго… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …( добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости,

Говорим, прости…(пожалуйста)

5. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

У: О чем мы будем сегодня беседовать? (о вежливых словах). Цель нашего занятия (учиться вести себя вежливо) Девиз: Не делай другому того, чего не желаешь себе.

Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый» (соблюдающий правила приличия).

Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. -лив-) от неупотребительного сейчас « вежа» - «знаток».
Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, - это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.

Мы сегодня с вами будем говорить о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно:

  • дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями;

  • в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, обслуживающим персоналом;

  • в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми;

  • на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: "От одного слова да навек ссора", "Бритва скребет, а слово ранит", "Ласковое слово - это вешний день".

Действительно, культура общения - это целая наука, которую люди постигают всю свою жизнь.
Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Эти правила называются этикетом.
Что такое этикет? «Словарь по этике» определяет это понятие так: Этикет (фр.etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда
Этикет определяет, как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя за столом, какие дарить подарки и т. д. но знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным человеком.

Петр I считал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость». Наделенный этими качествами человек всегда приятен.

Практическая часть.
Скажите, приходилось ли вам сталкиваться с воспитанными и невоспитанными людьми? Как вы себя чувствовали в данных ситуациях? (ответы учеников). А вы бываете такими?

Задание №1. Задания группам.

Ситуация №1: Вы звоните по телефону и собираетесь позвать одноклассницу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:

1.Позовите Машу.

2. Здравствуйте, извините, Маша дома?

3. Здравствуйте, позовите Машу.

4. Будьте так любезны, пригласите Машу к телефону.

(Вариант ответа - 2)

Ситуация №2: В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Который из них должен уступить дорогу, если одному 8, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3.Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу не обязательно.

(Вариант ответа - 3).

Ситуация №3: Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться с ним ещё раз при встрече?

1.Да.

2.Нет.

3.Можно, но не обязательно.

4.Можно, заменив слова улыбкой, поклоном.

(Вариант ответа - 4).

Ситуация №4: Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите у прохожего время?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажите, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

4.Сколько времени?

(Вариант ответа - 3).

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание №2. Ромашка-Вопросы:

Каждая группа по очереди отрывает лепесток и отвечает на вопрос.

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят - наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…».

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание №3. Попробуйте сформулировать значения распространенных жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Задание №4. А сейчас викторина «Правильно ли это?»

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

1. В общественном транспорте причесываться.

2. Ходить в школу на уроки в спортивном костюме.

3. Печенье и пирожки брать с подноса руками.

4. Случайно задев кого-либо или наступив ему на ногу, надо вежливо извиниться.

5. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

6. В раздевалке прятать обувь своих друзей.

Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театр, на улице бросают обертки от конфет или мороженого, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, грубо отвечают на вопросы, толкают и не считают, что нужно извиниться. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

Ребята из групп делает комплименты друг другу, используя вежливые слова.

У: Однажды у древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» -«У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они». К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома - другие. В школе или на работе они вежливы, предусмотрительны. А дома с близкими грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя со своими родителями, близкими людьми, соседями? Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, на улице, в общественном транспорте? (Дети делятся своими наблюдениями)

Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом. Хочешь завоевать друзей - улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы? Улыбнитесь друг другу.

Итог занятия

Подсчитывают очки, выявляют самую «вежливую» группу.

Помни:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Выберете афоризм, который вам больше всего сейчас нравится.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Худое слово и сладким медом не запьешь.

  • Палка по мясу бьет, а слово до костей достает.

  • Доброе слово человека, что дождь в засуху.

  • Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

  • Доброе слово дороже золота.

  • Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще стрелы разит.

  • Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

Ответы на вопросы. Оформление плаката.

Я очень надеюсь, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть еще и добрыми. Ведь добрым жить на белом свете веселей. Так как добро остается добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит и пройдет.

Перед словом вежливым

Двери открываются!

Пусть оно почаще, всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста»-

Волшебные слова.

5


© 2010-2022