«Люблю тебя, район родной» (методическая разработка интеллектуально-познавательной игры)

Игра  «Люблю тебя, район родной» рассчитана для обучающихся 10-15 лет. Игра носит массовый характер. Одновременно в ней могу участвовать 2-3 группы детей по 15-20 человек (или 2-3 класса).          Данный сценарий представляет собой: По периодичности – непериодическая. По характеру информации - текстовая. По адресату - для детей 10-15 лет. По функциональному назначению –интеллектуально-познавательная..           Предлагаемый сценарий поможет педагогам и обучающимся в игровой форме узнать,  и (и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципального общеобразовательного учреждения

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Ворошиловского района г.Волгограда











«Люблю тебя, район родной»

(методическая разработка интеллектуально-познавательной игры)















Скринецкая Надежда Викторовна,

методист, заведующая отделом







Волгоград 2014

Пояснительная записка

Игра рассчитана для обучающихся 10-15 лет. Игра носит массовый характер. Одновременно в ней могу участвовать 2-3 группы детей по 15-20 человек (или 2-3 класса).
Данный сценарий представляет собой:
По периодичности - непериодическая.
По характеру информации - текстовая.
По адресату - для детей 10-15 лет.
По функциональному назначению -интеллектуально-познавательная..
Предлагаемый сценарий поможет педагогам и обучающимся в игровой форме узнать, и (или) расширить знания по истории малой родины: Ворошиловскому району (Волгограду, Волгоградской области).

Цель игры «Люблю тебя, район родной» - рассказать о Ворошиловском районе, истории его возникновения, его экономическом развитии, о трагическом времени ВОВ, восстановлении и современности.

Все эти темы относятся к теме «Краеведение» и малой родины каждого учащегося, жителя Ворошиловского района. Любить - значит знать, и знание по истории своей «малой» Родины можно получить в форме игры.

От любви к малой Родине рождается любовь к отечеству. А это и есть патриотизм. Всякое великое начинается с малого. И поэтому познавательная игра «Люблю тебя, район родной» является наиболее актуальной для обучающихся любого возраста. Играя, ненавязчиво, просто ребята узнают о своем районе многое, и у кого-то возникнет проникновенное чувство гордости и уважения к своей малой Родине.

Игра носит конкурсный характер. Таких конкурсов может быть несколько. В зависимости от возраста и активности обучающихся конкурсы можно сократить, но это не должно повлиять на качество и целостность игры, т.е. цель игры будет реализована в любом случае.

К проведению игры рекомендуется привлечь старшеклассников, которых следует подготовить, т.к. они отвечают за объективность оценок играющих.

Игра состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный (вводное слово ведущего). Во вступительном слове ведущий игры рассказывается о возникновении Зацарицынского форштадта, о его значении в развитии нашего города и перспективах.

  2. Основной. Обучающимся предлагаются следующие конкурсы:

I конкурс - Викторина «В каком районе я живу»

II конкурс - «Путешествие по району»

III конкурс - «Замечательные дома Ворошиловского района»

IV конкурс - «Родное слово»

V конкурс - «Поле чудес»

VI конкурс - «Черный ящик»

VII конкурс - « Я знаю карту наизусть»

VIIIконкурс - Кроссворд «Наш край»

  1. Подведение итогов игры.











I конкурс

Викторина «В каком районе я живу»

  1. Как назывался наш район при его возникновении, и даже в указе Александра I было утверждено имя нашему району?

    • Зацарицынский форштадт

  2. Назовите главную улицу Зацарицынского форштадта, которая и сейчас является главной.

  • Княгининская - Рабочее-Крестьянская

  1. Что послужило названием улиц Зацарицынского форштадта? Имена тех старых названий улиц сохранились и поныне.

    • Имена уездных городов России. Сохранились названия: Дубовская, Ростовская, Ковровая, Клинская, Липецкая

4. В каком году был введен в эксплуатацию трамвай в Зацарицынском форштадте?

  • В 1913 году

5. Какие номера трамваев пересекают наш район?

  • № 1, 4, 3, 5, 7, 6

6. Сколько в нашем районе образовательных школьных учреждений №

  • всего 12 МОУ : № 11, 14, 21, 48, 77, 53, 104, 105,130, гимназия № 4, № 5, лицей № 6

7. На каких крупных предприятиях Ворошиловского района могут работать ваши папы?

  • На Ж/Д, в речпорту, элеваторе, заводе медоборудования, трампарке

8. Назовите последний памятник, установленный в нашем районе.

  • Памятник святому ангелу-хранителю

9. На одной из улиц Ворошиловского района можно встретить архитектуру разных стилей, разных эпох: дореволюционного Царицына, довоенного Сталинграда и послевоенного современного Волгограда. Какая это улица?

  • Улица Баррикадная, где сохранились - 1)- постройки Царицына: пожарная часть, гостиница УВД; 2)- восстановлен жилой дом гидролизного завода «Дом коммуны» - общежитие ВГПУ; 3) - жилые дома ниже Рабоче-Крестьянской улицы

10. На какой улице есть два высших учебных заведения?

  • На ул. Циолковского:

ВолГАСУ и Институт культуры

Для того чтобы этому конкурсу придать большую заинтересованность, и сохранить дух соревнования, можно все вопросы поделить на количество команд или играющих. По жеребьевке каждой команде достанется записка с номером вопросов (разной степени сложности). Ведущий читает вопросы командам по очереди. Все остальные слушают и могут заработать дополнительные очки. Такой метод позволит работать всем командам, иначе может случиться так, что отвечать может кто-то один. Задание должны получить все и его реализовать.

Теперь, когда ребята вступили в историю района, можно предложить следующий конкурс.



























II конкурс

«Путешествие по району»

Каждой команде выдается план района, на котором нанесены главные улицы, важнейшие архитектурные и исторические памятники. Улицы и памятники пронумерованы. Команда на отдельном листе под каждым номером записывает то, что они узнали.

Например, номера улиц района:

№ 1 ул. Пугачевская - Царевская

№ 2 ул. Академическая - Дубовская

№ 3 ул. Огарева - Коломенская

№ 4 ул. Циолковского - Каширская

№ 5 ул. Профсоюзная - Ростовская

Если ребята знают исторические названия улиц, они могут вписать их, получив дополнительный балл.

Номера памятников:

№ 6 памятник Чекистам

№ 8 «Гаситель»

№ 9 расстрелянных железнодорожников

№ 7 Саше Филиппову

Памятники архитектуры:

№ 10 Казачий театр

№ 11 здание Росторгрекламы

№ 13 КЮМ, Детский морской центр

№ 12 пожарная часть

№ 14 ТЮЗ

№ 15 Центр творчества

№ 16 Элеватор

III конкурс

«Замечательные дома Ворошиловского района»

Этот конкурс предполагает узнавание самых интересных зданий и построек Ворошиловского района по фотографиям.

Каждая команда получает комплект фотографий, пронумерованный. Ребята внимательно их просматривают и записывают на листе. Например:

№ 1 - Казанский собор

№ 2 - ТЮЗ и т.д.

IV конкурс

«Родное слово»

Этот конкурс, как итог домашней работы. Руководители команд заранее получают список казачьих слов:

  1. курень - дом

  2. утирка - полотенце

  3. вечерять - ужинать

  4. ирьян - разведенное кислое молоко

  5. дюжа - сильно, очень

  6. жменя - горсть

  7. каймак - собранные пенки с топленых сливок

  8. ярик - протока

  9. байдик - трость

  10. чувяки - тапочки

  11. подсобить - помочь

  12. надысь - недавно

  13. бадья - широкое ведро

  14. хворать - болеть

  15. сенцы - коридор.

Дети ищут самостоятельно значение каждого казачьего слова, запоминают. При игре получают список со словами и записывают их значение (перевод).

Каждой команде дается не более 10 мин. «Родное слово» - конкурс направлен на то, чтобы дети узнали наш край, неповторимый диалект, который широко используется и жителями нашего района, особенно людьми старшего поколения.



V конкурс

«Поле чудес» (для болельщиков)

Ведущий задает вопрос обучающимся- болельщикам команд об объекте, который расположен на территории Ворошиловского района. Чтобы игра получилась продолжительной, надо подобрать такой объект, о котором обучающиеся сразу не догадаются. Например, предлагается узнать название предприятия Ворошиловского района.

Пример:

  1. На этом предприятии трудятся в основном женщины, хотя директором является мужчина. Предприятие выпускает то, что украшает женщину, делает ее красивой и нарядной

«Царица»



  1. Это предприятие стратегического значения, одинаково важное для жителей городских и сельских. В случае его утраты, может повториться трагедия блокадного Ленинграда.

Элеватор























VI конкурс

«Черный ящик»

Этот конкурс направлен на знание предприятий пищевой промышленности Ворошиловского района.

1. То, что лежит в этом ящике, относится к пищевой перерабатывающей отрасли. Используют хорошие хозяйки для приготовления многих блюд, украшения блюд, для придания вкуса блюдам. Но одно блюдо совершенно невозможно без него приготовить: салат «Оливье».

2. Во всех районах города, и в Ворошиловском, выпускается этот продукт, без которого не обходится ни один житель района.

(хлеб)

3. В нашем районе находится очень важное стратегическое предприятие, где хранится главный компонент главного продукта. Назовите этот компонент.

(зерно)

4. Родина этого продукта Италия. В России очень давно появилось это изделие. Предприимчивый купец Родионов Царицыне еще задолго до революции наладил производство этого продукта.

(конфеты)

В зависимости от возраста играющих, их активности и интеллектуальных возможностей, «черный ящик» можно провести по-разному: для каждой команды, одна загадка на две команды, одна загадка на всех.















VII конкурс « Я знаю карту наизусть»

Каждая команда получает список названий географических объектов нашего края.

Задание: вписать, что это такое (город, река, озеро, возвышенность, полезные ископаемые). I вариант

1. Волжский -

2. Меловые -

3. Ахтуба -

4. Жирновск -

5. Эльтон -

6. Ергени -

7. Цаца -

8. Хопер -

9. Бишофит -

10.Котельниково -

11.Цимлянское -

12.Волго-Донской -

13.Гумрак -

14.Еруслан -

15. Фосфориты -

Задание: внести их названия

II вариант

1. Город (большой, промышленный) -

2.Возвышенность -

3.Река небольшая -

4. Город нефтяников -

5. Озеро лечебное -

6.Горы в нашем городе -

7.Озеро -

8. Река, приток Дона -

9.Жидкий минерал, полезное ископаемое -

10.Город на юге нашего края -

11.Рукотворное водохранилище -

12.Канал -

13.Небольшой поселок -

14.Речка -

15.Полезные ископаемые -

VIII конкурс

Кроссворд «Мой край»

Вариант I (Приложение 1)



2

О


3

Й





4

К



5

Р


6


А



7

Й


1. Композитор, наш земляк

2. Озеро, дающее соль на территории Волгоградской области

3.Нефтяная компания

4. «Живой факел» (Герой Советского Союза)

5. Немецкое поселение, ныне музей-заповедник

6.Река

7. Молочный казачий продукт.

Вариант II



1


М





2




О







3


Й














4




К








5

Р








6

А







7


Й







1. Город

2. Река на территории Ольховского района

3.Трость

4. «Живой факел»

5. Горы в нашем городе

6. Озеро

7.Участник Сталинградской битвы, Герой Советского Союза, снайпер

Подведение итогов

Игра окончена. Ведущий со своими помощниками подводит итоги. За каждый конкурс обучающиеся заработали баллы.

1-й конкурс - викторина «В каком районе я живу». Максимально 3 балла, так как каждой команде предлагается 2 вопроса: легкий - 1 балл, сложный - 2 балла.

По ходу игры помощники отдают жетоны сразу. Ведущий определяет сколько очков заработала команда.

2-й конкурс «Путешествие по району»

№ 1 ул. Пугачевская

№ 2 ул. Академическая

№ 3 ул. Огарева

№ 4 ул. Циолковского

№ 5 ул. Профсоюзная

№ 6 памятник Чекистам

№ 8 «Гаситель»

№ 9 расстрелянных железнодорожников

№ 7 Саше Филиппову

№ 10 Казачий театр

№ 11 здание Росторгрекламы

№ 13 КЮМ, Детский морской центр

№ 12 пожарная часть

№ 14 ТЮЗ

№ 15 Центр творчества

№ 16 Элеватор

За каждый правильный ответ - 1 очко

Максимально -16.

3-й конкурс «Замечательные дома любимого района»

Каждая команда получает всего три фотографии замечательных домов. За правильно угаданную фотографию -1 балл. После подведения итогов обучающиеся называют свои объекты.

4-й конкурс «Родное слово»

Домашнее задание. В полученном списке 10 слов, ребята записывают значение каждого слова. За каждое правильное - 1балл.

Максимально - 5.

5-й конкурс «Поле чудес» , для болельщиков команд. За правильно угаданный объект, команде начисляется 1 балл.

6-й конкурс «Черный ящик»

За угаданный предмет, который лежит в ящике - 5 очков

За приблизительный ответ - 3 очка.

7-ой конкурс «Я знаю карту наизусть».

Максимальное количество баллов - 15: по 1 баллу за каждый верный ответ на вопрос.

8-ой конкурс Кроссворд «Мой край»

Присуждается по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Помощники собирают жетоны, подсчитывают, плюсуют баллы, которые и объявляют команду- победителя.

Рекомендуемая литература

  1. Андрианова Г.Н. Художественный облик Царицына-Сталинграда-Волгограда. - Волгоград, 1991.

  2. Водолагин М.А. Красный Царицын. -Волгоград,1967.

  3. Волгоград: четыре века истории.- Волгоград, 1989.

  4. История родов русского дворянства. Сост. П.Н. Петров. В 2-х кн. -М., 1991.

  5. Лакиер А.Б. Русская геральдика. -М., 1990.

  6. Материкин А.В. Волгоград в названиях улиц. -Волгоград,1989.

  7. Рябов С.И. История родного края: 16-19вв. - Волгоград, 1988.

  8. Рябов С.И., Супрун В.И. Петр 1 в Царицыне и на Среднем Дону. -Волгоград, 1994.

  9. Самсонов А.М. Сталинградская битва. -М., 1989.

  10. Свет великой Победы. Памятники и памятные места Волгограда и Волгоградской области. -Волгоград, 2006.





Приложение 1

Ответы на кроссворд «Мой край»

Вариант I

1. Мигуля - композитор

2. Эльтон - озеро

3. Лукойл - нефтяная компания

4. Паникаха - «живой факел»

5. Сарепта - немецкое поселение

6. Каймак - молочный продукт

Вариант II



1. Камышин - город

2. Ольховка - река

3. Байдик - трость

4. Паникаха - «живой факел»

5. Ергени - горы в нашем городе

6. Цаца - озеро

7. Зайцев - герой Советского Союза


© 2010-2022