ДЕПОРТАЦИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА

в этой презентации говорится о причинах высылки калмыцкого народа начиная с исторических моментов, когда немцы произвели мобилизацию калмыков. Это скорее рассуждение пособниках оккупантов Действия властей кажутся абсурдными. надо отметить, что незаконное депортация калмыцкого народа как-то легко сошла с рук власть имущих. Почему?- возникает такой вопрос, на который постараемся ответить вместе с анализом, рассуждениями. сейчас нынешнему поколению небезразлична судьба наших предков, поэтому дети в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Чтобы помнили…»

Цели: воспитывать патриотизм; развивать гражданскую позицию, интерес к истории своего народа, государства в целом; прививать уважение к старшему поколению, любовь, сострадание. Дать орфографическое понятие слова «репрессия».

Материалы: презентация с фото, или выставка картин (рисунков детей) на доске по теме классного часа; музыкальный центр; диск с классическим произведением и песней Аркадия Манджиева «28 декабря»; лампадки по количеству учащихся.

Домашнее задание: написать мини - сочинения, эссе по теме классного часа.

На доске написан эпиграф:

«Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу и хлеб Давид Кугультинов.

Ход классного часа

Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего классного часа очень важна для каждого из каждого из нас «Чтобы помнили…». 28 декабря весь наш народ преклоняет головы перед памятью предков, незаслуженно высланных без суда и следствия в далекую и суровую Сибирь. Нет не одной семьи, которой бы не коснулась безжалостная рука репрессий.

Ребята, а кто сможет объяснить значение слова «репрессии»?

Ответы детей.

Педагог: «репрессии» - карательная мера, наказание, применяемое государственными органами, государством.

Сейчас 2 ученика зачитают нам сообщение о выселении калмыцкого народа.





Ученик: Ранним утром, 28 декабря, 1943 года во все дома, где проживали калмыки (хотоны, села, города) вошли группы военных из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие родине. Были зачитаны страшные обвинения. Так началась карательная операция «Улусы», задуманная и подготовленная Л.Берия и санкционированная Сталиным. Осуществляли операцию оперсотрудники, командированные из разных областей и 3-й мотострелковый полк НКВД.

На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, растерянные от неожиданности свалившейся беды уходили из своих домов, не захватив теплой одежды и продуктов. Эти семьи были обречены на гибель в первую очередь. На сборные пункты подгоняли огромные американские «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов - «теплушек». В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано сорок семь эшелонов.

Ученица: страшный, изнурительный, двухнедельный путь на восток унес жизни десятков тысяч людей, умиравших от холода, голода, болезней, тоски. На первом этапе депортации было выселено 93139 калмыков. Вторым этапом стала операция по выселению калмыков Ростовской области - 2684 человека (март, 1944). На третьем этапе депортации подверглись калмыки Сталинградской области - 1173 человека (июнь, 1944), последним этапом стала демобилизация калмыков-фронтовиков (более 15000 человек, 1944). Общее число выселенных калмыков составляло около 120000 человек.

После выселения калмыцкого народа в Сибирь территория республики была распределена между окружающими её областями и Ставропольским краем. Основная часть калмыцких улусов и г. Элиста вошли в специально созданную для этого Астраханскую область.



Педагог: вот так жутко, страшно без разбирательств, одним росчерком пера решилась судьба целого народа.Ребята, какие еще народы были выселены вместе с калмыцким?

Педагог: Вместе с калмыками были выселены чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, ногайцы и другие. Были репрессированы миллионы русских людей, цвет нации. А их близкие всю жизнь считались родственниками врага народа, их презирали, перед ними были закрыты все дороги. В далекой Сибири местные жители проявили огромное сочувствие и понимание к репрессированным. Они давали приют, кормили, иногда спасали от смерти. Об этом написано много произведений нашими поэтами: Давидом Кугультиновым, Егором Буджаловым, Санджи Каляевым и многими другими. Сейчас __________зачитает стихотворение Владимира Нурова «Вторая мать».

Когда жива твоя родная мать,

Звать матерью другую не грешно ли?

Но как иначе мне ее назвать -

Ту русскую учительницу в школе?

Что я от голода угаснуть мог,

Заметила она. И, по головке гладя,

Меня спасти придумала предлог:

Мол, «помоги мне донести тетради».

А дома, награждая за «труды»,

Подвинет мне горячую картошку…

И я от голода и от беды

Оттаивал, смелея понемножку.

А чуть позднее Пушкин - чудодей

Стихами влек меня к ее порогу…

Cвет сердца русской матери моей

Поныне озаряет мне дорогу.

Педагог: видите ребята, как простая русская женщина, проявив сочувствие, спасла от смерти маленького калмыцкого мальчика. И такие случаи не единичны. Педагог: вот такая судьба у нашей героини, из рассказа которой мы узнали: как выживали сосланные люди в Сибири. А сейчас ребята я предлагаю каждому зажечь лампадку, закрыть глаза и мысленно обратиться в те суровые годы. (Тихо звучит песня А. Манджиева «28 декабря»). Педагог: из года в год мы чтим память тех, кого с нами нет. Я думаю, что вы всегда будете помнить о том времени, беречь близких, свой народ, свою страну. И став взрослыми людьми никогда не допустите подобных ошибок в истории.



© 2010-2022