Доклад «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Доклад «Роль семьи в формировании личности ребенка». Семья играет главенствующую роль в формировании ребенка. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Эффективность процесса воспитания ребенка зависит от согласованности действий семьи и школы. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов в воспитании детей, но она никогда не может...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Роль семьи в формировании

личности ребёнка, о поощрениях и наказаниях в семье».

Общешкольное собрание.

Кл. руководитель 8А кл.

Шуйтасова С.И. учитель

17.01.10 г.

Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, о поощрениях и наказаниях в семье.

Семья-это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье ,ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка ,его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем ,без трудностей.

Семья и школа-это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей ,но она никогда не сможет конкурировать с семьёй .Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей ,а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания , главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Выдающийся педагог Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Любовь умиления- самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это интенсивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», « нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности , свой духовный мир. У него складывается твёрдые убеждения в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Это форма - одна из причин того, что у ребёнка с самых малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и в человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков маленький человек ужесточается. Всё происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть не должна подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа. Родителей в такой семье считаю, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных благ детей. Это взгляд на воспитание детей как на что- то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знаю людей, их сердцам незнакомы такие чувства, как ласка , сострадание, милосердие. С помощью родителей у ребёнка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, в которой вырос ребёнок, становится модель его будущей семьи. Родители часто сталкиваются с одной и той же проблемой: читают нотации о том, как себя вести, дают им полезные советы, предостерегают ошибок, а в итоге получают противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели. Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались скрыть это.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывает овец.

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряжённый труд. И выполняя эту работу, вы не должны заходить в тупик, испытывая сомнения, пытайтесь найти для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы пытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?

Воспитывать рёбёнка-это нелёгкое дело. Из всех ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Это последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непременно мучает страх, что может оказаться губительный для его развития. Ребёнку трудно осознать ,что он подвёргся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание- это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующей - наказание допустимо и оправданно, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка. Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение. Существуют слова, которые поддерживают ребёнка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Поощрять можно и нужно. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребёнком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчёркивает и способность ребёнка к усилиям по достижения цели, и радость от достигнутого успеха. Как же хвалить, чтобы сохранить способность ребёнка радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчёркивая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил». Вот формула истинного развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию.

© 2010-2022