Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность

ПОЧЕМУ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, умеющих использовать полученные знания и умения, повышает степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствует развитию социальных навыков школьников в процес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Об игре «Вместе весело шагать» для младших школьников

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Пересмотр различных аспектов деятельности классного руководителя в современной школе связан с возникновением гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, В нашей школе в основе такой системы лежат идеи единства воспитания, обучения и развития. Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляем через игру «Вместе весело шагать».

(Слайд 1)

Игра-путешествие осуществляется по общему для всех участников игры маршрутному листу. (Слайд 2) Игра включает в себя 6 этапов и возвращение домой.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ: дети учатся беречь природу во имя здоровья человека, беречь собственное здоровье, убеждаются в пользе занятий спортом для здоровья, учатся оказывать первую помощь, учатся защищать себя от опасных условий. Принимают участие в дне здоровья. Конечный пункт - ПРАЗДНИК «Здоровому - здорово!»

ВТОРОЙ ЭТАП - ТРОПИНКА ДОБРОТЫ И СОГЛАСИЯ: изучение способов преодоления конфликтов, совместные творческие дела, овладение навыками делать дело не в одиночку, а вместе, совместные с родителями спортивные соревнования, конкурсы, игровые программы, совместная подготовка к участию общешкольных мероприятиях и т.п. Конечный пункт - ПРАЗДНИК «Спешите делать добро!».

ТРЕТИЙ ЭТАП - ТРОПИНКА НОВОГОДНЯЯ: знакомство с традициями празднования Нового года в нашей стране и других странах, изготовление новогодних игрушек, конкурсы новогодних открыток, рисунков, газет, писем Деду Морозу, новогодних стихов, украшения для классных комнат, конкурс Дедов Морозов и Снегурочек, игровые программы, утренники и т.п. Конечный пункт - Дворец Деда Мороза.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - ТРОПИНКА ТВОРЧЕСКАЯ: на этой тропинке каждый может проявить свои возможности и таланты. Здесь поют, танцуют, читают стихи, блещут актерским мастерством - показывают любые творческие способности. Знакомятся с народным творчеством, учатся любить культуру родного края. Принимают участие в общешкольных концертных программах, творческих конкурсах. Конечный пункт - Дом творчества.

ПЯТЫЙ ЭТАП - ТРОПИНКА К КНИГЕ: интеллектуальные конкурсы, викторины, защита читательских дневников, выставки любимых книг, конкурсы и выставки рисунков на тему любимых книг, экскурсии в библиотеки и другие экскурсии, игровые программы, рейды по проверке состояния учебников, организация «Книжкиной больницы» и т.п. Конечный пункт - Праздник книги.

ШЕСТОЙ ЭТАП - ТРОПИНКА К ДОМУ: на этой тропинке участники игры подводят итоги, анализируют свою деятельность, учатся на опыте детских объединений и организаций района, округа, города, своей страны и других стран. Готовят к сдаче Журнал путешествия класса. Конечный пункт - семейные праздники.

На каждом этапе игры дети получают определенные знания, приобретают навыки и обязательно делают общественно-полезное, или, как говорим мы сейчас, социально-значимое, дело, которое придумывают самостоятельно. Таким образом, путешествие-игра нацеливает нас на активное внедрение в воспитательный процесс проектной деятельности.

(Слайды 3 - 17)

По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, социально-значимые проекты играют в педагогической деятельности всего нашего коллектива, а, значит, и в моей, первостепенную роль.

К проектированию привлекаю и родителей.

Однако хотелось выйти за рамки классного коллектива, общение нужно расширять - решили все и стали пробовать работать над проектами сначала по параллелям. Результатом одного из таких социально-значимых проектов стал праздник «Мы школьниками стали». С огромным удовольствием родители смотрели, как учащиеся 1а класса рассказывали о том, какие они стали, как любят школу. Удивлялись артистичности разыгрываемых ими сценок и частушек, а признание малышей в том, что больше всего они любят переменку и иногда играют под партой в игрушки, были трогательными и вызывали улыбки.

Ученики 1бкласса доказали зрителям, как много есть игр, в которые можно играть даже на уроке. Ребята из 1в провели исследование: что необходимо для успешной учёбы, дали умные и весёлые советы своим одноклассникам. Горящие глазки малышей, улыбки начальных классов хорошо знают психологические особенности первоклассников, делают всё для того, чтобы учёба была в радость.

Родители первоклассников написали статью в газету, завершив её словами: «Хочется сказать спасибо нашим учителям и нашей школе за доставленное удовольствие, за то, что наши малыши окружены не только вниманием и заботой, но и с самых юных лет учатся работать над проектами, а значит, работать в команде, отвечать друг за друга».

***

«Всё - вместе!» стало хорошим правилом для нашей начальной школы. В начале года мы распределяем итоговые мероприятия нашего воспитательного путешествия «Вместе весело шагать» - проекты по параллелям, и шагать, действительно, становится весело и интересно.




© 2010-2022