Классный час на тему: Услышать мудрых пламенное слово (День православной книги)

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

а

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области







Классный час на тему:

«Услышать мудрых пламенное слово»

(День православной книги)

Подготовила и провела

классный руководитель 11 класса

Курбатова Г.Н.





























2016 год

Цели:

  1. Знать историю создания первой печатной книги, уметь сравнивать древние рукописные и печатные книги, уметь рассказывать о первопечатнике Иване Федорове.

  2. Проявлять интерес к истории своего Отечества, выражать желание больше узнать о появлении письменности на Руси и создании книг, бережно относиться к книгам.

  3. Доказать необходимость и неизбежность возникновения печатной книги; ее значение для российской культуры.

Классный руководитель.

14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги. Этот праздник, который стал ежегодным, был учрежден Священным Синодом Русской православной Церкви по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочен к дате выпуска книги Ивана Федорова «Деяния Апостольские» или просто «Апостол», которая считается первой печатной книгой на Руси. Это великое событие для нашей страны произошло по старому стилю 1 марта 1564 года, то есть в этом году мы отмечаем 500 лет со дня ее выхода в свет.

Ведущий 1.

В Древней Руси, как и во всей Европе, первым печатным книгам предшествовали книги рукописные. Переписывание в те времена служило единственным способом размножения старинных книг. Монах-переписчик терпеливо и осторожно линовал пергамент, а потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать. Переписывание книг происходило чрезвычайно медленно, некоторые древние книги писались в течение 2-3 лет.

Ведущий 2.

Шли годы. С ростом русского государства богатели города, увеличивалось число жителей, росло число церквей - в книгах начинал ощущаться недостаток. Именно в это время царь Иван Грозный «повелел устроить в преславном граде Москве дом от своей царской казны, где печатному дел строиться…».

Ведущий 1.

После долгих лет поисков нашлись «некие хитрые мастера печатному делу» -- Иван Федоров и Петр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.

Писатель Юрий Овсянников в книге об Иване Федорове «Ради братий своих…» так описывает начало работы первой печатни в Москве:

«Страх не покидал его со вчерашнего дня. Владыко Макарий вчера после всенощной объявил ему, что царь Иван Васильевич самолично желает узнать, как он, Иван Федоров, собирается подвижными буквами священные письмена печатать. И надлежит ему, Федорову, поутру явиться в государевы покои. Во время разговора с царем Иван Федоров подал ему белый лист бумаги, на котором подвижными буквами был отпечатан полный титул государя и царя Ивана Васильевича. Царь откинулся в кресле и долго любовался листом. Потом сказал: «Не в чулане начинать такое дело надо… Святой отец благословил тебя на него, и я без своей милости не оставлю. Печатню настоящую поставим. Здесь, в Кремле, у храма Николы Гостунского…»

Ведущий 2.

Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами - Печатный двор, где 19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы своей печатной книги. За его работой с большим интересом наблюдал пришедший в типографию Иван Грозный.

Ведущий 1.

Металлические буквы в строку укладывались одна за другой. Когда набранные строки образовали страницу, их заключили в специальную раму. Петр Мстиславец, соратник первопечатника, взял раму с набором и понес ее к печатному станку. Смазав краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал прессом. Потом поднял пресс. Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную, пахнущую краской, и стал внимательно рассматривать оттиск. Проверил, хорошо ли сверстан текст, нет ли ошибок. На листе четко и ясно прочитывалось: «Деяния апостольские».

Ведущий 2.

Таким и запечатлел русского первопечатника скульптор Сергей Волнухин - высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, серьезный и сосредоточенный взгляд из-под густых бровей. Он изображен во весь рост, с непокрытой головой, в древнерусской одежде. В правой руке держит только что отпечатанный лист книги, а левой поддерживает поставленную на скамью печатную наборную доску. Этот памятник установлен недалеко от того места, где была первая русская типография.

Ведущий 1.

Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над изданием «Апостола» почти год! И вот в первый день весны 1564 года в Москве на Печатном дворе появилась первая печатная книга Древней Руси. Печатники хотели, чтобы она была похожа на старинные рукописные книги. И это им удалось!

Ведущий 2.

Облаченное в тяжелый переплет, набранное четким шрифтом, похожим на полууставной почерк 16 века, с киноварными заглавными буквицами и значками на полях. Превосходно оформленное издание, свидетельствовало о высоком художественном мастерстве и безупречном вкусе его создателя.

Ведущий 1.

Особое место в книге занимает фронтиспис, состоящий из рамки, художественно выполненной в виде арки на двух колоннах и помещенного в эту рамку изображения легендарного автора книги - апостола-евангелиста Луки, склонившегося над рукописью. Хороши были заставки: причудливо переплетенные пышные, широколистные травы с плодами в идее кедровых шишек, стручков и виноградных листьев, а под ними - красная вязь и заглавие.

Ведущий 2.

Рука большого мастера сказалась и в верстке «Апостола». Безукоризненно прямые линии строк, совершенно одинаковые расстояния между ними, точная подгонка заглавных инициалов к строчным буквам, строго выдержанные крайние линии справа и слева - все это создает впечатление подкупающей гармонии и облегчает чтение книги.

Ведущий 1.

Доказано, что Иван Федоров сам отливал шрифт, поэтому его можно назвать первым создателем русского печатного шрифта. Был он также первым наборщиком, первым корректором, художником и гравёром. Он был, по собственному определению, «делателем книг».

Ведущий 2.

Печатная книга «Апостол» 1564 года - это непревзойденный шедевр древнерусской печати, высшее достижение полиграфического мастерства XVI века. Академик Лихачев Д.С. пишет, что в этой книге «до сих пор не найдено ни одной типографской погрешности (плохих оттисков, непрочно закрепленных строк, нестойкой типографской краски) и ни одной опечатки, без которых не только в России, но и в Западной Европе не обходилось во все последующие века книгопечатания ни одно издание».

Ведущий 1.

До наших дней в мире сохранилось около 70 экземпляров московского «Апостола» 1564 года. Большая их часть находится в разных городах России, а треть всех известных сейчас - в Москве. Экземпляры этой книги имеются в ряде других стран: Великобритании, США, Киргизии, Чехии, Латвии, Украине.

Ведущий 2.

Вообще книги, которые издавал Иван Федоров и его последователи, были в основном духовно-религиозного содержания: Библия, Псалтырь, Жития Святых, Молитвослов, Акафисты, Закон Божий и многие другие. Наверное, не случайно наша страна называлась тогда Святой Русью, ведь оттого, какие книги читали люди, зависело и то. Какими они были и какое государство создавали. Давайте же сейчас познакомимся с некоторыми загадочными и таинственными книгами, помогающими жить по-христиански.

Ведущий 1.

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь - это книга священных молитвенных песнопений на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно».

Ведущий 2.

Царь Давид, составивший наибольшее количество псалмов, первый начал сопровождать составленные им боговдохновенные молитвы игрой на музыкальном инструменте, именуемом «псалтирион», похожей на арфу. Своей поэтической силой, чистотой, изумительной красотой и глубиной религиозного чувства псалмы Давида вдохновляли к подражанию многих последующих составителей псалмов.

Ведущий 1.

Считается, что эти удивительные произведения могут не только поднять дух человека. Укрепить его сердце, окрылить душу, но даже повлиять на судьбу, разрешить неразрешимое, дать совет в самый трудный час, в самом трудном деле. Не удивительно, поэтому исключительно широкое применение Псалтыри при богослужении. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится без чтения псалмов.

Ведущий 2.

Псалтырь - одно из главных учебных пособий в Древней Руси, по которой учились взрослые и дети. именно на нем рос и формировался русский православный человек. Он был одним из самых первых библейских текстов, переведенных в древности на славянский язык и первой на Руси «преданной тиснению» книгой стихов.

Ведущий 1.

Жития - это подлинное литературное сокровище. Его создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать.

Ведущий 2.

Среди множества особо любимых и чтимых нашим народом Святых, были те, о ком рассказал Ветхий и Новый Завет, те, кто прославился после распространения христианства, и те, кто «просиял в русской земле»: Борис и Глеб, Феодосий Печорский и Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский… из историй добродетельных жизней, героических деяний и мужественных смертей таких людей христиане черпают веру и вдохновение, рассказы о них читаются с большим интересом, ценятся и распространяются среди верующих.

Ведущий 1.

Библия - самая удивительная из всех существующих в мире книг. Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором столько бы писали и говорили, как о Библии. Внимание к ней столь велико потому, что Библия - это история души человека во все исторические времена.

Ведущий 2.

Общественным фондом «Первопечатника Ивана Федорова», который был создан в 2007 году, учрежден Орден «Первопечатника Ивана Федорова», который является общественной наградой за выдающиеся заслуги в реализации проектов, связанных с просветительской деятельностью, сохранением культуры и традиций, преподаванием, сбережением и развитием русского языка, в том числе как межнационального носителя информации и межкультурной коммуникационной среды. Орден представляет собой Восьмиконечную звезду, образованную двумя раскрытыми книгами. В центре - стилизованный издательский знак первопечатника Ивана Федорова с изображением на выходном листе Азбуки 1574 года. Изображение по углам книг, образующих звезду, букв кириллического алфавита: ять, фета, ижица, юс малый. Изображение писчего пера и оливковой ветви, перекрещенных под Издательским знаком Ивана Федорова. Шейная лента желтого цвета, окаймленная узкими белыми полосами.

Ведущий 1.

К 80-м годам 20 века ученые насчитали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством.

Ведущий 2.

Жизнь Ивана Федорова была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины 16 века. Человек, создавший для нас первую Азбуку, достоин бессмертия!



© 2010-2022