Деловой практикум с элементами тренинга в 4 классе

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасрвская СОШ»




Муниципальный конкурс

«Радуга талантов»



Деловой практикум с элементами тренинга

«Как отказаться от вредных привычек?»

итоговое занятие

для учащихся 4-х классов

в рамках внеурочной деятельности

«ЗДОРОВЕЙКА»





Разработал: Мандрон Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Тарасовская СОШ»















Тарасово

2016


Воспитание здоровых привычек или пропаганда здорового

образа жизни младших школьников.

Деловой практикум с элементами тренинга.

  1. «Как отказаться от вредных привычек?»

итоговое занятие

для учащихся 4-х классов

Цели и задачи практикума:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • знакомство учащихся с понятиями «поддержка» и «самоподдержка»; выработкам у учащихся навыков поддержки других , когда они делают ошибки, и поддержки самого себя;

  • знакомство учащихся с правилами отказа от вредных привычек.

Оборудование:

Рабочие листы «По-человечески понятно» и «Что бы ты сказал?», лозунг «Позволь себе передышку - стань самому себе лучшим другом», бумага для рисования.

Ход практикума:

В начале учитель рассказывает о подростке-наркомане, условно под именем Игорь. Рассказ можно придумать самому учителю.

Учитель задает вопросы учащимся:

- Когда Игорь впервые познакомился с действием наркотиков?

- В какой ситуации появилось желание употреблять наркотическое вещество снова?

- Какие причины подтолкнули Игоря к этому?

- Когда вам плохо, что делаете вы для улучшения самочувствия? (Ответы детей) (После ответов учащихся учитель проводит мысль о том, что, говоря хорошее о себе и положительно отзываться о других, мы тем самым, можем почувствовать себя лучше).

На этом деловом практикуме мы будем учиться, как поддерживать других и как в положительных тонах высказываться о себе.

Проводится Беседа с учащимися на предмет выявления ошибок, которые часто совершают люди:

- Как вы себя чувствуете, когда сделали ошибку?

- Почему?

- Что плохого могут сказать люди кому-либо, когда он допускает ошибку или делает что-то не так, как следовало бы? (Учащиеся приводят примеры)

Такие отрицательные высказывания называются неодобрением или даже оскорблением.

- Что плохого может сказать человек в свой адрес, если сам допустил ошибку? (Примеры учащихся)

- Что вы чувствуете, когда плохо отзываются о себе? К чему может это привести?

- Что хорошего могут сказать люди кому-либо, если тот допустил ошибку или делает что-то не так, как следовало бы? (Примеры учащихся)

Эти положительные замечания например: «Не расстраивайся, в следующий раз все будет хорошо», называется поддержкой. Поддержка это не похвала, так как похвала направлена к результатам деятельности, а поддержка касается личности человека.

- Что хорошего люди могут сказать на свой счет, когда допускают ошибки? (Примеры учащихся лучше записать на доске: «Ничего, я всего лишь ошибся» и т. п.)

Такие высказывания называются самоподдержкой. Каждый человек должен уметь оказывать поддержку другим и самому себе, это очень поможет ему в трудных жизненных ситуациях.

Учитель предлагает участникам практикума сформировать две группы, раздает рабочие листы « Что бы ты сказал?» или записывает эти ситуации на доске.

Рабочий лист « Чтобы ты сказал?»

- Я только что уронил свои книги на ногу моего товарища.

- Я обещал вынести мусор, но забыл о своем обещании.

- Открывая дверь в кафе, я нечаянно ударил девочку.

- Я нарисовал по просьбе учителя схему, но она вышла неудачной.

- Учитель попросил меня что-то сделать, но я не знал, как это выполнить.

- На уроке физкультуры все пробежали дистанцию лучше меня.

- Я назвал ее смешным прозвищем, а она обиделась на меня.

Учитель предлагает каждой группе зачитать свои ситуации. Члены одной группы поочередно читают вслух ситуации из рабочего листа или свои собственные, а из другой подгруппы выражают им свою поддержку или одобрение. Затем те, кто читал, должны ободрить самого себя. Можно использовать высказывания, которые записаны на доске, если трудно придумать свои, но лучше предлагать свои варианты. Нужно высказывать как можно больше одобрений: иногда хорошее хочется слушать вновь и вновь.

Учитель проводит краткую беседу:

- Что вы чувствуете, когда поддерживаете кого-нибудь другого?

- Что вы чувствуете, когда кто-либо поддерживает вас?

- Почему поддерживать людей - хорошее дело?

- Почему считается хорошим делом поддерживать себя?

Учитель предлагает участникам выполнить практическое задание:

Каждый должен придумать сюжет, в котором главный герой совершает ошибку или поступает не так, как следовало бы делать или говорить. Затем нужно предложить, как улучшить самочувствие этого героя либо словами самоподдержки, либо поддержкой со стороны другого персонажа сюжета.

Неплохо было бы нарисовать эти сюжеты и выход из них, готовые работы поместить на доске или обменяться друг с другом. Если такой возможности нет, то каждый словесно описывает свой сюжет, затем проводится беседа - обсуждаются предложенные авторами выходы из ситуаций и предлагаются новые варианты поддержки и самоподдержки.

Учитель делает вывод: « Мы порой допускаем ошибки и не всегда поступаем так, как хочется другим людям. Полезно слышать поддержку со стороны людей, когда мы совершаем промахи или попадаем в трудное положение. Но существует кто-то, чей голос мы слышим постоянно - это наш собственный внутренний голос. В место самобичевания, используя самоподдержку, мы можем чувствовать себя лучше и работать лучше».

Учащимся раздаются рабочие листы « По-человечески понятно». На доске вывешивается лозунг, приурочен к данному занятию: «Позволь себе передышку - стань самому себе лучшим другом».

Рабочий лист « По-человечески понятно»

Люди совершают ошибки, но мы можем сказать им что-то такое, после чего они будут лучше себя чувствовать, несмотря на допущенную ошибку. То же самое мы можем делать по отношению к себе, если допускаем какие-нибудь промахи. Ниже приводятся хорошие слова, которые мы можем говорить другим и самим себе.

Себе:

  • В следующий раз я сделаю это лучше.

  • У всех бывают дни, когда не везет, и у меня сегодня был такой неудачный день.

  • Все хорошо, я лишь допустил ошибку.

  • Я не тай уж плохой человек.

  • Я кое-чему научился, и это уже хорошо.

  • Я сделал все, что мог.

  • Идеальных людей нет.

  • Это на меня совсем не похоже.

  • Я все равно нравлюсь людям, хотя допускаю ошибки

Другим:

  • Ну что ж, всякое бывает.

  • Не расстраивайся, в следующий раз будет лучше.

  • Такое бывало и со мной. Я знаю, как сейчас тебе приходится.

  • Почему бы тебе еще раз не попробовать.

  • Это не так уж плохо.

  • Все ошибаются.

  • Давай чем-нибудь займемся, чтобы перестать думать об этом.

  • Я пока еще твой друг, и конец света еще не настал.

Эти листы остаются у учащихся в личном пользовании.

Выработка правила отказа «Умей сказать ,, НЕТ,,»

Учитель задает вопросы учащимся:

- Трудно ли вам отказать кому-либо, если вас просят о чем-то?

Послушайте выдержку из газетной статьи о наркомании: «Рустам более 2 лет познакомился с Таней и безумно влюбился в неё. Она очень хороша собой и обладает безупречным характером. Но мягкий характер с ней и Рустамом злую шутку. Однажды знакомые предложили им уколоться героином. Отказаться было неудобно!

Таню и Рустама друзья угощали героином часто, видимо зная о высоких доходах Рустама и надеясь урвать кусочек от них, его целенаправленно ,,сажали,, на иглу. Когда пара не могла прожить без героина и дня , ,,лекарство,, им начали продавать».

Вам предлагают попробовать наркотики, причем в очень вежливой форме так, как будто вам хотят сделать одолжение. В этой ситуации некоторым людям бывает трудно отказать, и они, сами того не желая, делают то, чего не должны делать, что приносит им вред.

Каждый человек должен помнить о своих неотъемлемых правах:

  1. Право делать то, что ему лучше.

  2. Право принять решение.

  3. Право придумать, поменять решение.

Учитель задает вопрос учащимся:

- Кто умеет правильно отказать?

Разыгрывается сценка. Два персонажа: один уговаривает другого попробовать сигарету с ,,травкой,, или ,,спайсом,, , другой должен отказаться. Затем происходит обсуждение ситуации, учащиеся предлагают свои варианты отказа. После этого учащимся предлагается записать в тетради правила отказа или делается запись на классной доске:

  1. Никогда не колебаться, а решительно сказать: «НЕТ!» При этом смотреть прямо в глаза собеседнику.

  2. Можно сначала стать на позицию собеседника, а потом выдвинуть свои аргументы отказа: «Я тебя понимаю, но…»

  3. Если давление продолжается, то надо перейти в наступление, говорить жестоко: «Послушай, почему ты мне навязываешь это?»

  4. Отказаться говорить вообще на эту тему.

  5. Можно предложить компромисс: «Давай сейчас оставим этот разговор и вернемся к нему в другой раз».

ПОМНИТЕ! Каждый человек имеет право отказаться от любого предложения другого человека.

В итоге делового практикума учитель проводит собеседование с учащимися:

  1. Как можно улучшить свое состояние, если вы совершили ошибку?

  2. Кто нуждается в поддержке?

  3. Почему важно вовремя ее оказать?

  4. На чью поддержку вы можете рассчитывать всегда, в любую минуту?

  5. О каких своих правах нужно помнить и пользоваться ими, если вам пытаются навязать нежелательные поступки?

Затем учитель вновь акцентрирует внимание учащихся на здоровом образе жизни и вреде наркомании, умение с детских лет отказываться от вредных привычек, табака, наркотиков и алкоголя.

Следующим и заключительным этапом итогового занятия по главной теме: «За здоровый образ жизни» является просмотр видеофильма 2. «Вредные привычки»

© 2010-2022