Работа ОУ по формированию гражданственности через изучение краеведческого материала

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елена Геннадьевна Шабалина,

учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ № 43


Работа ОУ по формированию гражданственности через изучение краеведческого материала

История страны начинается с истории малой родины. Но и это понятие достаточно широкое. Это и история семьи, и история дома, и история того места, где ты родился и живёшь.

«Человек, не знающий истории своей страны, - дикарь», - писал Константин Паустовский. И это действительно так, потому что «как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во вне и какими бы волнами ни лилась через край, - она не полна, если не усвоит в своё содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества» (В.Г.Белинский). Нельзя жить оторванным от своего народа. Нельзя понять настоящее, не зная своего прошлого и прошлого своей страны.

Не всегда подросткам интересна история родного края. Как же сделать так, чтобы наши дети не только с удовольствием получали знания по истории родного края, но и сами участвовали в поисковой деятельности?

Сегодня в иркутских школах достаточно часов на изучение и литературы, и истории, и географии родного края: «Литература Восточной Сибири» (5-6 класс), «География Иркутской области» (8-9 класс), «История Иркутской области» (10-11 класс), «Байкаловедение» (5-6 класс).

Казалось бы, что ещё нужно для того, чтобы дети узнали всё о своём родном крае?

Введение в программу курса «Литература Восточной Сибири» призвано решить следующие задачи:

  • Воспитание духовно развитой личности

  • Формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры

  • Решение задач литературного образования (произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова)

Работая по программе «География Иркутской области» мы формируем представление обучающихся о местоположении края, его природных ресурсах, затрагиваем вопросы экологии и экономического развития региона.

На уроках истории Иркутской области вместе с учителем подростки узнают историю региона с древнейших времён до наших дней. Останавливаются на основных вехах в развитии области.

Большую роль в формировании не только чувства любви к родному краю, но и чувства ответственности за то, что нас окружает, играет новый предмет «Байкаловедение». Но «нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека» (К.Роджерс).

И вот в образовательной программе школы появляется новый предмет - «Иркутсковедение». Но это опять учебный предмет, требующий сидения за партой. И пусть формы проведения уроков будут разнообразными, нестандартными, с привлечением специалистов-краеведов, но это всё равно урочная система. Да и иначе нельзя выполнить тот объём, который предусмотрен программой. Например, 2 полугодие 7 класса предполагает практически еженедельные экскурсии по городу. Возможно, ОУ, расположенные в центре города, могут позволить себе такую роскошь. А как быть отдалённым школам? Ведь даже просто посещение музея занимает у нас 3 и более часов. А после экскурсии дети должны высидеть ещё 5-6 уроков. Вот и получается, что мы проводим экскурсии, но виртуальные, т.е. опять сидя за партой.

Но ведь, сидя за партой, всё равно не узнаешь родного края так, как можно узнать, побывав в тех местах, о которых читаешь, встретившись с очевидцами событий или просто прикоснувшись пусть даже к камню, который хранит память.

Именно поэтому встал вопрос о создании программы, основным содержанием которой должно было стать

  • Создание условий для выявления и сохранения культурного наследия посёлка Авиастроителей

  • Формирование гражданского сознания подрастающего поколения

  • Социализация школьников и формирование активной жизненной позиции.

И назвали мы эту программу «Иннокентьевские горизонты», уже самим названием определив широту диапазона и объект исследования.

Какие же задачи решаем мы, претворяя в жизнь данный проект?

  • Формирование гражданской позиции подростков

  • Развитие чувства любви к родине

  • Выявление и сохранение культурного наследия посёлка Авиастроителей

  • Привлечение внимания подростков к культурному наследию малой родины

  • Развитие творческого потенциала школьников.

В работе нам не обойтись без партнёров, поэтому были заключены договоры о совместной деятельности с различными структурами:

  • Редакция газеты «Иркутский Авиастроитель»

  • Совет ветеранов ИАЗ

  • Музей истории ИАЗ

  • Детская библиотека № 19 имени В.П.Стародумова

  • Профсоюзная библиотека ИАЗ

  • Библиотека № 5 ЦБС г.Иркутска

  • Центр «Наследие», филиал библиотеки № 5

  • Дом детского творчества № 5

  • Литературное объединение «Парус».

Так как программа краеведческой направленности, то основными направлениями деятельности стали следующие:

  • Историческое краеведение

  • Литературное наследие

  • Культурное наследие

  • «Люди нашего посёлка» (клуб интересных встреч)

  • «Иннокентьевские звёздочки»

  • Школа юных экскурсоводов

Для каждого направления определены цель деятельности и формы работы по достижению поставленной цели:

История школы в истории страны

  • Цель деятельности:

  • организация деятельности по созданию школьного музея и сбору фактического материала для музейных выставок

  • Формы работы:

  • сбор фактического материала

  • организация встреч с выпускниками школы разных лет

  • организация выставок

  • оказание помощи ветеранам педагогического труда

  • создание базы данных на выпускников школы

Историческое краеведение

  • Цель деятельности:

  • изучение истории поселка Иннокентьевский с момента его создания до наших дней

  • Формы работы:

  • организация выставок, лекций, встреч с интересными людьми

  • проведение научно-практических конференций, участие в НПК разного уровня

  • Работа Школы юных экскурсоводов

Клуб интересных встреч «Люди нашего поселка»

  • Цель деятельности:

  • Знакомство с людьми, оставившими след в истории посёлка

  • Формы работы:

  • организация встреч с жителями поселка Авиастроителей с целью выявления и сохранения культурного наследия и формирования гражданской позиции подрастающего поколения на примерах жизни и деятельности жителей нашего поселка

Творческая группа «Иннокентьевские звездочки»

  • Цель деятельности:

  • выявление и развитие творческих способностей школьников

  • Формы работы:

  • совместная деятельность с писательским объединением «Парус»

  • проведение творческих конкурсов

Работа Школы юных экскурсоводов

  • Цель деятельности:

  • развитие навыков ведения экскурсий и отбора материалов для них

  • Формы работы:

  • отбор и обработка материала

  • составление маршрута экскурсии

  • наложение фактического материала на маршрут экскурсии

  • Проведение виртуальной и очной экскурсии

Как же реализуется данная программа в нашем ОУ?

Работая по данной программе, мы собрали богатый материал по истории посёлка, школы, организовали встречи с поэтами, писателями, членами творческого объединения «Парус», старожилами Иркутска -2, работниками Иркутского авиационного завода.

С удовольствием приняли участие ребята в мега-проектах в рамках реализации программы: «История семьи в истории войны», «Моя семья», «Улицы города рассказывают», «История старой фотографии», «Они учились в нашей школе», «Люди нашего посёлка», «О чём рассказал памятник (мемориальная доска)».

Традиционным стало ежегодное проведение в школе научно-практической конференции «Иннокентьевские горизонты». Работы, отобранные жюри, выставляются на научно-практические конференции разного уровня.

Только в этом учебном году мы приняли участие в муниципальных НПК «Мой город», «Иркутск многонациональный» (1 место), «С Иркутском связанные судьбы» (1 место); заняли 2 место в городском конкурсе исследовательских проектов «По писательским улицам города Иркутска»; две работы об иркутских писателях отправлены на областную НПК, посвящённую 75-летию Иркутской области; в международной НПК «Эврика» обучающиеся заняли два 2 места, имеем 5 вторых мест в российском конкурсе эссе «Личность в истории», 12 призовых мест в российском дистанционном конкурсе сочинений «Люблю тебя, мой край родной».

И за всем этим большая работа всего педагогического коллектива.

«Необходимо - для полноты ощущения жизни, то есть для счастья - учить детей «большой любви» - к родине, к нации, к человечеству, доверию к силе разума, удивлению перед красотой человеческой души, только всё это способно создать органическое уважение к человеку, к личности», - писал Максим Горький. И я уверена, что наша программа вполне соответствует этому.


© 2010-2022