Внеклассное мероприятие «Детство, опалённое войной»

"Описание материала: Внеклассное мероприятие, посвящённое детям войны. К презентации прилагается конспект мероприятия. К выступлению можно непосредственно привлекать обучающихся. Данное мероприятие проводится с целью патриотического воспитания обучающихся, даёт сведения о самых известных детях-героях войны. Показывается подвиг юных патриотов в годы Великой Отечественной войны. В процессе мероприятия можно варьировать ход событий, привлекая обучающихся к разговору о войне, их сведения о родст...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка


Урок-беседа к 9 Мая

«Детство, опалённое войной»


Внеклассное мероприятие «Детство, опалённое войной»


Составитель:

Дрявичева М. Н.







Слайд 1

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

Слайд 2

Посмотрите на эти рисунки. Тематика рисунков «Мир на Земле». Они нарисованы беззаботными детьми, которые привыкли играть, бегать, веселиться.

Слайд 3

А эти рисунки нарисованы детьми, которые жили в начале 40-х годов 20 века. На них горе, слёзы, беда…

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых же дней войны немцы продвинулись глубоко внутрь страны, уничтожая на своем пути все: деревни, города, людей… Не щадили никого: ни стариков, ни женщин, ни детей.

Слайд 4

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной войны, но сейчас мы поговорим о ваших сверстниках времён тех страшных лет. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту страны поднялись тысячи мальчиков и девочек, ваших ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Но все они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Слайд 5

Валентин Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль "Партизану Отечественной войны" II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 6

Витя Хоменко

Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации "Николаевский центр". Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Слайд 7

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 8

Саша Бородулин

Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Слайд 9

Таня Савичева

Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня.

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне со взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее.

Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните.
Какой ценой завоёвано счастье,
Пожалуйся, помните

Песню свою, отправляя в полёт,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт,
Помните! (Р. Рождественский)

Слайд 10

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали

Многие из детей в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Дети войны. Вам посвящены эти строки.

Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты.

А сколько детей погибло в концлагерях?

Слайд 11

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В годы Великой Отечественной войны на территориях, подконтрольных гитлеровцам, содержалось в концлагерях, лагерях смерти, тюрьмах 18 000 000 человек. Из них более 11 миллионов были уничтожены. Среди погибших - 5 млн. граждан СССР. Каждый пятый был ребенком. Тогда, в 1941 году, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

Слайд 12

Вот правдивая история о том, что произошло в одном из таких лагерей.

Скрипка

Концлагерь Дахау заключённые называли адом. Здесь располагалась «медицинская лаборатория», где проводились жестокие опыты на людях: их заживо замораживали, заражали различными болезнями. Но самыми страшными считались уколы доктора Мюллера. От них человек умирал постепенно: сначала отмирали пальцы, затем ступни ног, голени… И всё это сопровождалось дикой болью. Медленная казнь длилась иногда в течение месяца, а так называемые медики внимательно следили за ходом «эксперимента».

Летом 1943 года сюда одновременно были привезены пятнадцатилетняя девочка Рахель и шестнадцатилетний мальчик Вацек. Малолетние узники содержались вместе в неотапливаемом бараке.

У помощника начальника концлагеря Пауля Цога была одна страсть - скрипка. Часто Цог давал концерты заключённым. Измученные люди часами стояли навытяжку и слушали обезумевшего «музыканта». Узников, падавших на пол, Цог обвинял в личном к нему неуважении и отправлял или в крематорий, или в медицинскую лабораторию.

Услышав впервые игру Цога на скрипке, Вацек заплакал. К его счастью, Цог не заметил слёз подростка. Мальчика закрыла от глаз коменданта большеглазая девочка. Так он познакомился с Рахель. Позже девочка узнала, почему её друг заплакал, услышав игру на скрипке. Вацек обладал абсолютным слухом и до войны обучался в Краковской консерватории. Он относился к скрипке как к живому существу, трепетно и нежно. Услышав, как Цог терзает хрупкий инструмент, извлекая из него дикие, стонущие звуки, не смог сдержать слёз. Однажды Вацек и Рахель решили побрататься. Сделав небольшие надрезы на руках и смешав свою кровь, они стали братом и сестрой. Вацек подарил Рахель оловянный крестик с Иисусом Христом, а Рахель протянула ему кусочек маццы, еврейской пасхи, бережно ею хранимой.

Постепенно дети ослабели так, что не могли стоять на ногах на плацу во время переклички. Их решили оправить в лабораторию. Это было равносильно такой смерти, что и врагу не пожелаешь. Вацек тихо сказал:

-- Боже, дай мне умереть! Только бы хоть последний раз сыграть на скрипке.

Вдруг Рахель, пожав руку мальчика, вышла из строя и на глазах у изумлённых заключённых пошла к Цогу:

-- Господин комендант, смертники всегда имели право на последнее желание.

Такая дерзость со стороны заключённой была впервые для Пауля Цога, но он всё же спросил:

-- Какова же твоя последняя просьба?

Рахель посмотрела на Цога большими чёрными глазищами и произнесла:

-- Этот мальчик хочет сыграть на скрипке.

-- Хорошо, я дам ему сыграть. Но ты сейчас умрёшь. Согласна? - спросил Цог.

Рахель кивнула.

-- Эй, там, принесите скрипку! - властно скомандовал Цог, одновременно вытаскивая из кобуры пистолет. Он нажал на курок, и Рахель упала.

Фашист сунул в руки Вацеку скрипку и приказал играть. Вацек взмахнул смычком. Играя, он забыл обо всём, и только видел перед собой два родных лица: с голубыми глазами - матери и с чёрными - Рахель. Он играл, и скрипка пела о любви и ненависти, о счастье и потерях. Это была неземная, волшебная музыка.

Очнулся Вацек через две недели в солдатском лазарете, куда поместил его Цог. Всё чаще Цог вызывал к себе Вацека, чтобы послушать, как тот играет. В 1945 году во время апрельского восстания узников Цог был убит, а войска союзников освободили пленных.

Впоследствии Вацек стал известным музыкантом и играл в лучших симфонических оркестрах мира. Но где бы он ни был на гастролях, рядом с концертной скрипкой всегда лежал футляр с неприметной скрипкой Цога, а на шее у знаменитого музыканта висел медальон с маленьким кусочком сухой маццы, когда-то подаренной ему сестрой Рахель.

(Галина Терешонок)

Слайд 13

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа с германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв. Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.

Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 27 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу. Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Слайд 14

Война. Ничего уж нельзя изменить.
Война. За детей мы врагов будем бить.
Война. Отчуждённость. Печаль. И слеза.
Война. Ничего изменить уж нельзя.

Война. На перроне лишь дети стоят.
Война. И глаза чёрной болью болят.
Война. Уезжают куда-то, - куда?
Война, наши милые дети, война.

Война. Мы бежим за вагоном, но нет.
Война. За детьми не купить нам билет.
Война. Помни, веришь, ты веришь всегда!
Война, наши милые дети, война.

Война. Ничего изменить уж нельзя.
Война. Вера в лучшее. Боль. И слеза.
Война. Это время нам нужно прожить.
Война. Ничего уж нельзя изменить.

Что вы знаете о войне? (Рассказы о бабушках, дедушках, воевавших в ВОВ)

Слайд 15

Соберёмся вместе 9 мая, чтобы почтить память о погибших на войне.

Слайд 16

До свидания. С наступающим праздником!


© 2010-2022