Классный час по теме «С чего начинается Родина?»

Родина – это короткое слово имеет столь огромный и разнообразный смысл для людей. Наша родина – это наша страна, наш город и улица, наш собственный дом и близкие люди. Все это имеет большое значение в жизни каждого человека и занимает особый уголок в его сердце. На мой взгляд, родина неким образом напоминает семью. Именно благодаря ей зачастую искренне приятно встретить в дальней стране человека из родных краев, ведь таких людей объединяет нечто общее и особенное, как родное место, а это ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Любовь к Родине начинается с семьи


Пояснительная записка

В данной работе предпринята попытка разработки приемов воздействия на сознание младших подростков в ходе проведения классного часа с целью формирования патриотических представлений и понятий, формирования гражданской позиции школьника с опорой на семейные ценности.

Системообразующим компонентом системы патриотического воспитания школьников является цель - патриотическое воспитание младших подростков, которая раскрывается во внеучебной деятельности на основе решения следующих задач:

а) вооружение младших школьников знаниями о Родине, ее прошлом и настоящем;

б) воспитание любви к Родине, чувства долга и ответственности перед ней, формирование определенных способов поведения, позволяющих проявлять любовь к Родине и чувство долга перед ней в повседневной жизни;

в) формирование у младших школьников умений и навыков, позволяющих вести себя патриотически;

г) развитие качеств, характеризующих личность как активного творца во благо интересов Родины и служение ей.

Эффективность решения таких сложных воспитательных задач зависит от позиции школьника в этом процессе. Только в том случае, если эта позиция активна, воспитательное воздействие будет наиболее продуктивным. Именно поэтому классный час построен с использованием технологий активного обучения, с применением кооперативного обучения и приемов нейролингвистического программирования.

Гражданские ценности формируются у подростков с опорой на близкие и понятные им семейные ценности, с опорой на позитивный опыт семейного взаимодействия.

В ходе занятия используются методы, позволяющие активно использовать все модальности восприятия ребенка, приемы обращения к его внутреннему миру, актуальному жизненному опыту, его чувствам и разуму.

Занятие выстроено так, чтобы вызывать и поддерживать позитивные чувства подростка, опираться на них в работе, развивать способность ребенка к критическому продуктивному мышлению, самооценочные умения. Большое внимание уделяется эмоциональному закреплению позитивных мыслей и отношений.

Здоровьесбережение обеспечивается сменой видов деятельности, а также, включением в занятие игр-тренингов группового взаимодействия, предполагающих физическую активность детей.

Цели:

  1. Формирование у ребенка системы духовно-нравственных ценностей, связанных с понятиями семьи и Родины.

  2. Развитие чувства ответственности и гордости за свою семью. Укрепление позитивного отношения к семье и государству, осознание их роли в жизни личности.

  3. Формирование готовности к созидательной деятельности в интересах семьи и государства.

Задачи:

  1. Организация обсуждения и позитивного переживания ребенком нравственных ценностей семьи и Родины.

  2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, «малой Родине».

  3. Овладение понятиями о способах выражения любви к семье и Родине. Критическое осмысление и анализ собственных поступков.

Используемое оборудование:

  • проектор и мини-презентация;

  • запись песни «С чего начинается родина»;

  • бумажные заготовки для работы групп и индивидуальной работы, клей, скотч.










































Ход занятия

«Любовь к родине начинается с семьи»

Френсис Бэкон

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап подготовки занятия

На видном месте вывешивается эпиграф к классному часу - цитата Ф.Бэкона: «Любовь к Родине начинается с семьи».

Готовятся к классному часу.

Этап мотивации

Учитель предлагает учащимся послушать известную советскую песню из кинофильма «Щит и меч» - «С чего начинается Родина?».

- Ребята, давайте внимательно вслушаемся в слова этой песни.

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Слушают песню

Во время звучания произведения, на экране проектора демонстрируются слова песни: «С чего начинается Родина», Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовский

Этап актуализации и визуализации понятия

- Ребята, а с чего Родина начинается для вас?

- Что вы себе представляете, когда слышите слово «Родина»?

С чем Родина у вас ассоциируется?

Учитель выслушивает высказывания учащихся. Если это задание вызывает у детей затруднения, то можно поделиться своими ассоциациями, детскими впечатлениями.

Дети делятся своими представлениями о Родине.

Этап обсуждения понятий

- Обратите внимание на тот афоризм, который я для вас приготовила. Это знаменитые слова «Любовь к Родине начинается с семьи» принадлежат Фрэ́нсису Бэ́кону (1561-1626) - английскому философу, историку, политическому деятелю, современнику В.Шекспира.

Афоризму Бэкона о Родине и семье более 4 веков.

- Может быть, он уже устарел? Как вы думаете? Согласны ли вы с известным философом?

- Как вы понимаете это высказывание?

Дети высказывают свои мнения по поводу верности афоризма Ф.Бэкона.

Учитель безоценочно выслушивает мнения детей, благодарит их за участие в обсуждении и подводит итог:

- Конечно, ребята, вы правы. С тех давних пор ничего не изменилось и наблюдение Бэкона верно и сейчас. Наша Родина велика и прекрасна, и немногие люди могут посетить все регионы нашей страны, узнать и полюбить их. Это наша БОЛЬШАЯ Родина. Но у каждого из нас есть тот небольшой уголок страны, который нам особенно дорог. Тем, что там мы выросли. Там живут дорогие нам люди. Он поразил нас когда-то своей красотой, связал теплыми чувствами с людьми, его населяющими. Это наша «МАЛАЯ» Родина. То место, которое останется в нашем сердце навсегда. И обычно это то место, где мы со своей семьей, где нам хорошо и комфортно, где мы спокойны и счастливы, где мы в любви и безопасности. Мы любим эту свою малую Родину.

- Но где мы научились любить? Мы родились с этим умением?

- Да, ребенок не рождается с умением любить. Этому высокому чувству он учится в своей семье, у своих родителей. Принимая любовь своей семьи, ребенок сам учится любить. Любовь не приходит сама - она щедрый дар нашей семьи.

Сначала ребенок учится любить свою семью, потом свою малую Родину и людей там живущих, а потом и всю свою большую и великую страну. Родина - наша большая семья.

- Нет, конечно. Любить ребенок учится в семье.

Этап оценки отношения

- Давайте еще поговорим о наших семьях.

- Что для вас ваша семья, что она для вас значит?

Отвечают на вопросы:

- Защита, опора, любовь, поддержка и т.д.

- Что делает семью семьей?

- От кого это зависит?

- Любовь, поддержка…

- От всех членов семьи.

- Спасибо за ваши мысли и теплые слова о вашем отношении к семье.

Этап закрепления отношения

Психологическая игра - тренинг группового взаимодействия «Карандаши».

- Вы не устали? Давайте немножко поиграем. Игра называется «Карандаши». Возьмите, пожалуйста, в руки каждый по карандашу. Я попрошу группы выйти из-за парт и встать в круг. У нас будет столько небольших кругов, сколько было групп. Это будут группы-семьи, которые вместе будут выполнять мои задания.

ИГРА НА ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ:

Стоящие в круге команды - семьи, установите, пожалуйста, карандаши между рядом стоящими игроками так, чтобы карандаши находились между указательными пальцами соседних игроков и упирались только в подушечки пальцев. Таким образом, у вас получится круг, в котором все участники будут связаны карандашами, зажатыми между подушечками указательных пальцев соседей.

Когда дети примут исходную позицию, ведущий будет давать команды играющим выполнять разные движения, например: «Руки вверх», «Руки вперед», «Присели» и т.д.

Команды нужно выполнять не уронив карандаши. Это довольно сложное задание, чтобы его выполнить, нужно «чувствовать» партнера, координировать и согласовывать свои движения с движениями товарищей.

Играют, выполняя условия игры.

Ребята, вы все справились с этим заданием прекрасно. молодцы!

- Почему не всегда получалось?

- Что нужно было для того, чтобы получилось?

Отвечают на вопросы, отмечая, что нужно было считаться с товарищем, действовать всем вместе, а не поодиночке.

- Как вы думаете. Есть что-нибудь общее между этой игровой ситуацией и жизнью семьи?

Высказывают свои предположения.

- Правильно, ребята: вот так и в семье. Семья будет настоящей, добьется успеха, только если все будут помогать друг другу, считаться друг с другом, взаимодействовать и заботиться друг о друге.

- я уже поняла, что вы умеете не только принимать любовь родителей, но и сами умеете проявлять любовь. Это здорово, это показывает, что вы уже достаточно взрослые, раз умеете любить и проявлять заботу о любящих вас.

- Как вы думаете, а в чем люди могут проявить свою любовь к Родине? Как ее нужно любить и заботиться о ней?

Отвечают на вопросы, рассказывают, что значит, по их мнению, любить Родину.

- Спасибо за ваши мудрые мысли. Если обобщить все, что вы сказали, то любовь к Родине выражается в стремлении сделать ее еще лучше, краше, благополучнее в защите ее, в заботе о ней.

- Вы еще не совсем взрослые, можете ли вы как-то проявить свою любовь к родине?

Отвечают на вопросы: говорят о хорошей учебе и поведении, чистоте школы и города, сбережении имущества, воды, электричества, субботниках, посадке цветов и т.д.

- Принято говорить, что все мы дети нашей великой Родины. Вы согласны с этим? Предложите какой-то образ, который отражал бы эту мысль.

Дети предлагают образы: пшеничное поле, где каждый из нас как колосок; образ цветка, где все мы лепестки; солнце и лучики и т.д.

- Отличные образы. А мне представляется наша родина в виде могучего дерева, корни которого глубоко уходят в почву. А мы с вами листочки. И каждый из нас изо всех сил работает и старается, чтобы наш общий дом стал еще лучше и прекраснее.

- Предлагаю вам создать образ этого могучего дерева. Я нарисовала корни и ствол на этом листе ватмана, а вы создадите крону из листьев. Вот они, можете взять столько листочков, сколько захотите. Но на каждом листочке, которое вы поместите в крону нашего дерева, вы напишете ваши конкретные дела на благо нашей общей Родины. Покажите, что вы конкретно делаете для того, чтобы страна наша становилась сильнее и лучше, красивее и благополучнее. Не забудьте подписать каждый ваш листочек.

Выполняют задание и прикрепляют листочки к дереву.

Учитель подходит и читает некоторые записи, сделанные на листочках.

- Как много листьев в кроне нашего дерева. Как много хороших дел. Я вижу, вы уже зрелые граждане своей страны и хорошо понимаете, в чем заключается долг гражданина своей Родины.

Дети прикрепляют листочки с надписями с помощью заранее приклеенного на оборотной стороне двустороннего скотча. Получается крона дерева.

Рефлексия

Учитель благодарит учеников за хорошую работу и предлагает подвести итоги классного часа.

- Какую пользу вы получили от нашего сегодняшнего разговора?

- Какую пользу, по-вашему, получила я?

- Какое у вас сейчас настроение?

И чтобы ваше настроение всегда было хорошим, я хочу подарить вам вот такие смайлики

Отвечают на вопросы, подводят итоги занятия.


© 2010-2022