- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Свиридюк О.А. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
"Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения"
Задачи:
-
помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье;
-
способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
-
Что такое конфликт?
-
Умение разрешать проблемы и конфликты.
-
Конфликты "трудного" возраста.
-
Тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа к собранию:
-
анкетирование учащихся и родителей;
-
подготовка ситуаций для анализа;
-
подготовка теоретического материала для выступления;
-
написание учащимися сочинения "Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!";
-
подготовка памятки для родителей.
Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.
Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает "эра конфликтов".
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
-
Конфликт - это______________________________________
-
Причиной конфликта может быть_______________________
-
Конфликт может привести к тому, что___________________
-
Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____
-
Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________
Анкетирование родителей
-
Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
-
Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
-
Как Вы их разрешаете?
-
Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
-
Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
-
Ты - конфликтный человек?
-
Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
-
Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
-
Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
-
С кем ты чаще всего конфликтуешь?
-
Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
-
Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?
-
Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
-
Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
-
Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
-
Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
-
Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
-
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
-
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
-
Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
-
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
-
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
-
Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
-
Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
-
Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
-
Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
-
Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
-
Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
-
Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
-
Не создавайте в семье "революционную ситуацию", а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
-
Не забывайте слова И.В. Гете: "В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках".
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
-
За то, чтобы перестать быть ребенком.
-
За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
-
За утверждение среди сверстников.
-
Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
-
Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
-
Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
-
Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
-
Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
ХОД СОБРАНИЯ
Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны,
что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.
Ульям Линкольн
От любви до ненависти один шаг,
от ненависти к любви километры шагов.
Сенека
У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.
Идея Паркинсона
Конфликты - это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте - это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, - главное чувство конфликта.
Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
-
проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
-
проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
-
проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте - способность к конфронтации-объяснению. Это - умение:
-
отстаивать свою позицию открыто, "лицом к лицу";
-
оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
-
сохранить личностные отношения всех участников конфликта.
Чтение отрывков из сочинений учащихся "Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!"
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
-
кризис переходного возраста;
-
стремление к самостоятельности и самоопределению;
-
требование большей автономии во всем - от одежды до помещения;
-
привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
-
бБравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
-
нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
-
боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
-
проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
-
борьба за собственную власть и авторитетность;
-
отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
-
неподтверждение родительских ожиданий.
Анализ анкетирования учащихся и родителей.
Настало время приступить к действиям. Пройдитесь по проблеме с этой памяткой.
Памятка для разрешения конфликтов
1. "Выиграть - выиграть"
-
В чем мои подлинные нужды?
-
И в чем их?
-
Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?
2. Творческий подход
-
Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?
-
Вместо того чтобы думать, "как это могло бы быть", вижу ли я новые возможности в том, "что есть"?
3. Эмпатия
-
Как бы я чувствовал себя на их месте?
-
Что они пытаются сказать?
-
Выслушал ли я их как следует?
-
Знают ли они, что я слышу их?
4. Оптимальное самоутверждение
-
Что я хочу изменить?
-
Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?
-
Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?
-
(Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)
5. Совместная власть
-
Не злоупотребляю ли я своей властью?
-
Не делают ли этого они?
-
Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?
6. Как управлять эмоциями
-
Что я чувствую?
-
Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
-
Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?
-
Что я хочу изменить?
-
Избавился ли я от желания наказать их?
-
Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)
7. Готовность разрешить конфликт
-
Хочу ли я разрешить конфликт?
-
Вызвана ли моя обида:
-
Каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?
-
Какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?
-
Чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?
8. Картография конфликта
-
В чем заключается вопрос, проблема или конфликт?
-
Кто его главные участники?
-
Опишите потребности каждого человека. (то есть: "какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?")
-
Опишите тревоги или опасения каждого участника. (то есть: "какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?") указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?
-
Над чем мы должны еще поработать?
9. Разработка альтернатив
-
Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может тем не менее подать хорошие идеи.
-
Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.
10. Переговоры
-
Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.
-
Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?
-
Что они могут дать мне?
-
Что могу дать им я?
-
Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения?
-
Какие вопросы я хочу включить в соглашение?
-
Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?
11. Посредничество
-
Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?
-
Кто может исполнить эту роль для нас?
-
-
Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?
-
Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?
-
12. Расширение кругозора
-
Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)
-
К чему это может привести в будущем?