Классный час по теме: Место подвига – Афганистан

Классный час по теме: Место подвига - Афганистан. Цель занятия:   Формирование  знаний об историческом значении вывода советских войск с территории Республики Афганистан.     Для того чтобы лучше представить причины этого явления, необ-ходимо хотя бы вкратце обратиться к истории Афганистана, прежде всего его взаимоотношений с другими странами. Поэтому в  ходе классного часа рассматриваются причины войны; цели и планы СССР в войне; боевые действия Советских войск в Афганистане; реакции мирового ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

Тема : Место подвига - Афганистан.

Цель занятия: Формирование знаний об историческом значении вывода советских войск с территории Республики Афганистан.

Литература, используемая при проведении занятия:

  1. Исторический очерк.

№ п/п

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Время, мин

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1.

Вводная часть

3

Проверка посещаемости, доведение темы, цели и учебных вопросов занятия.

2.

Основная часть

40

2.1

Причины войны.

10

Для того чтобы лучше представить причины этого явления, необ-ходимо хотя бы вкратце обратиться к истории Афганистана, прежде всего его взаимоотношений с другими странами.

После второй мировой войны в результате нового глобального пе-редела мира ведущие роли на Среднем Востоке стали играть США. Их первоначальное проникновение в страны региона, в т. ч. в Афганис-тан, осуществлялось с помощью американской фирмы Morrison-Nad-sen, которая, заключив договор с афганским прави-тельством на строительство ирригационных объектов, растягивала его осуществ-ление на неопределенный период времени, ставя Афганистан в финан-совую зависимость от США.

В 50-е г.г. XX в. сильно возрастает активность Советского Союза в Афганистане, стремившегося обеспечить безопасность и подконт-рольность центрально-азиатских республик и не допустить закреп-ления в Афганистане США (в стратегическом отношении это было очень привлекательно для США ввиду возможности размещения там американских ракет средней дальности, а также оборудования аэродромов для их использования в возможной войне с Советским Союзом). В это время СССР оказывал Афганистану различные виды помощи, в т. ч. значительную финансовую.

Решающее влияние в противостоянии СССР и США оказало решение о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. После Апрельской революции 1978 г. новый руководитель страны президент Нур Мухаммед Тараки и премьер-министр (с августа 1978 г. также министр обороны) Хафизулла Амин неоднократно просили советское руководство о вводе в страну советских войск, т.к. поло-жение нового правительства было крайне ненадежным (революция 1978 г. почти не опиралась на какую бы то ни было социальную базу, в связи с чем встает вопрос о правомерности применения самого тер-мина «революция» к событиям 1978 г., которые можно назвать и пере-воротом), однако руководство Советского Союза, вначале считавшее, что не время втягиваться в войну, резко изменило свою позицию только после того, как Амин путем переворота захватил власть в стране и начал вести активные консультации с США. То же самое можно сказать и относительно грандиозной авантюры советских спец-служб с физическим устранением Амина и заменой его Бабраком Кар-малем, основной причиной для которой послужило недоказанное предположение о том, что Амин является агентом американской раз-ведки и стремится привести Афганистан под покровительство США.

После ухода советских войск в 1989 г. противостояние двух сверх-держав в Афганистане не закончилось, просто теперь оно продолжи-лось в виде боевых действий между войсками просоветски настроен-ного президента Мохаммада Наджибуллы и вооруженными отрядами оппозиции - моджахедами, поддерживаемыми и вооружаемыми США и Пакистаном. Наджибулла держался, пока не прекращался поток военной помощи из Советского Союза, и был смещен вскоре после его окончания. Однако и после победы оппозиции трагическое развитие афганской истории не закончилось: началась борьба за власть между различными религиозными и национальными группировками.

Американские и европейские историки-аналитики причины возник-новение кризиса в Афганистане относили к Апрельской революции 1978 года, и большинство из них отрицало существование реальных социально-экономических предпосылок и революционной ситуации, а произошедшие события связывало с советским влиянием и с деятель-ностью Народной Демократической партией Афганистана (НДПА).

НДПА была создана в середине 1960-х годов и вскоре после своего создания распалась на две группы - Хальк, к которой принадлежали Тараки и Амин, и Паргам, одним из видных деятелей которой был Кармаль. Первые узурпировали власть и не хотели делиться ею со своими политическими оппонентами, сослали Кармаля в политичес-кую ссылку дипломатическим представителем Афганистана в Чехо-словакии. Советский Союз пытался воссоединить НДПА, но воссоз-данная извне политическая коалиция, раздираемая внутренними рас-прями и феодальными интригами, не могла долго существовать.

Летом 1980 г., после убийства Амина, Кармаль вернулся на родину и изгнал многих своих бывших врагов из правительства и ведущих министерств.

Сразу после своего прихода к власти после апрельской революции 1978 г. Тараки и Амин, а позже и Кармаль, пытались насадить комму-нистическую идеологию, развернуть атеистическую кампанию и построить социализм в отсталой, племенной и частично феодальной, многонациональной мусульманской стране. Такая внутренняя полити-ка, обусловленная исключительно догмами марксизма (в том виде, ка-ком они преподносились советским руководством), а не на реальными и объективными законами, управляющими афганским обществом и экономикой, неизбежно должна была привести Афганистан к усугублению и без того кризисной ситуации. Почти не успев начаться, процесс интеграции феодально-раздробленного общества на основе возникновения экономических связей между отдельными провинция-ми был насильственно прерван.

Таким образом, по мнению западных специалистов, кризис был вызван, с одной стороны, внутренним фактором - непродуманной и подогнанной под марксистские догматы модернизацией афганских со-циально-политической и экономической структур, и, с другой, внешним и наиболее важным фактором - вводом советских войск в декабре 1979 г.

По признанию бывшего начальника генштаба пакистанской армии отставного генерала Мирзы Аслам Бега, начало движению «Талибан» было положено еще в середине 80-х г.г. Тогда Пакистан и США сов-местными усилиями создали в приграничных районах Афганистана и Пакистана многочисленные медресе и религиозные школы, рас-сматривая их как "религиозно-идеологический пояс вдоль афгано-па-кистанской границы для поддержки боевого духа моджахедов". Глав-ная роль в этой акции принадлежала МВД Пакистана во главе с Насруллой Бабаром. Обучавшиеся в этих медресе афганские беженцы и моджахеды и стали первыми талибами, причем помимо религиозной и общеобразовательной подготовки они получали также подготовку военную. Стоит заметить, что талибов в истинном значении этого сло-ва как «студентов», учившихся в религиозных учебных заведениях, в этом движении немного: подавляющее большинство даже командного состава составляют бывшие моджахеды, которые не имеют религиоз-ного образования и до вступления в движение "Талибан" принадле-жали к различным группировкам. Есть среди талибов и те, кто попал к ним по принуждению.

Руководство же движения состоит в основном из духовных лиц. Лидером движения является мулла Мохаммад Омар. Руководство движением и принятие решений осуществляются "большой шурой", состоящей из 50 человек, а также "малой шурой" из 30 человек (она принимает менее важные решения). Все решения "большой" и "малой" шуры принимаются только коллективно.

Что касается идейной направленности движения "Талибан", то, являясь движением религиозно-политическим, оно стремится силой распространять исламские традиции и законы шариата по территории страны и, возможно, даже за ее пределами. Религиозное мировоз-рение талибов в значительной степени радикальное, и даже духовные лидеры Исламской Республики Иран, известной своим религиозным фанатизмом, возведенным в ранг государственной политики, охарак-теризовали ислам талибов как «средневековый».

Активную деятельность талибы начали с середины 1994 г. - они быстро и легко захватили Кандагар и двинулись на северо-восток и за-пад страны. Уже в феврале 1995 г. талибы предприняли первую по-пытку овладеть Кабулом, однако весной 1995 г. были остановлены войсками Ахмад Шаха Масуда под Кабулом и отброшены из западных районов отрядами губернатора Герата Исмаил Хана. Однако осенью 1995 г. талибы начали второе наступление, в процессе которого Исмаил Хан был разбит и бежал в Иран. К концу 1995 г. талибы уста-новили контроль над 14 из 30 провинций Афганистана, завладев практически всем югом, западом и частью юго-востока страны. В сен-тябре 1996 г. под их контролем находились провинции Нангархар, Лагман и Кунар. Наконец, 27 сентября 1996 г. талибы вступили в афганскую столицу Кабул и казнили бывшего президента Мохаммада Наджибуллу и его брата Шахпура Ахмадзая, обвинив их в измене исламу и злоупотреблении властью в годы правления Наджибуллы.

После головокружительных успехов талибы потерпели ряд серьез-ных поражений, и теперь отряды Ахмад Шаха Масуда находятся приблизительно в 10 километрах от Кабула. В ночь на 22 октября 1996 г. талибы заключили временное перемирие с правительственными войсками. В конечном счете дальнейшее развитие боевых действий, а возможно и переговоров, будет зависеть от трех основных действую-щих сторон конфликта - движения «Талибан», правительственных войск Ахмад Шаха Масуда, стоящих на стороне нынешнего прези-дента Бурхануддина Раббани, которые имеют укрепленные позиции в Панджшерском ущелье и отрядов генерала Рашида Дустума, который имеет мощную военную группировку и контролирует шесть северо-восточных провинций Афганистана. Кроме того, под его контролем находится стратегический перевал Саланг, через который проходит туннель, связывающий Кабул с севером страны (следует отметить, что в последнее время генерал Дустум фактически стал на сторону Масу-да, хотя и не хочет окончательно портить отношения с талибами).

Чтобы лучше понять перспективы противоборствующих сторон, нужно учесть сложную этническую и конфессиональную обстановку в Афганистане. Что касается генерала Дустума - узбека по националь-ности, контролирующего северные районы страны, которые населены преимущественно этническими узбеками, то следует иметь в виду, что ему ни при каких обстоятельствах не может достаться центральная власть в стране, т. к. узбеки составляют лишь 9% от всего афганского населения, и другие этнические группы не захотят видеть над собой власть такого меньшинства. Поэтому в данной ситуации целью Дусту-ма является сохранить под своим контролем шесть северных провин-ций, лавируя между интересами двух других противоборствующих сторон. В этих условиях реальными претендентами на центральную власть являются талибы-пуштуны и таджики, из которых состоит в основном войско Масуда, и между ними будет идти борьба за власть. Правда, в этой борьбе с пользой для себя могут принять участие как узбеки Дустума, так и хазарейцы и другие народности Афганистана. С другой стороны, серьезным препятствием для талибов явится их сунн-нитский ислам, в то время как таджики, узбеки и другие националь-ности придерживаются шиитского направления ислама.

Как уже отмечалось выше, основную роль в создании движения «Талибан» сыграли Пакистан и США. Официальные лица Пакистана уже фактически признали свою причастность к созданию движения. Что касается США, то выражение их позиции по отношению к тали-бам можно видеть как в благожелательной позиции Вашингтона в этом вопросе, несмотря на жестокие порядки, вводимые новыми властями в занятых городах, в т. ч. и в Кабуле, и нарушения прав человек

Вообще в политическом отношении все заинтересованные страны разделились в рассматриваемом конфликте на два блока: к первому, поддерживающему движение «Талибан», можно отнести США, Пакистан, Саудовскую Аравию, Турцию и Туркменистан (поддержка двух последних государств пассивна); а ко второму, выступающему за официальное афганское правительство - Россию, центрально-азиатс-кие государства СНГ (кроме Туркменистана), Иран и Индию. Кроме того, в последнее время Узбекистан смягчил свою позицию по отно-шению к талибам.

Основной мотив именно такого раздела очевиден: каждая из пере-численных стран имеет удовлетворительные отношения со странами из своего "блока" и довольно напряженные - со странами из блока противостоящего. Кроме того, все эти страны имеют свои насущные интересы в рассматриваемом регионе, как политические, так и эконо-мические. Можно в этой связи отметить некоторые из противо-стоящих (далеко не только в данном конкретном конфликте) стран, объединив их в пары.

Экономический аспект последних событий в Афганистане можно разделить на две большие части:

  • в большой степени на развитие конфликта повлияла проблема транспортировки нефти и газа из Центральной Азии, в первую очередь это касается туркменского газа;

  • другая сторона экономического аспекта связана с тем, что с нача-лом войны в Афганистане основной центр наркобизнеса перемес-тился из Юго-Восточной Азии в т. н. треугольник исламского «Золотого полумесяца» (Иран, Афганистан, Пакистан). Установление твердой власти талибов в стране, наведение в ней порядка позволит руководителям наркокартелей взять под свой контроль этот самый выгодный бизнес в мире, что было невозможно сделать во время многолетней войны в Афганистане и раздела страны на протии-востоящие и борющиеся за власть этнические группировки (пуштуны, узбеки, таджики, хазарейцы и др.).

Наконец, необходимо рассмотреть также идеологический подтекст последних событий в Афганистане. На первый план здесь выходит конфликт между США как государством-представителем европейской цивилизации в широком смысле этого слова и даже теперь больше североамериканской цивилизации, в последнее время подавляющей собственно европейскую, и Ираном как страной, пытающейся найти путь развития, отличный от западного, и направить по нему другие страны.

Если говорить о возможных последствиях, то, исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что для России дальнейшее развитие событий будет означать либо потерю ей своего влияния в регионе вследствие усиления Соединенных Штатов в случае победы талибов, либо замораживание потенциально взрывоопасной ситуации в непосредственной близости от российских границ еще на какой-то промежуток времени в случае их неудачи, причем о выгодах для России речи вообще не идет. Потенциальную опасность для России представляет и возможное развитие событий в странах ближнего зару-бежья: захват талибами северного Афганистана, вплотную примы-кающего к центральноазиатским республикам СНГ, грозит вылиться в последних, прежде всего в Узбекистане, мощным взрывом исламского фундаментализма и радикализма (многолетнее подавление в Узбекис-тане исламских движений, запрет исламских партий и гонения на ду-ховенство грозят повториться февралем 1993 г., но в гораздо больших масштабах). Еще более печальными будут последствия при таком раз-витии событий для самих республик Центральной Азии, и здесь им не помогут деньги, вырученные за нефть и газ. Ослабнет также положе-ние Ирана и Индии, которые потеряют многие рычаги влияния в регионе.

В апреле 1979 г., через год после «апрельской революции», одновре-менно во всех провинциях началось восстание против коммунис-тического режима. Правительство со своей в 90000 человек конт-ролировало только города, но потеряло власть над центральной труднодоступной частью страны.

В мае 1979 г. премьер-министром стал Хафизулла Амин. Он жесто-ко подавлял восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание рас-ширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистичес-кого режима в Афганистане. В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспекти-вой. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам среди мусульманского населения советских центрально-азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме того, у них еще со времен басмаческого движения двадцатых годов продолжают существовать родственные связи с афганцами.

2.2

Цели и планы СССР в войне.

10

Западные официальные структуры и пресса оценили как фальсифи-цирующее события заявление правительства СССР о том, что войска были введены по просьбе афганского руководства для помощи последнему в борьбе с восставшими бандитами и во имя исполнения интернационального долга. Ведь бывший правитель Афганистана Амин был убит во время штурма советскими спецподразделениями его дворца, а его преемник на этом посту еще не появился на политической арене к моменту так называемого приглашения.

Политические маневры советского руководства не убедили общест-венность капиталистического мира в его искренности, и, хотя на За-паде по-разному оценивались цели Советского Союза в этой войне. Все прекрасно понимали ее агрессивный характер. Одни видели в ней желание сверхдержавы изменить баланс сил в регионе, стремление вести диалог с окрестными государствами, главным образом с Пакис-таном, с позиции силы и продемонстрировать всему миру мощь и во-лю СССР. Другие, не отрицая в основном всего этого, переносили центр тяжести на то, что Советский Союз просто не мог оставить без помощи коммунистический режим в стране, где его неизбежно ожида-ли хаос и поражение. Некоторые политические экстремисты на Запа-де склонны даже были считать, что советская агрессия в Афганистане - не больше не меньше как "долгосрочная стратегия, нацеленная на получение геостратегических преимуществ, связанных с получением доступа к теплым морям и нефтяным ресурсам Персидского залива".

По словам М. Гареева, в 1979 г. - заместителя начальника опера-тивного управления Генерального Штаба, «... ввод советских войск был непродуманным, политически ошибочным шагом, нанесшим огромный урон нашей стране и афганскому народу». Гареев занимал первую из двух позиций, возникших в армейском руководстве при подготовке к вторжению: или вообще не вводить войска (причем это было бы предпочтительней для большинства генштаба), или ввести не 4-5 дивизий, а сразу 30-40, за два-три года достичь стабилизации в стране и прекращения боевых действий, перекрыть все каналы помо-щи оппозиции из-за афганских рубежей и уничтожить ее. С трудом можно предположить, что даже этот последний вариант был лучше, но в любом случае он не прорабатывался.

С уверенностью можно сказать, что советская акция в Афганиста-не расценивалась на Западе и рассматривалась в кругу советского руководства однозначно - не как помощь истинно народному прави-тельству Демократической Республики Афганистан в ее борьбе с империалистами и душманами, и не для защиты принятых афганцами завоеваний революции, а для предотвращения неизбежного в усло-виях банкротства просоветского режима контрреволюционного переворота.

Положение в Афганистане по оценке западной прессы резко обост-рило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира.

Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.

Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось как переломный момент в советской внешней по-литике и новый этап международных отношений во всем мире. Впер-вые Советский Союз применил организованную воруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента со-ветских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально не-союзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.

Естественной реакцией Западного мира было противодействие со-ветской агрессии, что толкало капиталистические страны на сбли-жение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердив-шиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, админист-рации Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию по-ложения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-пер-вых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакис-тану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сох-ранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть обо-ронных систем и военных институтов в регионе. Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. Например, конференция исламс-ких стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия Со-ветского Союза как агрессивные, не смотря на оказанную им дли-тельную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств было существенно нарушено недавней Ирано-Иракской войной, и поэтому они не в значительной степени влиять на внешнюю политику СССР.

2.3

Боевые действия Советских войск в Афганистане.

5

Вторжение советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 г. потрясло мировое сообщество.

Западная пресса историки политики и более широкие слои общест-венности имели свою, почти никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие события: в 1978 г. в Афганистане произошел государственный переворот под ру-ководством коммунистической партии при несомненном пособ-ничестве СССР.

Первой реакцией советского руководства была отправка несколь-ких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно Тараки было предложено убрать ненавистного народу, но национально наст-роенного Амина. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979 г. он штурмовал дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. На-чались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Распо-ложенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном, узбеками и туркменами. В то же время советс-кое руководство пыталось убедить Амина ко дню вступления советс-ких войск уступить власть Бабраку Кармалю. С этой миссией 2 декаб-ря 1979 г. в Кабул отправился генерал-лейтенант МВД В. Папутин.

Советское вторжение было проведено по образцу вторжения в Чехословакию в 1968 г. Первыми высадились 24 декабря 1979 г. на аэродроме Баграм, в 50 км к северу от Кабула, части 105-ой воздушно-десантной дивизии. Одновременно советские «советники» нейтрали-зовали афганские части: под предлогом замены вооружения были при-ведены в небоеспособное состояния афганские танки, блокированы линии связи, а руководящий состав афганской армии собран на празд-ник с угощением и напитками. 25 и 26 декабря вся 105-я дивизия высадилась в Баграм при помощи транспортных самолетов Ил - 76, Ан - 22, и Ан - 12.

Критическим днем было 27 декабря 1979 г. В то время как части высадившейся 105-й дивизии въезжали на своих БМД в Кабул и занимали узловые стратегические точки, другие части на танках и АСУ, окружили дворец Даруломан южнее Кабула. За несколько дней до этого Папутин под предлогом безопасности посоветовал Амину пе-реехать туда. Папутин пытался уговорить Амина официально обра-титься к СССР за военной помощью на основании заключенного в де-кабре 1978 г. договора и подать в отставку в пользу Кармаля. Амин воспротивился этому. Папутин был убит телохранителем Амина. Пос-ле этого советские десантники штурмовали дворец и убили Амина.

Таким образом, официальный призыв о помощи так и не состоял-ся. Несмотря на реформы и на освобождение большого числа заклюю-ченных, население не поддерживало Б. Кармаля, а наоборот, привык-шие бороться против захватчиков, стало ненавидеть его.

Одновременно с высадкой 108-й воздушно-десантной дивизии в Афганистан вступили через Кушку и через другие пограничные пункты 357-ая и 66-ая мотострелковые дивизии. Они заняли Герат и Фарах на западе. В то же время 360-ая и 201-ая мотострелковые дивизии, наступая на Термез, переправились через Аму-Дарью и прод-вигались дальше, т.к. парашютисты захватили туннель Саланг. Танки этих дивизий перевозились на седельных тягачах. Афганская армия оказывала интервентам упорное сопротивление. В феврале 1980 г. контингент советских войск в Афганистане достиг 58000 человек, а в середине 1980 г. в Афганистан были введены дополнительно 16-ая и 54-ая мотострелковые дивизии. В 1981 г. 357-ая дивизия была замене-на 346-ой дивизией и дополнительно была введена в Афганистан 5-ая мотострелковая дивизия. В 1984 г. число советских войск в Афганис-тане достигло 135000-150000 человек. Кроме того, в азиатских рес-публиках стояли еще 40000 солдат, предназначенных для специаль-ных операций в Афганистане или для обеспечения тыловых задач.

Командование 40-ой советской армии, оперировавшей в Афганис-тане, находилось долгое время вблизи аэродрома Баграм, в 50 км к се-веру от Кабула. В 1983 г. командный пункт был переведен в окрест-ности Кабула, а в 1984 г., из-за угрозы обстрела и нападения - к со-ветской границе и в Термез. Семь советских мотострелковых дивизий располагались вдоль важной кольцевой афганской дороги и на дороге к перевалу Кибер. 105-ая воздушно-десантная дивизия находилась в районе Баграма - Кабула. Одна из пяти воздушно-десантных бригад, входящих в эту дивизию, была размещена в Джалалабаде. Основные склады снабжения находились на советской территории, в Кушке и Термезе. В самом Афганистане базами снабжения являлись: военно-воздушная база Шинданд между Гератом и Фарахом, Баграм возле Кабула, Абдалмир - алам у Кундуза и Келагай на дороге Саланг. До Келагая от советской границы доходит трубопровод для горючего. У Термеза был построен через Аму-Дарью комбинированный дорожный и железнодорожный мост. Вооружение соответствовало вооружению обычных мотострелковых дивизий.

2.4

Реакции мирового сообщества на ввод Советских войск в Афганис-тан.

5

Положение в Афганистане по оценке западной прессы "резко обострило отношения между Востоком и Западом и привело к пере-оценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом на ту опасность, которую политика СССР представ-ляет для глобальной стабильности и международного мира". Сразу и надолго ухудшились, например, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений.

Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось как переломный момент в советской внешней по-литике и новый этап международных отношений во всем мире. Впер-вые Советский Союз применил организованную воруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикры-той попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.

Естественной реакцией Западного мира было противодействие со-ветской агрессии, что толкало капиталистические страны на сбли-жение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердив-шиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, админист-рации Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Совет-кий Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поп-латиться за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных институтов в регионе.

По СССР «удар» нанесли и страны третьего мира. Например, кон-ференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия Советского Союза как агрессивные, не смотря на оказанную им длительную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств, однако, было существенно нарушено не-давней Ирано-Иракской войной, и поэтому они не могли в сколь либо значительной степени влиять на внешнюю политику СССР.

Лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана играли Западные страны. Предусматривалась даже возможность сохранения части контингента в столице и неко-торых крупных центрах страны для поддержания коммунистического режима. Президент Франции Вальри Гискар д`Естан и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт лично говорили с Брежневым о возможности таких переговоров, но тщетно. Причины этого были ясны: афганский комму-нистический режим очевидно вынашивался в СССР и не имел почти никаких шансов выжить без военной поддержки своего покровителя. "Вряд ли что-либо заставит русских бросить свой режим в Афганис-тане на произвол судьбы так не без основания считало большинство политиков на Западе.

После распада Советского Союза и исчезновения "красной угро-зы", значение афганского кризиса оценивается несколько иначе. Военное вмешательство во внутренние дела Демократической Рес-публики Афганистан вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время затормозила переговоры по сокра-щению вооружений. Советско-афганская война унесла около 19 000 жизней советских солдат и насчитанное количество афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима.

2.5

Урегулирование кризиса и вывод войск из Афганис-тана.

5

Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана. Но советское руко-водство пошло на них лишь после долгих лет войны, когда ее бес-перспективность и безнадежность стала очевидной. 14 апреля 1988 г. было принято совместное советско-американское соглашение «О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афга-нистану». Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советс-ких войск из страны: половина ограниченного контингента выводи-лась к 15 августа 1988 г. и все подразделения еще через шесть меся-цев, т.е. к 15 февраля. Это соглашение было в точности выполнено со-ветской стороной. Было также принято «Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и об отказе от интервенции». Соглашение подчеркивало необходимость уважать суверенитет, политическую независимость и территориаль-ную целостность Республики Афганистан и Исламской Республики Пакистан, обеспечивать, чтобы территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической незави-симости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабиль-ности другого государства и не допускать на своей территории обуче-ния, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников како-го бы то ни было происхождения. Необходимость соблюдения про-возглашенных в этом соглашении принципов взаимоотношения меж-ду Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан была зафиксирована в «Декларации о международных гарантиях», принятая совместно СССР и США. После подписания Женевских соглашений часть советских и большинство афганских руководителей настаивало на том, чтобы сохранить присутствие в Афганистане 25% находившихся там войск для охраны коммуникаций (преиму-щественно на трассе Хайратон - Кабул) до полного прекращения воен-ных действий. Подобное половинчатое решение сводило бы на нет все Женевские соглашения, хотя бы, потому что для подержания оста-вавшегося контингента пришлось бы снова вводить дополнительные формирования. Не смотря на определенный военный риск, советское руководство в точности соблюло соглашения и вывело все войска к 15 февраля 1989 г.

2.6

Положение в Афганистане пос-ле вывода советс-ких войск.

5

Прогнозы Запада о том, что кабульский режим сразу после прек-ращения советского военного присутствия падет по причине своей полной нежизнеспособности, а коалиционное правительство групп-пировок моджахедов приведет страну к миру после изгнания, оказа-лись несостоятельными. Это свидетельствует о некоторой необъек-тивности в их подходе к афганской проблеме. Но нужно сказать, что эта точка зрения также претерпела изменения и была откор-ректирована временем.

Действительно, вывод войск 15 февраля 1989 г. не вызвал, как ожи-далось, начала процесса умиротворения в Афганистане, а, наоборот, побудил оппозицию к активизации военных действий. Непосредст-венно за этим событием последовали крупнейшие наступательные операции моджахедов под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром, Кабу-лом, Салангом. Однако правительственные войска успешно отразили эти наступления и в ряде районов перешли в контрнаступление, в результате чего восстановили свое оперативное положение и смогли его удерживать еще три года. Оппозиция была ослаблена, и в этом сыграли роль несколько факторов: во-первых, с уходом подразде-лений советских оккупационных войск она была лишена своей идео-логической базы, побуждавшей афганцев к борьбе против завоева-телей и неверных; во-вторых, агрессивные тенденции Пакистана выз-вали некоторые патриотические настроения и оттолкнули часть повс-танцев от борьбы с правительством; в-третьих, СССР продолжал пос-тавку оружия, хотя и в сокращенном размере (что, между прочим, не противоречило Женевским соглашениям и международному праву).

Однако, пассивность Республики Афганистан в военных дейст-виях, надежды на решение проблемы силой, активная подрывная работа оппозиции в армии РА, связь в психологии населения всех бед с Апрельской революцией и общая усталость и, главное, отсутствие реальных действий для улучшения, прежде всего экономической ситуации в районах, контролируемых правительством, привели, в конце концов, к падению режима Наджибулы.

Особенностью ситуации в Афганистане явилось то, что когда его оставили в покое Москва и Вашингтон, а одна из враждовавших афганских сторон (режим Наджибуллы) потерпел поражение, этот кризис не только не пошел на убыль, но и разгорелся с новой силой. Дальнейшее развитие событий показало, что ситуация в этой стране вышла из-под контроля США и России и что гораздо большее воздействие на нее стали оказывать соседние региональные госу-дарства, прежде всего Пакистан и Иран.

Раздробленность страны было своего рода компромиссным вариан-том между заинтересованными сторонами, но компромисс недолго-вечен. Пакистан в этой обстановке был самым ущемленным, по выше перечисленным причинам. Одновременно появилось перспектива транспортировать Туркменский газ. Для этого нужно объединить го-сударство Афганистан. И на политическую сцену страны выходит дви-жение Талибан. По замыслу его создателей, движение талибан должно было стать той силой, которая сумела бы «навести порядок» в Афганистане, прекратить внутриафганскую междоусобицу, восстановить традиционное доминирование пуштунов в общественно-политической жизни страны. Делался расчет и на то, что гарантирует приход к влас-ти в Афганистане дружественного, если не откровенно зависимого от Исламабада режима, что должно обеспечить Пакистану своего рода «стратегическую глубину» и геополитические преимущества в непростых взаимоотношениях с Индией.

Талибан только при помощи из вне не в состоянии объединить силовым путем Афганистан. Нужно было опираться и на внутренние силы и была разыграна пуштунская карта (пуштунский национализм ). К 2000 г. захватив 90% территории страны Талибы кроме идеологии

« чистого ислама» принесли с собой:

  • территория страны превратилась в опорную базу международ-ного терроризма (организация « Аль-Кайда»);

  • рост производства наркотического сырья;

  • ухудшение гуманитарной обстановки в стране.

Все это свидетельствует о серьезном кризисе в стране.

3.

Заключительная часть.

2

Подведение итого занятия, ответы на вопросы слушателей.



© 2010-2022