- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Социальная роль в игровой деятельности как условие развития индивидуальности ребенка»
«Социальная роль в игровой деятельности как условие развития индивидуальности ребенка»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алоян А.А. |
Дата | 24.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Социальная роль в игровой деятельности как условие развития индивидуальности ребенка.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. Отечественные ученые, такие как: А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и другие считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание углубляется и расширяется. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Именно в этот период начинается процесс социализации личности, в основном в ходе игровой деятельности, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Огромное значение для воспитания и развития личности имеет сюжетно - ролевая игра. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей. Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, связанную с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, а с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условно-символический характер, позволяющий отвлекаться от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными обстоятельствами.
Исследования показывают, что у ребенка игра служит, прежде всего, формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Как таковая она связана с функциональным удовольствием. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт.
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития - в детстве - она приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Войдя в игру, совершенствуясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Игра выявляет переживания ребенка и формирует его чувства. Когда ребенок подражает любимому положительному герою, он передает своё восхищение им, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Радость, чувство удовлетворения от хорошего поступка, совершенного в игровом образе, вызывают желание пережить эту радость в жизни.
В ходе сюжетно - ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно - ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. В сюжетно - ролевой игре развивается воображение и творчество. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во - вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнеров, помогать друг другу, радоваться успехам товарища. В числе важных показателей дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста называются чуткость и отзывчивость, забота, помощь и взаимопомощь, стремление преодолеть личное желание в пользу других, взаимная выручка, общность интересов, переживаний и целей, умение подчиниться требованию сверстников, известная объективность в оценке поведения товарищей и самооценке.
Дети бойкие, смелые сразу обнаруживают свою индивидуальность: выбирают по своему желанию игру, требуют привлекательную роль, не стесняются в выражении своих чувств. Такие дети иногда нарушают правила поведения, могут обидеть товарища, но они обычно поддаются воздействию воспитателя.
Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом к помощи бывает тщеславие, стремление показать себя лучше других, заслужить похвалу взрослых.
В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.
Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и кончая самыми сложными.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Список использованной литературы
-
Абдульханова- Славская К.А. Психология формирования и развития личности. - М.Просвещение, 1985 г.
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.Просвещение, 1988 г.
-
Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. М., 1979 г.
-
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.Просвещение, 1988 г.