Методическое пособие по проведению классного часа на тему Стань самим собой

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Методическое пособие по проведению классного часа на тему Стань самим собойМетодическое пособие по проведению классного часа на тему Стань самим собой



Министерство образования и науки хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Хабаровский автодорожный техникум






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

Тема «Стань самим собой»

для студентов

очной формы обучения


Методическое пособие по проведению классного часа на тему Стань самим собойМетодическое пособие по проведению классного часа на тему Стань самим собой














Хабаровск

2015

ББК 88.53 Я 723

М - 54


Рецензент:

Кирилюк Л.И. преподаватель высшей категории математического и естественнонаучного цикла КГБОУ СПО «Хабаровский автодорожный техникум»



Чернышенко О.П.

Методическая разработка классного часа то теме «Стань самим собой» для студентов очной формы обучения / Сост. Чернышенко О.П. - Хабаровск: Изд-во КГБОУ СПО ХАДТ, 2015.- 10 с.

М - 54

В методической разработке предлагается проведение классного часа по теме «Стань самим собой». В сценарии использованы различные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, составление самохарактеристик, работа в подгруппах. Цель - расширить представление детей о самоопределении, саморазвитии; формировать положительную нравственную оценку качеств: целеустремленность, настойчивость, желание работать над собой и т.д. Предложен список учебной литературы.

ББК 88.53 Я 723

© Хабаровский автодорожный

техникум, 2015

Пояснительная записка


Традиционно возраст первокурсника, а это 15-17 лет считается возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих действий, поступков, возможностей и стремлений. Однако многие из них не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя, внятно сформулировать свои цели и принципы.

Данный классный час - это час общения на темы самопознания, самооценки, идеалов, целей и принципов. Он предназначен для организации и проведения социально-образовательной работы с несовершеннолетними по формированию установок на безопасное поведение в экстремальных ситуациях различного характера, навыками конфликтоустойчивости.

Классный час может быть использован для профилактической работы по предотвращению негативных ситуаций по отношению к личности несовершеннолетнего.

Цели:

  1. Помочь обучающимся лучше узнать себя, определить свои жизненные планы и перспективы;

  2. Развивать у них чувство собственного достоинства, способность изменять и совершенствовать свои жизненные установки;

  3. Научить утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценностей других людей, но и способствовать их повышению;

  4. Расширить представление обучающихся о самопознании, саморазвитии, самоопределении;

  5. Формировать положительную мотивацию самовоспитания и саморазвития;

  6. Побуждать обучающихся к анализу своих поступков, чувств и мыслей.

Содержание:

  • Понятие личности, личностные качества, личностные кризисы;

  • Мотивы поступков;

  • Индивидуальность, самоценность и уникальность каждого человека;

  • Твои права и права других людей;

  • Психологические трудности взросления, самостоятельность, самовоспитание, сила воли, ответственность за свое собственное развитие и поведение;

  • Эффективные способы психологической защиты.

Форма проведения: Час общения.

Оборудование (наглядные материалы): Учебная доска, ПК, мультимедийный проектор, листы бумаги А-4, фломастеры или цветные карандаши (ручки), штемпельная подушечка.

Оформление: Презентация

  • 1 слайд - тема;

  • 2 слайд - таблица «Самооценка» (в колонках признаки указаны не правильно; правильные ответы находятся в сценарии классного часа - 3 слайд)

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость


  • 4 слайд - Правило «Как правильно оценить себя?»

  1. Судите о себе по делам.

  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

  3. Тот, кто вас критикует - ваш друг:

  • Критикует один - задумайтесь.

  • Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

  • Критикуют три - переделывайте себя.

  1. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

  • 5 и 6 слайды - «Вы имеете право».

  • 7 и 8 слайды - «Вы никогда не обязаны».

  • 9 слайд - Составление самохарактеристики.

  • 10 слайд - Заключительное слово.

План:

  1. Вступительное слово «Индивидуальность, самоценность и уникальность каждого человека»

  2. Интерактивная беседа по теме «Нужна ли самооценка?»

  3. Работа в группах по теме «Самооценка»

  4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

  5. Упражнение «Мои права»

  6. Упражнение «Дерево целей»

  7. Составление самохарактеристики.

  8. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

  9. Заключительное слово.

  10. Рефлексия.

Ход классного часа


  1. Вступительное слово «Индивидуальность, самоценность и уникальность каждого человека»

Куратор. Все вы сделали свой выбор, придя в наше учебное заведение, однако кто-то сделал его осознанно, а кто-то нет. Некоторые из вас до сих пор не знают, чего они хотят и, конечно же, возникает сложность в ответе на простые вопросы: кто я? каким я хочу быть? какой я? что думают обо мне другие? И сегодня мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

Упражнение:

Даем каждому обучающемуся лист бумаги и просим нарисовать контур своего тела, не изображая голову. После этого предлагаем каждому приложить большой палец к штемпельной подушечке и поставить отпечаток вместо изображения головы на рисунке. На каждом рисунке обучающиеся должны подписать свою фамилию, после этого раскладываем листы так, чтобы всем было видно.

Используя рисунки, начинаем обсуждение с вопроса: «В чем сходство рисунков? Чем похожи люди изображенные на них? Чем похожи и чем отличаются потребности людей?»

Спрашиваю обучающихся, каким образом они могли бы отличить свой рисунок от других. Поменяю рисунки местами, предлагаю догадаться, кому они принадлежат, пусть назовут несколько индивидуальных особенностей этого человека. Объясняю, что двух одинаковых людей не существует. Каждый человек уникален. Предлагаю обучающимся привести несколько примеров своей уникальности и неповторимости.


  1. Интерактивная беседа по теме «Нужна ли самооценка?»

Куратор. Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор утверждал: «Ум, в котором все логично, подобен клинку, в котором все движется вперед», а великий немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг фон Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

  • Можете ли вы считать себя умными людьми?

  • Что можно узнать о себе?

/Обучающиеся отвечают/.

Куратор. Узнать себя нужно, как можно объективнее оценит свои возможности и способности. Для чего нам необходимо правильно себя оценивать? /Обучающиеся отвечают/.

Куратор. Таким образом, можно утверждать, что человек, который объективно оценивает свои возможности и способности, сможет более четко определить, что необходимо ему в жизни, безошибочно выбрать свое призвание.


  1. Работа в группах по теме «Самооценка»

Куратор. По каким признакам можно узнать человека с правильной самооценкой? На слайде 2 представлена таблица признаков людей с разной самооценкой. Однако кто-то перепутал признаки местами, нам необходимо все разместить по своим местам. Это задание выполняем по подгруппам (в каждой подгруппе по 4-6 человек). Правильный ответ запишите на листах бумаги. Правильные ответы вывешиваем на доску. Каждая подгруппа должна обосновать свои результаты. /Обучающиеся объясняют/.

Правильные ответы (слайд 3):

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Высокомерие

Самоуверенность

Нахальство

Вспыльчивость

Пассивность

Обидчивость

Внушаемость

Трусливость

Уравновешенность

Уверенность в себе

Скромность

Чувство собственного достоинства


  1. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Куратор. Другого человека оценить легко, а вот себя оценить труднее. Давайте вспомним сказку Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Речь идет о девочке Оле, которая не замечала, как она себя ведет, что происходит вокруг, что рядом есть близкие ей люди, которые ее любят. С подругами она постоянно ругается, из-за своих же ошибок, бабушке грубит, считает себя лучше других.

/Смотрим фрагмент фильма/.

Куратор. И только после того, как она попала в сказку (другой мир), и помогла сказочной стране избавиться от злых правителей, она очень много поняла о себе, о своих поступках сделанных ранее.

/Смотрим фрагмент фильма/.

Куратор. Так вот, как же оценить себя? Правильно ли оценивала себя Оля? Какие ошибки она совершила, оценивая себя? /Обучающиеся отвечают/.


  1. Упражнение «Мои права»

Предлагаю обучающимся разбиться на 3-4 подгруппы и написать «ДЕКЛАРАЦИЮ СВОИХ ПРАВ». На выполнение задания дается 7-10 минут. Напоминаю, что заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у остальных людей. Поэтому составляя «Декларацию», пользуйтесь следующими правилами:

  1. Твои права не должны ущемлять прав других людей.

  2. Осуществление этих прав должно зависеть только от тебя.

После обсуждения прав в подгруппах зачитываем и обсуждаем их. Окончательный список прав записываем на доске, что бы обучающиеся могли их видеть. Особое внимание уделим отношению собственных прав и прав других людей.

На слайде 5 и 6 написано «Вы имеете право»:

  • иногда ставить себя на первое место;

  • просить помощи и эмоциональной поддержки;

  • протестовать против несправедливого обращения и критики;

  • на свое собственное мнение и убеждения;

  • совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

  • предоставлять людям право решать свои собственные проблемы;

  • говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;

  • не обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

  • побыть одной (одному), даже если другим хочется вашего общения;

  • менять свои решения или избирать другой способ действий.

На слайде 6 и 7 написано «Вы никогда не обязаны»:

  • быть безупречной (безупречным) на 100%;

  • следовать за толпой;

  • любить людей, приносящих вам вред;

  • делать что-нибудь приятное неприятным людям;

  • извиняться за то, что были самой (самим) собой;

  • выбиваться из сил ради других;

  • чувствовать себя виноватой (виноватым) за свои желания;

  • мириться с неприятной ситуацией;

  • жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

  • сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

  • делать больше, чем вам позволяет время;

  • делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

  • выполнять неразумные требования;

  • отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

  • нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

  • отказываться о своего «Я» ради кого бы то ни было.

Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали вас.


  1. Упражнение «Дерево целей»

Куратор. Все выше сказанное невозможно без формирования самостоятельно ставить перед собой цели, пути их достижения. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Жизненная цель - что это такое? Зачем нужно ставить перед собой цели? Сколько целей может быть у человека? /Обучающиеся отвечают/.

Куратор. Цель - это мысль. И, прежде всего, мысль о себе. Существует две стороны Я - положительная и отрицательная. Чтобы всего добиться, надо уметь превращать «минусы» в «плюсы». Для этого нужно знать, чего ты хочешь. Цель должна быть правильно сформулирована.

Правила постановки целей:

  1. Формулируйте цели только в позитивной форме, избегая любого отрицания;

  2. Цель должна быть конкретной, ясно представь конечный результат;

  3. Самостоятельной - выполнение намеченного должно зависеть только от тебя, не рассчитывай, что кто-то сделает это за тебя;

  4. Результат должен принести пользу не только тебе, но и другим: подумай, не нанесен ли ущерб другим людям.

Упражнение.

Предлагаю вам на чистом листе бумаги написать наиболее значимую цель. Проверьте правильность ее формулировки. Ответьте на вопросы: «А для чего это необходимо? Сколько потребуется времени для ее осуществления?». Разработайте и напишите этапы выполнения поставленной цели. Начните с достижимого. А затем, находим пути решения этой проблемы. Самая главная для вас цель - это учиться быть взрослым, самостоятельным, ответственным за самого себя, за свои поступки и желания.

Рисуем стебель дерева на доске. Вывешиваем рядом со стеблем в виде листьев дерева листы с целями и этапами их выполнения.

Куратор. Дома вы также можете изобразить такое «Дерево целей». По мере своего развития что-то зачеркивать, добавлять новые листья-цели.


  1. Составление самохарактеристики

Куратор. По окончании техникума мне придется составлять характеристики на каждого из вас. В характеристике я укажи ФИО, дату рождения, домашний адрес, ФИО родителей, конечно же, все необходимые качества которыми вы обладаете, а также информацию по успеваемости в течение всего учебного процесса. Но мне хотелось бы, чтобы эти характеристики не были такими уж сухими, поэтому вы должны мне помочь, ответив на ряд вопросов представленных на слайде 9:

  1. Довольны ли вы своим внешним видом (внешность, одежда)?

  2. Каковы ваши принципы?

  3. Есть ли у вас цель в жизни?

  4. Чем вы увлекаетесь?

  5. Что вас интересует в жизни больше всего?

  6. Какую литературу вы читаете?

  7. Кому и в чем вы хотели бы подражать?

  8. Если у вас любимый герой? Кто?

  9. Какие трудовые обязанности в семье вы выполняете?

  10. Какие человеческие качества для вас самые ценные? Какие - отвратительные?

/Обучающиеся сдают ответы на вопросы, по желанию/.

Куратор. Теперь благодаря вашим ответам я смогу составить на каждого из вас более подробную и интересную характеристику.

  1. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»

Куратор. На листах бумаги (бумага пронумерована) каждый нарисуйте солнце, вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Нарисуйте как можно больше лучей. В центре солнечного круга мы потом поставим имя художника.

Теперь вывесим все рисунки на учебную доску и попробуем угадать, кто художник рисунка.

/Если обучающиеся угадывают, выходит художник этого рисунка и дорисовывает в центре солнечного круга свой портрет/.

Куратор. А теперь скажите, художники были объективны к себе? Может быть, кто-то приукрасил свои достоинства или недооценил себя?

/Обучающиеся высказывают/.

Куратор. Эта информация на самом деле очень важна, вы еще раз увидели со стороны, какой вы, и на что стоит обратить внимание, а мне эта информация поможет дополнить вашу характеристику, когда вы окончите техникум.


  1. Заключительное слово

Куратор. Американский писатель и философ Ричард Бах в своей повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» пишет: «Ты - редкая птица, такие встречаются в лучшем случае одна на миллион» (слайд 10). То есть все люди уникальны, однако не все могут осознавать свою уникальность, а может быть, просто не хотят. А для этого нужно совсем немного всего лишь, дать себе объективную самооценку, развить у себя чувство собственного достоинства, способность изменять и совершенствовать свои жизненные установки, познать себя. Это не просто. Познавать себя вы будете всю свою жизнь. Кроме этого вы будете познавать и других людей, познание мира, познание смысла жизни.


  1. Рефлексия

Куратор. Интересно ли вам было? Что понравилось больше всего? Что вам дал сегодняшний классный час? Можете ли вы охарактеризовать себя? Узнали ли вы что нибудь новое о себе?

/Обучающиеся высказываются/.


Список используемой литературы

  1. Бойко Е.М., Садовникова Е.А. Психология и педагогика. - М., 2005. - 108 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

  3. Волкова А.А., Димитрова Л.В. Психология и педагогика для студентов вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 249 с.

  4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 415 с.

  5. Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал. - М.: Изд-во Самовар, 2013.- 128 с.

  6. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 320 с.

  7. Журнал «Иностранная литература» № 12 Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», 1974. - 23 с.

  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

  9. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. - М.: Академический проект, 2004.

  10. Кроль В.М. Психология и педагогика: Для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 325 с.

  11. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. СПб.: Омега, 2006. - 367 с.

  12. Якунин В.А. Педагогическая психология. - М.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 349 с.

© 2010-2022