Сценарий + презентация к классному часу по теме «Сквернословие в речи подростков»

"Описание материала: Представлен материал, сценарий и презентация, для проведения классного часа по теме «Слово не воробей...», сквернословие в речи подростков. Материал может быть использован психологом совместно с классным руководителем или учителем-филологом. Для работы с учащимися 13-15 лет. "Целью проведения является"" формирование коммуникативных компетенции учащихся через развитие речевой культуры подростков, культуры поведения. ""Задачи: "" - ознакомить подростков с понятием «чистота речи»; - ознакомить с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи; - выработать практических рекомендаций по борьбе со сквернословием
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на ТЕМУ:

«Слово не воробей …»

Сквернословие в речи подростков

Цель: Продолжить формирование коммуникативных компетенции учащихся через развитие речевой культуры подростков, культуры поведения.

Задачи:

- ознакомить подростков с понятием «чистота речи»;

- ознакомить с психологическими аспектами использования бранной лексики в речи;

- выработать практических рекомендаций по борьбе со сквернословием.

Оборудование: презентация по теме занятия, карточки для самостоятельного изучения.

Ход занятия

Актуализация знаний

Психолог. Какие эмоции человека вам известны?

Учащиеся. Интерес, радость, вина, стыд, горе, страх, спокойствие, печаль сомнение…

Психолог. Верно, поговорим о стыде. Стыд - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человеку необходимо испытывать стыд. Что же такое стыд? Вот какое определение дает толковый словарь: (СЛАЙД)

«Стыд - 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины. 2. Позор, бесчестие».

Чего может стыдиться человек? (Ответы школьников) Можно ли стыдиться слов? Каких? Когда?

Ответ: Подростки часто используют в своей речи нелитературные, так называемые «плохие» слова………………………………………………………………………

Педагог. О причинах сквернословия, его месте в жизни подростков, о возможных путях избавления от этой привычки мы и поведём сегодня речь. (СЛАЙД)

КАРТОЧКА (учащийся.) Сквернословие охватило почти все возрасты: произносят плохие слова и дети-дошкольники, и подростки, и взрослые люди. Ругательства в своей речи используют и люди, склонные к пьянству, и интеллигентные воспитанные люди. Ругательства мы слышим на улице, в очередях, в «задушевных» беседах. Сквернословие охватило многие профессии. Мы привыкли, что ругаются чаще всего на стройке, но сегодня бранные слова мы слышим в речи менеджеров, врачей, продавцов, парикмахеров и др. Матерщина свободно и горделиво льется в коридорах и курилках престижных вузов, со сцены и экрана, со страниц нашей печати. (СЛАЙД с таблицей)

Во время обсуждения заполняется таблица (СЛАЙД), обсуждение сопровождается риторическими вопросами.

Психолог. К разряду плохих слов, употребляемых подростками, прежде всего, относятся угрозы. Почему мы произносим угрозу? Они направлены на формирование у другого человека чувства страха, растерянности. Агрессия возникает не на пустом месте, а в результате обиды, оскорбления, чувства неприязни.

В подобной перебранке люди получают опыт нагнетания напряженности и ее разрядки через внешне направленную агрессию. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Человек уже не может обойтись без крепких выражений, во всем случившемся начинает обвинять окружающих, грозя им всеми возможными способами. Как складываются отношения людей, которые прибегают к угрозам, подвергаются им?

Столь же широко распространено в детской среде использование кличек, прозвищ, обидных дразнилок. В прозвище могут быть преобразованы имена, фамилии, поступки, типичные речевые обороты.

Функция: дети стремятся ущемить достоинство другого человека, задеть его самолюбие.

Причина: желание уколоть, унизить, вызвать гнев партнера. Некоторых детей буквально изводят дразнилками. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее ранить свою жертву. Это появляется из-за плохого воспитания и неумения контролировать свой гнев. Какая атмосфера складывается в таком коллективе?

Последствия: так появляется в коллективе атмосфера враждебности.

Еще одну группу плохих слов составляют бранные выражения и оскорбления (матерная брань).

Функция: нанести оскорбление, унизить другого, а может быть, выразить свои эмоции, снять психологическое напряжение.

Причина: сильная эмоциональность, взволнованность, агрессивность. Все дело в том, что это довольно емкий, по-своему образный пласт языка: два-три слова - и всем все понятно.

Последствия: болезнь интеллекта..

угрозы

дразнилки

(прозвища, клички)

брань, оскорбления

функция

вызвать страх

унизить, вызвать гнев

выразить эмоции, унизить другого человека

причины использования

обида

плохое воспитание! Неумение контролировать свой гнев!

сильная эмоциональность. Агрессивное поведение, негативизм

последствия использования

опыт снятия напряжения через агрессию. Нарушение отношений

появление в коллективе атмосфера враждебности

болезнь интеллекта!

Лингвистическая и историческая справка (СЛАЙДЫ по Древней Руси)

Учитель. Проследим историю зарождения этой болезни. Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них - представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение. Отношение к подобной лексике в древности было очень осторожным. (СЛАЙДЫ) Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. Ссылки в Сибирь и субкультура концлагерей и тюрем - вот та почва, на которой и пророс этот пласт русского языка. Видимо, силен в этих словах элемент агрессии и негативный заряд.

Психолог.( СЛАЙД). Хотя в тюрьме из нас никто не сидел и в ссылке не был, тем не менее, проявление речевой (вербальной) агрессии - привычный способ поведения - и это страшно! Слово причиняет боль не меньшую, чем удар (физический контакт). (СЛАЙД) Словом можно обидеть, унизить, высмеять.СЛАЙД) Кроме того, это демонстрация самостоятельности и желания избавиться от чрезмерной опеки взрослого; акт самоутверждения и стремления «быть как взрослые».

Наша с вами задача - понять, в чем состоит болезнь интеллекта, и определить условия комфортного взаимодействия друг с другом.

Учитель. Послушаем, как проявляется вербальная агрессия.

Материал на карточках читают учащиеся:

  • Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Приезжая на учебу, попадая в студенческое общежитие, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает то или иное слово. Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно звучать в речи людей. Проблему сквернословия изучают лингвисты, психологи, педагоги. Существует множество словарей, фиксирующих подобную лексику. (СЛАЙД)

Сквернословие - речь наполненная скверными, непристойными славами.

Скверна - нечто гнусное, порочное.

Сквернословить - употреблять скверные, непристойные слова.

Скверный - 1. Гадкий, недостойный (человек, поступок). 2. Очень плохой (разговор, погода, настроение).


  • Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот, значит, так сказать». Теперь их место занимают грязные, постыдные слова. Даже слово «блин» не должно встречаться в речи.

Об употреблении в речи этого слова в газете «Тверская жизнь» автор Юрий Красавин пишет: «Честно говоря, я в растерянности перед этим явлением. Не могу угадать, во что оно выльется дальше и что за собой повлечет. Одно знаю, что тем, кто употребляет, нравы не исправишь. Но ведь и делать вид, будто мы этого не видим и не слышим, тоже не лучший выход».


  • В XIX веке в некоторых кругах и слоях общества ругательством считалось слово «черт». Нельзя было говорить «Черт знает что», «черт побери» и т.д. В XX веке это слово прочно вошло в обиходную речь.

Слова, обозначающие животных, используемые в прямом смысле, не являются ругательством. Но как только мы используем их в переносном значении, эти слова становятся ругательными. Кроме того, многие такие слова в некоторых социальных слоях обозначают унизительные характеристики человека.

Учитель. Глагол «материться» (нецензурно выражаться, ругаться, сквернословить) так же не допустим, как сами ругательства, хотя это слово часто встречается в речи людей. Нельзя заменять ругательства начальными буквами. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком - начальной буквой или писком на телеэкране. Все равно это сквернословие, ведь сигнал понят полностью, развернуто!

Осторожно следует относиться и к новым словечкам, которые заменяют ругательства. Слова типа «ёлки-палки» должны быть выброшены из нашей речи.

(Слайды с бранными словами -этимологическая справка).

(СЛАЙД СО СХЕМОЙ)

Что такое сквернословие: порок или болезнь?

Так же как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ёще можно остановиться, не сказать, не произнести,- безусловно, порок. Затем постепенно незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта - искаженным сознанием! (Слайд)

Психолог. Итак, болезнь интеллекта - это искаженное сознание. (СЛАЙД) Восприятие мира изменяется, как мы раньше сказали, мир становится для нас враждебным, агрессивным. А на самом деле мир таков? Да, в мире есть моменты зла, лжи, подлости, но человек сам в силах сделать свой мир добрым, светлым, насыщенным удивительными! Сквернословная речь похожа по образу на курение - активное и пассивное. Если мы не курим сами, но вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, не заметно и глубоко проникают в наше подсознание, вредят нашему физическому здоровью.

Сквернословие и здоровье (СЛАЙДЫ)

Практическая часть

Педагог: Пробуем выработать пути собственного поведения для избавления от сквернословия, пути сбережения чистоты речи. (СЛАЙД). Раздаём анкеты.

Сначала учащиеся самостоятельно обсуждают тему, выступают, затем (СЛАЙД) с тезисами, которые можно попросить прокомментировать

Тезис первый

Не говорить плохих слов самому.

Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Конечно, это потребует мужества, смелости, особенно среди сверстников-подростков, так как многие эти слова произносят, а противостоять всегда сложно, появляется страх стать «белой вороной». Позиция « Я - исключение!» трудна, но должна стать нормой для каждого. Трудна, потому что сверстники могут подшучивать, смеяться. Надо постараться устоять, не испугаться насмешек, презрения, возможно, одиночества. Надо знать, что в жизни бывают периоды, когда нет рядом друзей, близких, но есть желание стать лучше, познать себя! Древнейшие требование «Познай себя!» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свои образ!»

Тезис второй

Желание жить в достойной сфере не совместимо с недостойным словом. Нужно ценить свой авторитет (профессиональный, социальный, семейный).

Тезис третий

Сквернословие не есть способов расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

Задание: приведите примеры приемлемых способов расслабления.(СЛАЙД) Предлагает психолог пути расслабления.

Предлагаем вам следующие способы расслабления: (СЛАЙД)

- глубоко подышать;

- мышечное расслабление с закрытыми глазами, в состоянии сидя или лежа;

- заняться любым отвлекающим действием;

- заняться каким либо видом спорта или физическим трудом;

- относиться с юмором к сложившейся с ситуации;

- включиться в оказание помощи другим попавшим в трудную ситуацию;

- поговорить «по душам» с близкими людьми.

(СЛАЙД)

Тезис четвертый

Мы не можем исправить общество в целом, хватить за рукава всех бранящихся на улице прохожих, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других, но властны над собственной речью! Это наше зеркало. И пусть оно будет чистым!

Тезис пятый

В сознании человека должна преобладать ценность «СЕГОДНЯ». Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее мое слово - мое лучшее слово.

Тезис шестой

Как раньше боролись со сквернословием? Как сберегались, охранялись, контролировалась чистота детской, женской, купеческой, монашеской речи? Раньше сильна была власть религии, люди почитали религиозные святыни, уважали законы. Считалось, что когда человек говорит плохие слова, то от него отлетает ангел. Это был сильный образ, которым избавляли наших предков от желания сказать словцо! «Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда поможет «небесный кремль», будь только достоин этой помощи». Детям внушалось, что «есть весы, на которых будут взвешены все до единого слова наши».

Кто сегодня может контролировать слова и поступки человека? Должен быть контроль изнутри!

Тезис седьмой

Возможно ли прожить жизнь, ни разу не высказав своего огорчения, не поругав любимого человека, не выплеснув обиду? Но и в таком состоянии следует помнить о неприкосновенности личности и о запрете на сквернословие. Уметь просить прощения, если что-то сорвалось с языка.

Ещё один способ избавиться от сквернословия - прислушаться к народной мудрости, запечатлённой в пословицах и поговорках о языке. Послушаем?

Пословицы о значении чистоты русской речи (аукцион).

Сквернословие не только оскорбляет других людей, но и разрушающе действует на самого человека, как бы становится частью его менталитета. Человек начинает смотреть на мир сквозь сетку, узлы которой связаны из скверных слов, и мир этот удручающе примитивен, поскольку все многообразие жизни низводится в нем до простейших отправлений. Нет и не может быть каких-то универсальных рецептов излечения от сквернословия. Ясно одно: это возможно только при значительном повышении культурного уровня как общества, так и отдельного человека. многое можно сделать в микроколлективе - в классе Давайте же будем нетерпимы к сквернословию - наложим на него полный и не подлежащий обсуждению запрет. Для начала - предложенные нами и психологом способы поместим в классный уголок как первую страничку памятки ЗОЖ. А как только захотим употребить ругательство - вспомним, как в этот момент плохо становится нашим хромосомам, как они превращаются в уродцев, которые достанутся нашим детям…и найдём бранному слову замену, достойную Человека! Выводы (СЛАЙДЫ)

Стихотворение (СЛАЙД)

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков










Анкета

Уважаемый ученик ответь, пожалуйста, на следующие вопросы

1.Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? __________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ ______________________________
4. В каких ситуациях это происходит? ___________________________________________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? __________________________________________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? __________________________________________________________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________ _______________________________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

_________________________________________________________________________________



Анкета

Уважаемый ученик ответь, пожалуйста, на следующие вопросы


1. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? _____________________________________________________________________________________
2. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ___________________________________________________________________________________
3. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ___________________________________________________________________________________


© 2010-2022