Выступление на Педагогических чтениях на тему Детская одарённость

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детская одарённость как предмет педагогического анализа

Л.В. Харитонова

МБОУ СОШ г. Перевоза

Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Поддержка и развитие одарённых детей - одно из приоритетных направлений образовательной политики России. Организация работы по выявлению и сопровождению талантливых учеников становится обязательной стороной деятельности образовательного учреждения.

Обществу во все времена нужны были одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности своего ребёнка. Задача школы - поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость и развить его способности.

Что же такое одарённость?

Одарённость ребёнка - это более высокая, чем у его сверстников, при равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Общие особенности одарённых детей:

  1. Одарённые дети обладают отличной памятью, способностью классифицировать информацию.

  2. Умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции.

  3. Благодаря многочисленным умениям одарённые дети способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью.

  4. Обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

  5. Как правило, одарённые дети более активны, всегда чем-то увлечены. Могут занять себя делом, которое иногда даже не имеет отношения к уроку.

  6. Одарённые дети ставят перед собой задачи, выполнение которых требует много времени. Но они настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать всё подробно.

7.Обладают ярким воображением, кроме того, эмоциональность таких детей порождает у них различные страхи, они зачастую эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятии мира у всех разное

Виды одарённости:

- общая интеллектуальная;

- художественная;

- творческая;

-социальная.

В моём классе 26 учащихся. Проведя ряд диагностик [Методика «Карта интересов» (автор А.И. Савенков), фигурный тест "Закончи рисунок" и т.д.] я получила следующие результаты: интеллектуально-одарённых (5), художественно-одарённых (6), творчески-одарённых (7), социально-одарённых (6). Полученные данные помогли мне определить направления работы с способными детьми.

В своей работе с одарёнными детьми я применяю следующие методы:

- исследовательский

- частично-поисковый

- проблемный

- проектный

- моделирование.

А так же использую такие формы работы, как:

- классно-урочная (разноуровневые задания, творческие задания, дискуссии и игры)

Например, разноуровневые задания по математике выполняются самостоятельно:

№1 - для учащихся c "низким" уровнем способности

№2 - для учащихся с "средним" уровнем способности

№3 - для учащихся с "высоким" уровнем способности

Тема: Нахождение площади и периметра.

№1: Сторона квадрата -6см. Вычисли площадь и периметр этого квадрата.

№2: Сторона квадрата -6см. Найди четвёртую часть площади

квадрата. Начерти прямоугольник с таким же периметром.

№3: сторона квадрата - 6 см. На сколько увеличится его площадь, если его сторону увеличить в 2 раза?

Творческие задания по русскому языку:

1.Распутайте слова

Из наборов слогов образуйте новые слова.

Соробака, коронава, бакиран, куцарица, козаро, рамаки, оскозлы, норага.

2.Анаграммы, метаграммы

Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово.

- предметные олимпиады

Уже в первом и во втором классе под руководством учителя и родителей способные дети могут участвовать в дистанционных олимпиадах. В третьем классе пробуем силы в олимпиадах по предметам на школьном уровне, причём даю возможность участвовать всем способным детям. В четвёртом классе в олимпиадах участвуют самые способные дети. Победители школьного уровня выходят на муниципальный уровень.

- интеллектуальные марафоны

Участвовали в «Марафоне знаний» (2012 г.)

- различные конкурсы, викторины

(конкурсы рисунков, сочинений, поделок и др.)

- проектная деятельность (проекты по различной тематике)

Приняли участие в конкурсе проектов на муниципальном уровне «Мы дети Земли»-заняли 1 место, «Дебют в науке» - 2 место.

Одна из главных целей моей работы с одарёнными детьми - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.

Как правило одарённым детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Моя задача - поддержать их и помочь самореализоваться.

Работая с одарёнными детьми, стараюсь избегать двух крайностей:

  • возведение ребёнка на пьедестал, подчеркивание его особых прав;

  • публичного принижения достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со звездностью.

При работе с одарёнными детьми применяю следующую систему:

- психолого-педагогическое исследование первоклассников;

- системное наблюдение за детьми из класса в класс;

- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований;

- системное диагностирование психологом.

Работу делю на несколько этапов:

I этап (практическая деятельность) - набирая класс, я беседую с каждым родителем, узнаю об особенностях каждого ребёнка, его интересах и способностях.

На первом родительском собрании родителям было предложено заполнить тест-опросник, позволяющий выявить способности ребёнка. Единственное пожелание родителям, подходить к оценке способностей своего ребёнка объективно. Положительные ответы родителей на все вопросы анкеты, дали серьёзное основание предположить о способностях ребёнка.

Другая анкета помогла выявить детей с опережающим развитием. В настоящее время (у меня второй класс) у каждого ребёнка создано Портфолио, где в разделе «Мои успехи и достижения» собираются грамоты, сертификаты, творческие работы. Все это помогает отслеживать творческое развитие ребёнка.

II этап - ориентирован на создание условий для оптимального развития детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их творческих способностей. И здесь главными являются помощь учащимся в самореализации их творческой направленности, контроль над развитием их деятельности, поощрение. На этом этапе я организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Огромное значение в развитии способностей имеет занятость детей в кружках и секциях.

Я поддерживаю связь с педагогами детской школы искусств, детского юношеского центра, руководителями секций, отслеживают успехи моих учеников, провожу беседы с детьми, поддерживаю их, нацеливаю на дальнейшие победы, сообщаю об их успехах в классе.

При работе с одарёнными детьми (способными детьми) требуется определенная организация учебного процесса. В своей работе я использую следующие виды деятельности:

- нестандартные уроки ( урок - КВН, урок - игра, урок -семинар и др.)

- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины (создание проектов по теме)

- работа с дополнительной литературой (использование словарей, энциклопедий, интернет ресурсов при подготовке докладов, рефератов)

- создание ситуации незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было над чем подумать, добраться до истины);

- опережающие задания творческого плана;

- участие детей в олимпиадах, конкурсах, предметных неделях;

- обеспечение базового дополнительного образования (посещение предметных кружков).

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;

  • создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

На уроке создаю ситуацию, когда детям необходимо работать в группе, чтобы получить результат, я же выступаю в роли консультанта.

  • возрастание роли внеурочной деятельности

(96% учащихся класса посещают кружки, секции)

  • свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

(ДШИ- 4, ДЮЦ-3, ФОК-13,РДК-3, ОДО МБОУ СОШ г.Перевоза -20)

При работе с одарёнными детьми я использую следующие виды деятельности:

  1. Стимулирование познавательных способностей учащихся

(словесное поощрение, оценка)

  1. Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, консультирование учащихся;

  2. Отбор и подготовка материала для коллективных творческих дел.

Работа с одарёнными детьми диктует определенные требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно;

- поисковая деятельность;

- знание психологии одарённых детей;

- готовность к работе с одарёнными детьми.

Работая в детьми, я пришла в выводу, очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться внимательный наставник, который бы способствовал развитию способностей, научил бы ребёнка трудиться. Кто как не родители и учитель может помочь детям раскрыть свои таланты.

Результаты успешности (мониторинг за три года)

2011-2012уч. год


школьный этап

муниципальный этап

областной этап

Олимпиады

1 место - 3 учащихся

3 место - 1учащийся

Призер -1учащийся


Творческие конкурсы

1 место - 3 учащихся


1 место - 1 учащийся



Сертификат участника - 1 учащийся


Похвальный лист

4 учащихся




2012-2013уч. год


школьный этап

муниципальный этап

областной этап

Творческие конкурсы

1 место - 2 учащихся


1 место - 1 учащийся




2013-2014уч. год


школьный этап

муниципальный этап

областной этап

Творческие конкурсы

1 место - 4 учащихся


Призёры - 3 учащихся



Лауреат конкурса - 1 учащийся


Одарённый ребенок, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в яркую звезду.

Источники:


  1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. «Одарённый ребёнок в массовой школе» -М.: Просвещение, 2006 г.

  2. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. «Одарённые дети» -М.: Прогресс, 2007 г.

  3. Гончарова О.В. «Развитие потенциала личности одарённого ребёнка» Начальная школа: плюс ДО и После, 2003 г. №10

  4. Управление начальной школой №4, 2013 г.

  5. nachlka.com

nach-school.ru/ssilhi.htm

© 2010-2022