Экологическое образование и воспитание младших школьников

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Экологическое образование и воспитание младших школьников.

Социально - экологический проект «Вода без границ».

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения [1].

Экологическое образование и воспитание - это специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:

- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;

- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

- выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;

- формирование понятия о взаимосвязях в природе;

- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе [1].

Принципы организации экологического воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением и строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

2. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

3. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают: традиционные; активные, инновационные. Выделяют:

- урок как традиционная форма (вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).

-внеклассная и внешкольная работа (исследовательский метод, эксперимент, решение экологических задач).

-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

-различные виды экскурсий.

-СМИ [2].

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала) [2].

Приведем пример того, как в нашей начальной школе реализуются принципы и задачи экологического воспитания.

Вода - один из важнейших ресурсов планеты, необходимый для жизни. Она повсюду. Но можем ли мы с уверенностью сказать, что она в безопасности? В международном сообществе проблемы использования водных ресурсов требуют срочных и грамотных решений. Их решение важно на всех уровнях: от личного до государственного, чтобы изменить ситуацию как можно быстрее, нужно участвовать всем. Тем, кто готов действовать, необходимо объединиться и согласовать свои действия. Когда нам предложил региональный штаб международного проекта «Вода без границ», расположенный в городе Покачи, принять участие в социально-экологическом проекте «Живая вода», то мы с желанием откликнулись на это предложение. Мы организовали 2 патруля: «Н2О» и «Капелька» по 4 человека в каждом. Идея проекта состоит в том, что сотни ребят - скаутов по всей России, таких же, как мы, возьмут под опеку водные объекты своего региона, чтобы не на словах, а на деле изменить их положение к лучшему.

Люди действительно начали понимать важность гидроресурсов нашей планеты, ее глобальную роль в жизни всего живого и не только на Земле.

Мы, ребята и учителя начальной школы МСОШ №31, проживаем в городе Нижневартовске. Рядом с нашим городом находится множество озер: Комсомольское (в центре города), Савкино, Кымыл, Таежное, Кедровое. Наш красивый и молодой город расположен по берегам одной из крупнейшей реки - Обь, самая протяженная река в России (5410 км) и вторая по протяженности в Азии.

Самый ближний водоём, который находится в соседнем микрорайоне от нашей школы, - это озеро. Оно расположено в черте города. Со слов родителей мы узнали, что озеро имеет два названия, но используем одно - «Комсомольское озеро». Так назвали его первопроходцы - строители. Это были молодые люди, которые приезжали сюда строить Самотлор. Первое название озера - «Мёртвое».

Когда город только строился, наше озеро находилось далеко от первых заселённых домов и балков. Первые жители города к озеру приходили для того, чтобы отдохнуть, искупаться в жаркие дни в тёплой воде, порыбачить и собрать ягоды. Недовольными отдыхом оставались только рыбаки, так как домой возвращались без улова. Так и закрепилось за озером название «Мёртвое». Сейчас территория Комсомольского озера частично облагорожена. Это асфальтированная дорожка по берегу песчаного пляжа, спортивно - тренажёрные и культурно - досуговые площадки, кафе. По периметру водоёма расставлены лавочки для отдыха и урны для поддержания чистоты.

Нам хорошо известны традиционные народные праздники, которые проводятся ежегодно на Комсомольском озере («Праздник обласа», «Сабантуй»), зимние спортивные игры и соревнования лыжников.

Знакомы с водоёмом ребята наших отрядов давно. Впервые участие в городской экологической акции «Нижневартовск - город чистый» мы приняли летом 2009 года, находясь в летнем оздоровительном лагере «Здоровячок» при нашей школе.

Целенаправленные экскурсии - разведки начались осенью и продолжались до сегодняшних дней. Наблюдения показали, что городской водоём не забывается жителями. Сотрудниками хозяйственных служб убирается пешеходная часть вокруг озера, на которой расположены лавочки и мусорные контейнеры, но само побережье остаётся засорённым мусором, оставленным недобросовестными отдыхающими. Много мусора в недоступных, заболоченных местах. Как решить эту проблему?

Нашему водоёму нужна забота! Наблюдая за экологическим положением на озере, мы увидели, что когда потеплело, появился весенний (подснежный) мусор, потому что в зимнее время года территория не предусматривает наличие по периметру закрывающихся от ветра мусорных баков. Мы предложили работникам САТУ по хозяйственной части установить именно такие мусорные конструкции. В июне 2010 года были поставлены первые закрывающиеся мусорные баки около кафе и игровых площадок.

Среди учащихся начальной школы мы провели агитационную акцию «Поел - сам, помоги - птицам» и установили сделанные руками детей и их родителями кормушки вокруг озера в доступных местах для жителей города. Проведённая нами работа требовала и от нас ответственности: приходить к Комсомольскому озеру в течение всей зимы и кормить пернатых.

В весенне-летний период в нашем городе проходило очень много экологических мероприятий. В их числе на Комсомольском озере прошла, ставшая традиционной, природоохранная акция «Живая вода». В этой акции и мы приняли участие. Задача наших патрулей «Капелька» и «Н2О» - проводить разъяснительную работу среди учащихся нашей начальной школы, жителей своего дома и подъезда, знакомых и просто отдыхающих, распространяя агитационные листовки об осторожном купании в озере Комсомольское и соблюдении чистоты на пляже. На заседании наших патрулей мы постановили проводить работу по очистке пляжа от мусора, так как много детей отдыхает на берегах озера, привлекать к этой работе учащихся нашей школы информационными буклетами, листовками и личным примером. Озеро Комсомольское - излюбленное место отдыха наших горожан, и о нем мы хотим позаботиться, так как это в наших силах. С мая по июнь 2010 годы мы провели 5 санитарных выходов по очистке территории озера.

В период весенних каникул нашими патрулями была проведена акция «Берегиня»: прошли агитационные беседы в школе и детском саду по бережному и рациональному использованию воды, распространили среди учащихся начальной школы буклет по теме: «Как появилась капелька?»; проведена встреча - дискуссия с начальником ЖЭУ №28 по проблеме экономии воды жителями микрорайона и состояния труб домов. Из беседы мы узнали, что центральные водопроводные трубы в микрорайоне нашей школы и жилых домах все заменены более устойчивыми и качественными. Жителями нашего микрорайона установлены водосчётчики, которые позволяют рационально использовать воду. Ведётся работа по систематической оплате за неё.

В жилые дома поступает чистая горячая и холодная вода, но от нас по канализационным трубам она уходит грязная, загрязняясь разными моющими средствами и другими «атрибутами» цивилизации. Лишь малая часть чистой воды уходит в канализацию чистой, если вдруг мы не закрыли кран или просто забыли выключить воду. Для того чтобы сократить количество грязной воды, нами были составлены памятки для учащихся и их родителей «Знаешь ли ты, что…» и «Как использовать рационально воду дома».

В завершении проделанной работы нашими патрулям «Капелька» и «Н2О» были подведены итоги. Цели, которые ставились в начале работы, наши патрули их достигли. Провели собственную исследовательскую работу по изучению водных ресурсов в своем городе и узнали, откуда вода поступает к нам в дома. Познакомились с работой городского водоканала. Провели практическую работу по экономному и бережному использованию воды в быту и предложили свои идеи по водосбережению. Сделали вклад каждого ученика из наших патрулей в сохранение водных ресурсов своего города и способствовали созданию экологических патрулей в 1 «А» и 2 «Г» классах. Ребята рассказали о своей работе на 12 школьной научно-практической конференции «ЭВРИКА», где заняли 3 место в номинации «Планета мысли».

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. Начните с себя!


© 2010-2022