Выступление на семинаре Влияние живой природы на здоровье учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Влияние

живой природы на здоровье учащихся










На фоне экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно.

В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, примерно у 85%всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое - нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя»

Малоподвижный образ жизни, перезагрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Основная цель начального образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребенка в соответствии принципом природосообразности. По словам В.И. Вернадского, что физическая и духовная жизнь неразрывно связаны с природой и человек есть часть природы. И хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно.

И неудивительно, что большинство людей через всю жизнь; словно с завязанными глазами; проходят не чувствуя красоту и чудес природы:

Известно; что связь с природой рождается как чувство; ведь чувственная природа организма; это первая связь его с миром: Прежде всего, это эстетические чувства; ибо природа является первоосновой всякой красоты; источником творчества- музыки; поэзии; живописи; архитектуры. Краски, формы, звуки, ароматы природы удивительно разнообразны. Жуки, бабочки, стрекозы, многообразные по форме цветы, листья, узорные снежинки, сверкающие капли росы - все это так красиво, и все это вызывает интерес и восторг у ребенка. Когда-то Ф.М. Достоевский сказал, что «красота спасет мир». Понимание природы должно рождаться как чувство, которое можно развивать и воспитывать, если с малых лет обучать ребенка эстетическому восприятию и ведению окружающего мира. Совсем не просто это сделать, хотя природа наделила. Всякий другой, нуждается в развитии, поскольку все прекрасное в природе постигается каждым человеком индивидуально. И если ребенок не испытывает восторга перед многообразием природного окружения, то и позднее человека, как правило, не удивит красота природы. Все дело в том, что этическое чувство природы важно развивать и формировать, когда складывая духовный мир растущего человека, т.е. в младшем школьном и младшем подростковом возрасте.

Многочисленные действующие программы и проекты (Т.В. Шпотовой, Д. Корнелл, Л.П. Симоновой, Р.Д. Хабибуллина и других авторов) помогают приобщить младшего школьника к природе, показать ее красоту и гармонию, пробудить чувство удивления, любознательность, учат наблюдать и замечать прилично - следственные связи в природе.

Такие формы деятельности учащихся как всевозможные экскурсии, прогулки, походы, игры, соревнования, работа учащихся на пришкольном участке ставят своей целью целенаправленное воспитание экологической культуры и укрепление здоровья детей. Умение взаимодействовать экологически грамотно с окружающей природной средой обогащает личный опыт ребенка знаниями о путях и средствах достижения гармонии человека с собой и окружающими людьми, переходя в навыки избегать стресса или выходить, из него с наименьшими для себя последствиями, навыки элементарной саморегуляции. Активно осваивая нормы и правила поведения, накопленные человеком, ребенок готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и общества.

Неоценимое значение в укреплении здоровья младших школьников имеет пришкольный участок, классные уголки живой природы, географические площадки. Работа на пришкольном участке решает задачи развития познавательных способностей, эстетического воспитания, воспитания потребности в практической трудовой деятельности, общения с природой, укрепления здоровья учащихся в процессе физического труда. Правильно организованная работа учащихся на пришкольном участке создает положительный настрой, вызывает удовлетворение от проделанной работы. Большое значение имеет природоохранная деятельность учащихся на участке. Которая проявляется в уходе за развешанными гнездовьями и кормушками для птиц. Дети учатся наблюдать за птицами, подкармливать их. Пришкольный участок является местом проведения экскурсий по изучению сезонных изменений в природе.

Основные звенья в цепочке оздоровления учащихся уроки физической культуры и внеклассные спортивные мероприятия, проводимые на свежем воздухе. Физическая культура - это естественно- биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма - мышечному движению. Мышечные движения способствуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации нарушений, вызванных различными заболеваниями.

Учитывая это, кроме уроков физкультуры, мы составили комплекс ежегодных мероприятий проводимых непосредственно на природе.

-Дни Здоровья (осенью, зимой, весной)

-Веселые старты (23 февраля)

-Праздник детский сабантуй (в конце года)

-Походы, экскурсии (посезонно)

-Отдельные уроки разных предметов (Физкультура, ИЗО, окружающий мир, музыка, технология) на природе.

Анализ работы школы по сохранению здоровья учащихся показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, и не прогрессируют хронические заболевания. У учащихся стабильные показатели состояния здоровья. Наши учащиеся, переходя в Кулегашскую среднюю школу показывают, отличные результаты на районных, республиканских соревнованиях по легкой атлетике, лыжам.

Особо хочется остановиться на традиционном кустовом мероприятии

«Детский Сабантуй», который мы проводим каждый год совместно с учащимися начальных классов Бимы, Пелемеша, Кулегаша, Байтуганово, Кам.-Ключа в конце учебного года. Место проведения: лесная поляна в 5 километрах от Бимы. В указанный день учащиеся всех школ с учителями собираются на этом месте. Каждая школа готовит свою команду, с названием, девизом, капитаном. Среди команд проводим спортивные соревнования, конкурсы, викторины и т. п. В конце праздника подводятся итоги. Победившие команды награждаются подарками. Такие праздники имеют большое воспитательное и оздоровительное значение. Учащиеся получают бодрость, оптимизм, закалку, положительные эмоции. Не говоря уже об общении, дружбе.

Следующим звеном в цепочке оздоровления учащихся являются экскурсии на природу. Они проводятся как предметные уроки и как внеклассные мероприятия. Учащиеся младшего школьного возраста очень любят экскурсии на природу. Каждая встреча с природой вызывает у детей чувство радости, восхищения, удивления. Благо наша деревня расположена в живописной местности. Вокруг лес, поля, луг, река, болото, овраги. Гордостью деревни является родник «Олесь памаш». С детьми часто приходим к роднику. Именно у воды человек ощущает умиротворение, чувство красоты, первозданности природы. Такие экскурсии полезны не только для здоровья, но и для души. Прогулки на свежем воздухе закаливают организм, лечат нервы.

Итогом экскурсий являются творческие работы учащихся: сочинения, рисунки. Вот что пишут учащиеся в своих сочинениях: «В этом году очень красивая осень. Она больше похожа на лето, чем на осень. Стоит теплая погода. Деревья сменили свой наряд. Листья на деревьях - будто золото. Я смотрю на тебя, осень и радуюсь. Какая же ты красивая! Но скоро ты умчишься от меня вдаль. Мне не хочется с тобой расставаться. Я люблю осень! Выхожу в сад и собираю осенние листья. Собираю листья - и дружу с осенью. Никто этого не понимает. Мне с осенью хорошо, как с моей подругой Леной. Мне нравится тишина осенью, падающие листья, зеленые поля. Не знаю, любит ли кто - нибудь осень, как люблю ее я! Красоту нельзя не любить!»

Слова ребенка: «Я радуюсь, мне хорошо» говорят о том, что непосредственный контакт с живой природой действует на человека успокаивающе, снимает стресс, напряжение, вызывает положительные эмоции, поднимает настроение. Даже сам цвет окружающей природы зеленый, желто-зеленый, зелено-голубой благотворно влияет на ребенка.

Кроме всего этого против простудных заболеваний и стрессов используем ароматерапию. Так, во время эпидемии гриппа, когда многие школы закрывались на карантин, наши ученики были работоспособны. В классе используем бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, лимона, чеснока). Дежурные ежедневно помогают учителю следить за наличием свеженарезанного лука.

Зеленые комнатные растения есть наверное, во всех школах. В классах выращиваем герань, алоэ, кактус, традесканцию и т.д. Запах герани полезен неуверенным в себе людям, алоэ очищает воздух, кактус - нейтрализует радиоактивность. Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по- настоящему прекрасных переживаний.

Природа- лечебница. Совокупность природных факторов действует на человека положительно. Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ландшафтотерапия- источники здоровья, бодрости и оптимизма. Не говоря уже о том, сколько полезных свойств имеют многие зеленые растения, животные, помогающие справляться с тяжелыми недугами.

Природа - могучий источник знаний о мире и человеке.



© 2010-2022