Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Способы взаимодействия в классном коллективе для формирования умений в познании окружающего мира

(Организация воспитательного процесса)

О.Г. Голянд, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №17» г. Кемерово

Какая на ваш взгляд главная потребность человека? Общение. Что такое общение?

Это очень емкое слово. Общение - это беседа, это монолог, просьба о помощи и ее исполнение. Это умение договориться, умение распределять обязанности, брать на себя ответственность за других. Это умение давать уверенность и поддержку, видеть, чувствовать не только себя, но и людей вокруг: родных, одноклассников, свою школу, город, страну, мир. Видеть себя, как частичку окружающего мира, которая для него очень значима. Умеют ли наши дети общаться? Больше - нет, чем - да.

Главная задача современной школы не наделить обучающихся максимумом знаний, а научить самостоятельно добывать, перерабатывать, правильно использовать необходимую информацию. Для меня, как для педагога, основополагающим является то, чтобы научить своих воспитанников общению, умению взаимодействовать друг с другом, быть в то же время независимыми, самодостаточными, уметь сотрудничать, обогащать себя, друг друга необходимыми знаниями, умениями, формировать такие качества, которые помогут им во взрослой жизни успешно заниматься какой-либо деятельностью.

В организации воспитательного процесса у меня выстроилась определённая система, сложились свои традиции. Целесообразно рассказать о том, как строится работа, начиная с 1 класса.

В первый класс к нам приходят дети совсем еще маленькие, которые смотрят на нас широко раскрытыми глазами, полными разных надежд. Они ждут от школы невероятного, чего-то такого, чего они и сами не знают и очень боятся разочароваться.

В этот момент очень важна адаптация ребят к новым условиям, требованиям, режиму, к новым людям, к одноклассникам, учителям. Адаптация идет не только у детей, но и у классного руководителя. В познании новых учеников, в выявлении их интересов, наклонностей, способностей, стремлений, талантов помогают различные диагностики, тесты, анкеты.

1. Исследования по изучению личности ребенка:

* Рисунки «Несуществующие животные»,

* Самооценочная диагностика («Кто я?», «Какой я?»),

* Тесты на лидерство,

* Тесты на выявление качеств, способностей личности.

2. Исследования по выявлению взаимоотношений:

* Социометрия,

* Оценочная диагностика.

3. Исследования на выявление отношения к школе, учебному процессу:

* «Мои оценки»,

* Трудности, успехи.

4. Исследования на выявление эмоционального состояния:

* «Радуга настроения»,

* «Мои чувства»,

* «Корзина чувств».

Тесты и анкеты предлагаются не только детям, но и родителям. Более того, родителям рассказываю о результатах детских диагностик часто после того, как они сами пройдут через подобное. Тогда оценка своего ребенка более адекватная и объективная. Также заводятся индивидуальные тетради с рекомендациями и советами по каждому ребёнку. Они предназначаются, прежде всего, для родителей, учителей.

В воспитательной системе нашей гимназии для школьников младших классов разработана творческо-познавательная игра «Лестница-чудесница». Мы растем, взрослеем, набираемся опыта, мы поднимаемся вверх по «ступенькам». В нашем классе тоже есть своя «лестница».

Первый класс, или первая ступенька, получила название «Сделай сам, покажи другим». Цель на этой ступеньке - проявить себя, показать, на что ты способен, достичь результата в самостоятельной деятельности. Как проявить себя? Это организация и проведение классных часов. Помощники - родители и классный руководитель. Классные часы могут быть самые различные. Это и информационный классный час, и классный час-викторина, конкурсный классный час, классный час- праздник и классный час-экскурсия. В нашем классе все прошли через такое творческое дело. И надо отметить, что уже в первом классе появилось достаточное количество ребят с организаторскими способностями, умеющими вести за собой. Классные часы в первом классе были для ребят самые интересные, так как были самые первые, это были их первые шаги, пусть не всегда удачные, но самостоятельные.

Второй класс, или вторая ступенька, под названием «Сделаем это вместе». Цель работы - достичь успеха в результате коллективной деятельности, в результате сотрудничества. Если на первой ступеньке «я делаю сам», нужно показать себя, то на второй ступеньке нужно, во-первых, суметь распределить функции внутри группы, во-вторых, научиться взаимодействовать с другими творческими группами через коллективно-творческое дело. Поэтому во втором классе шла работа в творческих группах. Это затейники, организаторы, журналисты, редакторы, администраторы, сюрпризная группа.

Например, организаторы объявляют о желании провести классный час, главному организатору подаются заявки на участие, журналисты помогают подбирать материал для классного часа. Идет отбор самого интересного. Редакторы, получив материал, редактируют его, оформляют, могут добавить что-то свое. Также идёт отслеживание, взаимооценка деятельности. Этой работой занимаются администраторы.

Навсегда запомнятся классные часы про Голландию, Египет, Бермудский треугольник, Хэллоуин, конкурс «Слава за одну минуту» и многие-многие другие. Надо сказать, что здесь большими помощниками были и остаются для нас родители. Они приходят помочь провести классный час, готовят костюмы, приносят сувениры, приходят, как гости классного часа с рассказом о своей профессии, о каких-то событиях, например, о жизни во время Великой Отечественной войны, с беседой и рекомендациями, как сохранить свое здоровье и т.д.

Третий и четвертый класс, или третья ступенька, называется «Сделаем это профессионально». Работа в творческих группах продолжается, но идет на более серьезном уровне. Группа журналистов, которая меняется раз в четверть, занимается изданием и выпуском настоящей печатной газеты.

На тот момент, когда мы «переросли» обычные сообщения от журналистов, мы почувствовали, что нуждаемся в нечто большем. Так «родилась» газета, которая существует вот уже десять лет!

Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Газета 4 класса «А» МОУ «Гимназия №17»

Выпуск №1 ноябрь 2006-2007 учебный год

Сегодня в номере:

  • Мы снова вместе. Что нам ждать от четвертого класса?

  • Форма в разных странах.

  • «Любовь 4 «А»»

  • Клуб путешественников. Летние впечатления.

  • Ко дню пожилого человека. О тех, кого мы сильно любим.

  • Алло!!! Мы ищем таланты!!! «Осенний калейдоскоп»

  • Медицинская страничка. Что такое «щитовидка»?

  • Познавательная страничка.

  • Кроссворды, анекдоты и др.


Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Вот уже 10 лет на страничках нашей газеты «Непоседы» неустанно открывают свои гостеприимные двери! В этом 2015 году у нас юбилей! Из года в год новые поколения ребят пробует свои силы в этом нелёгком, но увлекательном деле под названием «газета». Мы учимся быть почемучками, фантазерами, непоседами, для себя и для всех читателей нашей газеты делаем одно общее дело. Мы стараемся быть интересными и полезными для всех. Пусть это общение принесет новые впечатления, знания, опыт!

Цель - проявление творческих способностей, самореализация, взаимодействие ребят через коллективно-творческое дело.

Что для нас газета? Это колоссальный опыт. Это взгляд на себя со стороны, познание самого себя. Кто я, какой я? На что я способен?

«Как живешь 3 «А»?». «О чем мечтают сегодня дети?»

« Я люблю мой 3 «А»! И пусть у него протекает крыша, но именно здесь я узнал, что такое деление с остатком и впервые получил портфелем по голове»

Чепель Виталий. (Выпуск № 1, ноябрь 2005г.)

Газета дает возможность оценить свои достижения, проанализировать или спрогнозировать свою работу. « Третий год вместе!», «Чем запомнился мне этот учебный год?», «Что нам ждать от четвертого класса?»

Газета - это познание окружающего мира. Какой мой класс, моя гимназия, мой город, моя страна, мой мир? А кто я в этом мире? Потребность рассказать о себе, узнать, что происходит вокруг нас, послужило толчком к возникновению таких рубрик как: «Где бывали, что видали?», «Клуб путешественников», «Познавательная страничка». Отзывы об экскурсиях, поездках, отдыхе, походах и многое другое найдете вы на страничках нашей газеты. Узнай и полюби свой родной город, свой родной край, людей, которых в нем живут.

Газета - это возможность примерить на себя такие профессии, как корреспондент, фотокорреспондент, журналист, редактор и т.д. Ребята сами сочиняют стихи, песни, сказки, рассказы.

В нашей газете зарождаются и новые рубрики. Например, «Переписка». Мы написали письмо солдату, общаемся с ребятами из других городов. Газета - это способ общения людей всех возрастов и поколений. Мы задаем вопросы нашим родителям, учителям, сверстникам, старшеклассникам и ученикам младших классов. Нам всегда есть, что рассказать друг другу. Через газету мы ведем пропаганду здорового образа жизни. Традиционна медицинская страничка. «Что такое «щитовидка»?», «Как провести лето без синяков и шишек?», «Твоя личная гигиена» и многие другие темы поднимаются на страницах нашей газеты. А кроссворды, головоломки, ребусы, загадки! Их на страницах «Непоседы» большое множество, на любой вкус. А о пользе этого говорить не приходится. Состав журналистов, работающих над выпуском очередного номера, постоянно меняется. У каждого есть возможность проявить себя, только пожелай! В конце учебного года мы подводим итоги и награждаем грамотами лучших журналистов, которых выбирают сами ребята. Кто знает, может когда-нибудь весь город, а может быть и страна или даже мир, узнает невероятно талантливого журналиста или писателя, который делал первые шаги в школьной газете «Непоседы» и сможет подарить свой талант и знания людям. А пока мы только учимся и живем полной жизнью благодаря большому делу под названием газета.

«Осень - это когда идешь по лесу, слышишь голос кукушки, под ногами шелестят листья, можно увидеть легкие солнечные лучи, которые щекочут твое лицо. Можно лечь около речки и увидеть в ней, как через прозрачное стекло, маленьких рыбешек, которые готовятся к зиме…»

Макарова Арина (Выпуск №1, ноябрь2006г.)

Если говорить о родителях, то с ними работаю на меньше, чем с детьми. Очень важно правильно выстроить первое организационное родительское собрание, на котором идет выбор родительского комитета и деление всех родителей на рабочие группы.

Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы) Статья на тему: Организация воспитательного процесса (из опыта работы)

Рис. Организованная структура коллектива родителей

Творческие группы родителей самые разные, в зависимости от того, какую работу необходимо организовать. Например, хозяйственная группа, культмассовая или сюрпризная. Я, как классный руководитель, обращаюсь за помощью к ответственному по группе, и вопрос реализации решается внутри группы силами родителей. Более того, на первом организационном родительском собрании в начале каждого года идёт планирование работы. Обсуждаем, например, какие выезды, экскурсии организовать, ключевые классные часы, какие хозяйственные вопросы решить. В конце года, наоборот, мы анализируем свою работу, оцениваем ее, даем друг другу какие-то советы. То же самое происходит и в детском коллективе: планирование, оценка деятельности, выявление и награждение активных в той или иной области. О деятельности детей всегда очень подробно рассказывается на родительских собраниях. Очень важно давать максимум информации родителям об их детях.

В конце года на торжественном, праздничном собрании идет награждение детей и родителей. Это могут быть грамоты за проявление творчества по номинациям. Например: «скорая помощь», «сюрприз», «успех», «артист», «эрудит», «спорт», «умелые руки» и т.д. Номинацию присваивают сами дети путем выбора, голоса подсчитываются, результаты неизвестны до момента награждения. Это могут быть дипломы за работу в творческих группах, например: «Лучший журналист», «Лучший редактор», «Лучший затейник», «Лучший администратор». Это могут быть заработанные собственным трудом с продажи газеты настоящие деньги. Для нас это большая гордость и награда.

Большое значение все четыре года мы уделяем организации различных экскурсий. Это очень важно для развития и становления маленьких граждан. Познание окружающего мира, своего родного края, родного города. Как развивается, чем живет город, что происходит вокруг. Ведь мы часть всего этого. Мы можем сделать его лучше, если будем знать о нём много. Традиционно сложились в нашем классе совместные с родителями праздники. Это возможность для детей показать свои способности, скрытые таланты, творчески проявить себя. Мы показываем для родителей кукольный театр, драматические сказки, сценки, поем, танцуем. Родители тоже не остаются в стороне. Частушки от родителей, инсценировки позволяют детям взглянуть на своих мам и пап по-новому. Мы проводим конкурсы между детьми и родителями, соревнуемся, общаемся, становимся ближе и родней друг другу.

Убеждена, что организованная таким образом работа способствует формированию активной жизненной позиции, даёт возможность каждому ребёнку проявить себя, раскрыть свои способности, таланты.

© 2010-2022