- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему Все начинается с семьи
Доклад на тему Все начинается с семьи
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Игошина С.Н. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад выступления на семинаре по Основам православной культуры
на тему «Все начинается с семьи»
Иногда родители полагают, что с приходом в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы.
Нj как писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт: «Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй, - Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Родился ребенок и от родителей зависит, будет ли его жизнь счастливой.
Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал - в семье своих отца и матери.
Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Воспитание - это творчество. Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей - это иллюзия, изоляция родителей от детей. Природа не терпит пустоты. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви, тепла, он будет искать эти добродетели на стороне.
Часто родители говорят о детях: «А что я с ним сделаю, он меня не слушает».
В это же время дети жалуются, что родители их не понимают. А что сами родители сделали, чтобы дети их слушали, чтобы их дети стали людьми, чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу?
Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Важно, чтобы сами родители были интересными личностями, с которым бы ребенку хотелось обсудить интересующие его темы, рассказать о своих проблемах.
Русская народная пословица гласит: «Воспитывают дитя, когда оно лежит поперёк кровати, а не вдоль».
Хочется привести одну притчу: «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, - сказал он, - ты приказал мне сделать невозможное». И, тогда старец указал ему на совсем ещё молодое деревце, которое послушник без усилия тотчас вырвал с корнем.
Мораль: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, «того и дряхлая старость неудобь оставляет».
Поэтому мудрость гласит: «Есть у тебя дети? Учи их, и с юности нагибай шею их».
Семейное воспитание - это педагогика будней. Родители любят своих детей, бояться за них, заботятся.
Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7). Не зря раньше говорили: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13, 24). А детям напоминали: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности»
Иногда родители, в силу разных причин, допускают существенные ошибки в воспитании своих детей. Одни, главным образом молодые, смотрят на ребёнка, как на игрушку или куклу. Одевают, обувают, кормят, играют, позволяют ему всё и вся. Другие, исходя из ложных, усвоенных понятий о воспитании, постоянно оправдывают и извиняют недостатки и пороки своих чад, говоря: «да это же дети!» Третьи, измученные и издёрганные жизненными неурядицами и проблемами в быту и на работе, вообще не имеют ни сил, ни времени, ни желания заниматься сколь-нибудь серьёзно проблемами воспитания.
А ведь именно об этом говорит Бог Моисею, давая Заповеди: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5)? Вначале у меня это место вызывало протест: казалось несправедливым, что за грех родителей может пострадать их ребенок. Если понимать наказание юридически - действительно несправедливо. Но если воспринимать отношения между грехом и наказанием, все становится понятно.
Завершить свое выступление мне хотелось бы еще одной притчей:
Пять качеств карандаша
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
- Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестала писать, улыбнулась и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
Поэтому семья должна содействовать закреплению полученных знаний и развитию навыков хорошего поведения, своевременно поощряя ребёнка. Потому что только лишь вместе родители, школа можем воспитать достойного Человека.