Модель занятия в технологии метода проектов «Секреты работы в группе»

Организация групповой работы в режиме технологии Метода проектов. В концепции модернизации образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетентности, которыми определяется качество современного образования. В настоящее время в практике работы учителя востребована технология метода проектов. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение знаний в процессе индивидуальной и групповой деятельности. В нашем образовательном учреждении при организа...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агеева Л.В.

учитель химии и биологии,

основ проектной деятельности

МОУ СОШ п. Гирсово

Юрьянского района Кировской области.

Организация групповой работы в режиме технологии Метода проектов.

В концепции модернизации образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать ключевые компетентности, которыми определяется качество современного образования.

В настоящее время в практике работы учителя востребована технология метода проектов. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение знаний в процессе индивидуальной и групповой деятельности.

В нашем образовательном учреждении при организации занятий педагоги используют различные формы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые. Выполнять задания в группе получается не у всех школьников. Эффективность групповой работы зависит от того, как учащиеся умеют организовать общение и совместную деятельность.

В 5 классе одно из занятий курса основ проектной деятельности посвящено созданию проекта на тему «Моя творческая группа».Целью занятия является формирование умений учащихся успешно работать в группе любого состава., т.к. данные умения необходимы для осуществления проектной и исследовательской деятельности.

Вниманию читателей представлена модель занятия в технологии метода проектов «Секреты работы в группе».

Тип занятия: комбинированное.

Технология метода проектов.

Дидактическая цель: Создание условий для осмысления учащимися приёмов работы в группе и формирование коммуникативной компетентности.

Цели по содержанию: Образовательная: Содействовать формированию у учащихся представлений о «секретах» успешной работы в группе.

Воспитательная: Формирование убеждения о том, что сотрудничество невозможно без культуры общения.

Развивающая: Способствовать совершенствованию умений слушать и слышать друг друга, терпимо воспринимать критику, внимательно и деликатно относиться к окружающим.

Цель, которую ставит учитель перед учащимися: научить учащихся успешно работать в группе над созданием общего проекта.

Цели, которые ставят на уроке учащиеся:

  • Познакомиться с «секретами» работы в группе;

  • Создать проект творческой группы;

  • Использовать полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

Ожидаемый результат: Создание группы, в которой комфортно сотрудничать. Презентация проекта «Я и моя группа».

Участники: учащиеся 5 класса.

Средства обучения: эмблемы солнышки каждому участнику, листочки цветной бумаги, ножницы, английские булавочки, (каждому участнику).

По два листочка цветной бумаги, открытка, конверты с заданиями, алгоритм работы, конверт с буквами (для группы).

Технологическая карта занятия.

Эпиграфы к занятию: «Никто не знает так много,

как все мы вместе».

(Надпись на одной из городских ратуш в Дании).

«В каждом человеке солнце,

только дайте ему светить».

(Сократ).


Этапы занятия.

Этапы работы над проектом


Деятельность учителя.


Деятельность учащихся.

1.Оргмомент.

Запуск проекта.

1.Приветствует учащихся, определяет готовность их к занятию, настроение с помощью поднятой руки.

2. Помогает сформировать группы по цвету ладошек.

3.Даёт установку на солнышко, обращает внимание учащихся к эпиграфу №2.

1. Приветствуют учителя, готовятся к работе. Поднимают руку, обводят контур ладошки и вырезают её из цветной бумаги, записывают на ней своё имя.

2. Формируют группы, находят партнёров.

3. Прикалывают эмблемы солнышко и произносят слова «Я - солнышко, я буду светить»!

2.Целеполагание и мотивация.

Планирование работы.

1. Сосредотачивает внимание учащихся на теме урока и предлагает сформулировать цели.

2. Определяет проблему и предлагает создать проект творческой группы.

1. Формулируют цели урока.

2. Анализируют проблему, прогнозируют результат. (Создание продукта).

3.Актуализация знаний и умений.

Определение уровня готовности к поисковой работе.

(Самодиагностика).

  1. Задаёт вопросы:

  • На каких уроках вы работаете в группах?

  • Всё ли получается?

  • Где в жизни эти умения пригодятся?

2.Даёт сложное задание: через одну минуту пролезть через открытку.

3.Проводит диагностику умений организованно работать в группе.

4. Ставит проблему: Что является успехом работы в группе?

1. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

2. Пытаются выполнить задание.

3.Высказывают мнение по данной проблеме.

4.Первичное усвоение знаний.

Сбор информации.

  1. Демонстрирует на доске «секреты» успешной работы в группе: роль--- законы---права---алгоритм работы.

  2. Предлагает обсудить и записать какие роли в группе должны быть.

  3. Предлагает выполнить задание на соответствие между ролью и обязанностью (конверт №1).

  4. Просит распределить роли и обязанности между членами группы.

  5. Выясняет какие права и законы действуют в группе.

  6. Организует работу с текстами по правам и законам, изучению алгоритма работы в группе.

Обсуждают, записывают.

Выполняют задание на соответствие.

Подбирают роль каждому учащемуся в группе.

Создают банк идей, обсуждают.

Читают, дополняют, обсуждают, принимают.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Структурирование информации.

Направляет познавательную деятельность учащихся:

В жизни вам придётся жить и работать в группе (семья, коллектив сотрудников…). Чтобы семья была крепкой, ей нужен ДОМ- прочная основа, крепость.

Осмысливают роль групповых взаимоотношений в жизни.

6.Закрепление учебного материала.

Обмен информацией.

Задание: Из цветной бумаги и сподручных средств создайте проект дома вашей группы, подготовьте презентацию.

Выполняют задание используя «секреты» успешной работы в группе. Создают банк идей, анализируют информацию, находят противоречия, выбирают оптимальный вариант решения проблемы.

7.Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Оформление результатов работы. Защита проектов.

Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, консультирует, активизирует работу по защите проектов.

Оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты проекта. Презентация проектов.

8.Проверка и оценка результатов.

Экспертиза проектов.

Помогает анализировать результаты.

Рецензируют проекты, определяют уровень эффективности работы в группе по созданию проекта.

9. Подведение итогов.

Рефлексия.

  1. Подводит итог по презентации проектов.

  2. Обращает внимание учащихся к эпиграф №1.

  3. Предлагает выполнить задание: Сложить из букв слово, которое сопутствовало успешной деятельности на уроке.

  4. Предлагает на эмблеме солнышко (или на ладошке) продолжить предложение: Работать совместно с одноклассниками..

  5. Приглашает всех участников занятия (учащихся и госте) встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать спасибо.

  6. Обращает внимание учащихся на цели и результат (на доске), подводит итог урока.

  7. Благодарит всех за работу и сотрудничество.

Объясняют смысл эпиграфа.

Складывают слова «Сотрудничество», «Взаимодействие» и анализируют смысл слов.

Выражают своё настроение, рефлексируют деятельность.

Выполняют задание.

Рефлексируют работу по целям и результату.

Модель учебного занятия в режиме проектного обучения.

(технология исследовательского проекта)

Тип учебного занятия: комбинированное (2ч)

Цель: создать условия для развития исследовательских умений учащихся средствами проектного обучения.

Ход учебного занятия.

Этапы занятия.

Этапы работы над проектом


Деятельность учителя.


Деятельность учащихся.

1.Оргмомент.

Запуск проекта.

Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание учащихся на теме урока, помогает сформировать группы партнёров.

Подготавливают рабочее место для разработки проекта на уроке, формируют группы, определяют партнёров.

2.Целеполагание и мотивация.

Планирование работы.

Формулирует задание для самостоятельной работы, определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся.

Анализируют проблему, обсуждают идею будущего проекта, в ходе дискуссии определяют конечную цель- продукт деятельности (выступление, доклад, реферат, плакат и т.д.), определяют форму презентации (коллективная, парная, индивидуальная), распределяют обязанности участников совместного проекта.

3.Актуализация знаний и умений.

Определение уровня готовности к поисковой работе.

(Самодиагностика).

Подготавливает учащихся к выполнению исследования.

Выясняют пути достижения цели (как получить необходимую информацию, где её можно найти, какие приёмы необходимо использовать и т.д.), вспоминают основные понятия темы, приёмы отбора содержания и методы решения проблемы.

4.Первичное усвоение знаний.

Сбор информации.

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует, предлагает дополнительные источники информации.

Знакомятся с источниками

информации, в ходе групповой

дискуссии отбирают

главное.

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Структурирование информации.

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Выполняют исследование:

Анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант решения проблемы.

6.Закрепление учебного материала.

Обмен информацией.

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Находят группу, партнёра по проблеме, знакомят партнёра со своим вариантом решения проблемы; заслушивают партнёра; уточняют результаты, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта.

7.Применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Оформление результатов работы. Защита проектов.

Наблюдает за деятельностью учащихся, советует, как подготовиться к защите, активизирует работу учащихся.

В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы.

8.Проверка и оценка результатов.

Экспертиза проектов.

Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Рецензируют содержание и форму изложения работы, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнения проекта.

9. Подведение итогов.

Рефлексия.

Предлагает алгоритм рефлексии, высказывает собственное суждение о достижении цели учебного занятия.

Самооценка результатов деятельности.


© 2010-2022