Дополнительная образовательная общеразвивающая программа В ладу с собой

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА





Утверждаю

Директор МОУ ДОД ДДТ

________________С.А.Калипанова

________________июня 2011г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«В ЛАДУ С СОБОЙ»

ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЛАД»



Возраст учащихся: с 7 лет

Срок реализации программы: 2 года

Разработала:

Гурова Елена Анатольевна -

педагог дополнительного образования



г.Саров

2011г.

Личность ребенка - это удивительный и сложный мир, красочный и многообразный. Возраст детей младшего школьника - особый этап духовного, нравственного становления. Именно в этом возрасте его душа, как цветок, распускается и готова к восприятию знания о внешнем мире и себе самом. Именно в этом возрасте полезно показать ему примеры дружбы, доброты, честности. Он учится жить в коллективе, сопереживать, чувствовать, видеть красоту, воспринимать ее как необходимость. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в сказках, в игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро.

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «В ладу с собой» - программа социально-педагогической направленности

Современная открытая социальная среда оказывает противоречивое влияние на процесс становления личности подрастающего поколения. С одной стороны, требуется повышенная активность человека как субъекта общественной жизни, принятие им на себя ответственности за свою деятельность и поведение. С другой стороны, нестабильность современного общества во всех сферах его жизнедеятельности увеличивает естественные трудности взросления подрастающего поколения; ситуация неопределенности приводит к деформации личностного развития, дезадаптации детей в социуме.

Дополнительное образование - тот самый ресурс, способный решать проблему социальной адаптации младших школьников, а также выполнить социальный заказ для образования от государства на духовно - нравственное воспитание и развитие детей данной возрастной группы.

Возраст младших школьников является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению. Одним из эффективных путей социального и духовно - нравственного развития детей младшего школьного возраста, обеспечивающим успешную социализацию личности ребенка является дополнительная образовательная программа «В ладу с собой». Также данная дополнительная образовательная программа создана для удовлетворения потребности образовательных учреждений в организации внеурочной деятельности по социальному и духовно - нравственному направлениям развития личности ребенка, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Таким образом, все вышесказанное свидетельствует об актуальности этой дополнительной образовательной программы.

Данная дополнительная образовательная программа «В ладу с собой» по цели обучения является программой социальной адаптации, направленной на освоение младшими школьниками положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций. Выбор названия данной дополнительной образовательной программы объясняется важностью понятия «быть в ладу с собой», ведь это значит уметь гармонично воспринимать окружающий мир, понимать себя, родных и близких людей, уметь слышать и слушать других, испытывать потребность в получении знаний и умений.

Дополнительная образовательная программа «В ладу с собой» разработана в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов, она создает условия становления социальной компетентности и гражданской ответственности каждого ребенка. Социальная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива, каждый ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Этому вопросу уделяется большое внимание в данной дополнительной образовательной программе.

Педагогически целесообразными технологиями реализации этой дополнительной образовательной программы являются игровые технологии и сказкотерапия, так как они наиболее ориентированы на возраст младших школьников. Также педагогом для реализации данной дополнительной образовательной программы применяются технологии развивающего обучения, интерактивные технологии, технология КТД.

Дополнительная образовательная программа «В ладу с собой» вносит новое содержание в формы сотрудничества педагога дополнительного образования с родителями, и в сотворчество детей и родителей: беседы о семье, о родословной, участие в открытых занятиях, выставках книг и игрушек-долгожителей, проведение анкет и тестов, систематическое информирование родителей о достижениях ребят и т.д.

Цель программы: формирование ценностных ориентаций, познавательной и социальной компетентностей, развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством приобщения к русскому художественному слову.

Для достижения этой цели необходимо решение таких задач как, развитие познавательной, социальной, коммуникативной, информационной компетенций детей младшего школьного возраста, которые и составляют основу познавательной и социальной компетентностей.

Компетенции детей младшего школьного возраста

Познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
    иметь опыт восприятия картины мира.

Социальные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина;

  • уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

  • владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
    овладеть навыками использования информационных устройств;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

  • уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является создание такой развивающей среды, где каждый участник образовательного процесса имеет возможность обсуждать свои мысли, проблемы, возможности в атмосфере уважительности, открытости, честности и поддержки. По форме организации образовательного процесса дополнительная образовательная программа «В ладу с собой» - комплексная, соединяющая в единое целое историю (российскую и Нижегородского края), экологию, изобразительное искусство, музыку, родословие, культуру поведения и общения. Однако, базовым предметом, посредством которого достигается цель данной дополнительной программы, является литература, предлагаемая детям во всем своем многообразии: устное народное творчество, детская русская классическая литература, мировая детская литература. При реализации дополнительной образовательной программы «В ладу с собой» большое внимание педагог уделяет развитию речи обучающихся. Эти две составляющие также отличают дополнительную образовательную программу от других программ данной направленности.

Приоритетными принципами дополнительной образовательной программы «В ладу с собой» являются:

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • свободный выбор ребенком видов деятельности;

  • возможность свободной самореализации;

  • практико - деятельностная основа образовательного процесса;

  • взаимодействие и сотрудничество с семьями обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  • формирование социальной компетенции;

  • формирование познавательной компетенции;

  • формирование коммуникативной компетенции;

  • формирование информационной компетенции.

Возраст детей - от 7 до 10 лет.

Срок реализации программы - 2 года.

Формы и режим занятий.

Формы занятий используются как индивидуальные, так и групповые. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Условия реализации программы.

Для осуществления учебного процесса созданы все условия. Занятия проводятся в специально оборудованном помещении, где есть компьютер, интерактивная доска, диктофон, DVD-проигрыватель, место для проведения подвижных игр.

На каждом занятии используется дидактические, методические материалы, наглядные пособия: тексты сказок, былин, стихов, басен, рассказов, поговорок, загадок, литературный материал на темы воспитания личности, семьи, игровой деятельности, о природе, культуре поведения, психологии общения, открытки, репродукции. настольные игры, конструктор «Лего» и др.

Способы проверки результативности освоения программы.

Для проверки усвоения знаний в процессе обучения проводится наблюдение, а также ведется мониторинг формирования познавательной и социальной компетентностей. После изучения каждого раздела программы проводится собеседование с элементами диагностики, или самооценка, взаимооценка. Изменения в уровнях социальной компетентности можно определить с помощью: опросника Томаса «Способы реагирования личности на конфликтные ситуации», «Уровень социализированности» (М.Рожков), «Уровень самооценки».

Формы подведения итогов реализации программы:

- выставки творческих работ,

- проведение конкурсов на лучшего чтеца, организатора игр, рассказчика сказок, знатока загадок, поговорок, скороговорок,

- определение победителей викторин.

В процессе обучения проводятся входная и итоговая диагностики с использованием анкетирования и тестирования.

По итогам первого года обучения проводится игра-путешествие «Я в ладу с собой» с целью выявления результатов освоения знаний и умений, необходимых для обучения на втором году (в присутствии родителей).

По итогам второго года обучения проводится игра по станциям «Я в ладу с собой» с целью выявления уровня усвоения программы (с участием родителей)

Учебно-тематический план первого года обучения.

Занятия проводятся 2 часа в неделю,

всего за 36 недель 72 часа.


Разделы

всего

теория

практика

1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ, ПБ.

2

1

1

2. Добро в моем представлении.

4

2

2

3. Я и моя семья.

6

2

4

4. Мои друзья.

8

4

4

5. Добрые волшебники моего города.

10

4

6

6. Будем жить в ладу с природой.

26

10

16

7.Что за прелесть эти сказки.

14

6

8

8. Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

72

29

43

Содержание программы первого года обучения.

1.Вводное занятие - 2 ч.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Беседа о правилах поведения в ДДТ.

Деловая игра «Введение в образовательную программу».

Практика.

Знакомство с маршрутом эвакуации.

2.Добро в моем представлении - 4 ч.

Беседа-размышление «Где живет доброта? Кого можно назвать добрым?

Добрые отношения среди людей».

Практика - 2 ч.

Чтение и обсуждение сказок «Волшебная чаша», «Волшебницы».

Просмотр мультфильма с целью обсуждения «За добро- добром».

Выставки «Моя самая добрая игрушка», «Самая добрая книжка».

Чтение пословиц и поговорок, разгадывание загадок.

Подвижная игра «Тише едешь - дальше будешь».

3. Я и моя семья - 6 ч.

Беседа-размышление «Что такое семья»?

Занятие с использованием компьютерной презентации «Мои мама и папа».

Круглый стол «Мои семейные обязанности».

Интегрированное занятие «Колыбельная песня» с вокальным объединением.

Практика - 4ч.

Просмотр мультфильма «Как я помогал маме».

Рисунки на тему «Моя семья», «Портрет моей мамы».

Сюжетно-ролевые игры «Как поднять настроение маме»,

«Как преподнести подарок»,

«Как вести себя, если провинился»,

«Спи, моя радость, усни».

Литературные загадки о семье.

Подвижная игра «Жмурки с голосом».

Конкурс «Четыре способа обрадовать маму».

Игра «Путешествие к семи Я».

4. Мои друзья - 8 ч.

  1. Дискуссия «Кто твой друг? Его увлечения».

  2. Беседа «Особенности поведения девочек и мальчиков».

  3. Беседа «Что такое комплимент».

Практика - 4 ч.

Чтение, обсуждение сказок

«Сказочка про воронушку - черную головушку и желтую канарейку»,

«Сам себя погубил», «Сказка о плохом друге».

Игра-упражнение «Как помочь девочке», «Руку другу протяни».

Игра-упражнение с диктофоном «Дарю комплимент».

Игры моих друзей.

Литературная викторина «Как хорошо иметь друзей».

Пословицы о дружбе.

5. Добрые волшебники моего города - 10 ч.

Беседа «Культура поведения в музее».

Виртуальная экскурсия «О ком говорят названия улиц?»

Видео-занятие «Социально-бытовые объекты города».

Занятие с использованием компьютерной презентации «Кто работает, когда город

спит».

Практика - 6 ч.

Просмотр видеофильмов о Серафиме Саровском, Ф.Ф.Ушакове..

Экскурсия в музей ДДТ, к памятнику Ф.Ф.Ушакову.

Защита фантастических проектор «Город моей мечты» (конструирование из «Лего»).

Игры «День и ночь».

6. Будем жить в ладу с природой - 26 ч.

Беседа-размышление «О культуре отношения к природе».

  1. Интегрированное занятие музыка-литература «Времена года».

  2. Беседа с использованием компьютерной презентации «Явления природы».

  3. Занятие с использованием компьютерной презентации «У дуба мудрости».

  4. Рассказ лекарственных трав о себе.

  5. Занятие с использованием компьютерной презентации «Встреча с Мудрой совой»

  6. Виртуальная экскурсия «Природа в произведениях искусства».

  7. Интегрированное занятие в зимнем саду «Сад на подоконнике».

  8. Видео-занятие «Домашние животные и уход за ними».

  9. Сказка о грустном художнике (Осень Левитана).

  10. Практика - 16 ч.

  11. Времена года в поэзии и музыке.

  12. Чтение и обсуждение сказок Андерсена «Ель», «Цветы маленькой Иды»

  13. Чтение и обсуждение рассказов В.Бианки «Мышонок Пик», «Как муравей

  14. домой спешил».

  15. Чтение и обсуждение сказок с вопросами Киплинга, викторина.

  16. Чтение и обсуждение рассказов А.И.Куприна «Слон»,просмотр мультфильма«Слон»..

  17. Рисунки любимого времени года..

  18. Экскурсии в зимний сад ДДТ, детский парк.

  19. Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».

  20. Чтение пословиц и поговорок, разгадывание загадок о природе.

  21. Дидактическая игра «Собери картинку».

  22. Литературная викторина «От пчелы до слона».

7. Что за прелесть эти сказки! - 14 ч.

Устная журнал «Сказка мудростью богата» (бытовые сказки).

Беседа с использованием компьютерной презентации «Сказки чистая душа».

Литературно-музыкальная композиция «Сказки А.С. Пушкина в русской музыке».

Практика - 8 ч.

Чтение и обсуждение бытовой сказки «Клад».

Просмотр мультфильма с целью обсуждения «Умная дочка».

Литературная викторина «Русские народные сказки»

Чтение и обсуждение сказок А.С.Пушкина, проведение викторины.

Чтение и обсуждение сказок Г.Андерсена, проведение викторины.

Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина, Г.Андерсена.

Прослушивание музыкальных отрывков.

Загадки о русском быте.

8.Итоговое занятие - 2ч.

Игра-путешествие «Я в ладу с собой»


Учебно-тематический план второго года обучения.

Занятия проводятся по 2 часа в неделю,

всего за 36 недель 72 часа.

Темы, разделы

Общ.

кол.ч.

Часы

теории

Часы

прак.

1. Вводное занятие, инструктаж по ТБ, ПБ.

2

1

1

2. Мои родные и близкие.

8

4

4

3. Культура общения.

8

4

4

4. Спутники общения.

8

4

4

5. Каким ты можешь быть.

8

4

4

6. Застава богатырская.

8

4

4

7. Художественное слово.

12

4

8

8. Уроки и переменки.

8

4

4

9. Сказка - ложь, да в ней намек.

8

4

4

10. Итоговое занятие.

2

-

2

Итого:

72

33

39

Содержание программы второго года обучения.

1. Вводное занятие - 2 ч.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.

Беседа о правилах поведения в ДДТ.

Деловая игра «Введение в образовательную программу».

Практика.

Знакомство с маршрутом эвакуации.

2. Мои родные и близкие - 8 ч.

Беседа с использованием компьютерной презентации «Генеалогическое древо.

Степени родства».

Рассказ-эстафета «Дедушки и бабушки в моей семье».

Путешествие в мир имен «Почему нас так зовут».

Практика -4 ч.

Рисуем древо жизни, рисунок имени.

Выставка книжек-долгожителей моей семьи ,выставка рисунков «Мое ласковое имя». Рассказы смешных историй из жизни семьи.

Подвижные игры из детства моих родителей.

Интеллектуальная игра «Доскажи пословицу».

Загадки о близких родственниках.

Игра «Путешествие к предкам».

Чтение и обсуждение «Легенды о наследниках».

3. Культура общения - 8 ч.

Турнир знатоков «Ежели вы вежливы».

Интерактивное занятие «Жесты и мимика в общении».

Практика -4 ч.

Хоровод «Выберу тебя».

Разрабатываем правила дружбы и товарищества.

Чтение и обсуждение сказки «Неосторожность».

Практическое использование в речи добрых и ласковых слов.

День добрых сюрпризов.

Игра «Развесели котенка».

Практическое использование мимики, жестов в изображении животных.

Игры «Пойми учителя по жесту», «Покажи дневник маме», «Фотоохота», «Зеркало».

Эмоциональная зарядка «Угадай, где я иду».

Игра «Путешествие в люди».

4. Спутники общения - 8 ч.

Беседа-размышление «Совесть, стыд, честность и другие свойства человеческой души».

Дискуссия «Страх, как с ним справляться».

Путешествие в мир чувств «С какими чувствами дружит гнев.

Радость, как ее доставить другому человеку».

Музыкальный час «Как лечит музыка».

Практика - 4 ч.

Чтение и обсуждение, рисование по сказкам «Мы просто очень боялись за вас», «Как ромашки с васильками поссорились».Выставка рисунков.

Чтение и обсуждение сказок «Сказочка про козявочку»; «Лев и мышь», «Шакал и кувшин», «Ямори».

Игры «Черная рука - белая рука», «Поссорились - помирились», «Ожившее чувство», «Море волнуется», «Закончи предложение»,

«Шурум-бурум», «Придумай веселый конец страшной истории»..

Пословицы о совести.

5. Каким ты можешь быть - 8 ч.

Беседа-размышление «Что такое качества человека.Светлые и темные качества людей»

Эстафета «Ромашка» «Хорошие качества моих товарищей».

Дискуссия «Какой я? Какой ты?»

Практика - 4 ч.

Чтение и обсуждение сказки «Притча о молочке, овсяной Кашке и сером котике Мурке».

Рисунок по сказке.

Игры интеллектуальные.

Конкурс организаторов подвижных игр.

Игра на развитие внимания.

6. Застава богатырская - 8 ч.

Литературный час «Из русских былин».

Путешествие на машине времени «Защитники русской земли» (А.Невский и Д.Донской).

Видео-занятие «Непобедимый адмирал». (Ф.Ф. Ушаков).

Музыкальное путешествие «Колокольные звоны России».

Практика - 4 ч.

Чтение и обсуждение содержания былин об Илье Муромце.

Рисование на тему былин.

Просмотр мультфильмов «Илья Муромец», «Добрыня Никитич».

Знакомство с репродукциями картин В.Васнецова «Богатыри»,

И.Глазунова «Русь былинная».

Подвижные игры.

7. Художественное слово - 12 ч.

Беседа-размышление «Богатство и мудрость русского языка».

Беседа с использованием компьютерной презентации «Кто создал нашу азбуку».

Устный журнал «Стихи, сказки, рассказы детских авторов».

Практика - 8 ч.

Чтение и обсуждение стихов, рассказов, сказок:

«Моя Вообразилия» ( Заходер),

«Волшебная палочка таланта» (И.Пивоваров),.

«Забавный мир» ( А. Усачев).

Рисование на тему из прочитанного.

Читаем любимые стихи.

Конкурс считалок и скороговорок.

Просмотр мультфильмов «Умная собачка Соня или Правила для воспитанных собак», «Леталка».

Викторина «На чем писали предки».

Веселая минутка «Говори правильно».

Подвижные игры.

8. Уроки и переменки - 8 ч.

Видео-занятие «В стране невыученных уроков».

Литературная эстафета «Юмор в коротких штанишках».

Беседа и использование компьютерной презентации «Мудрец игривый и глубокий»

(И.А.Крылов).

Практика - 4 ч.

Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», «Квартет»,

«Слон и Муравей», «Полкан и шавка», «Лиса строитель».

Чтение и обсуждение басен И.А.Крылова.

Литературная викторина.

Конкурс чтецов.

9.Сказка - ложь, да в ней намек - 8 ч.

Видеозанятие «По сказочной стране на гусином пере» (С.Лагерлеф «Чудесные

приключения Нильса с дикими гусями»).

Видеозанятие «Бабушка детской литературы» (А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»).

Видеозанятие «Поэтический мир детствал» ( С.Аксаков «Аленький цветочек»).

Литературный час «Сказки с вопросами» (Р.Киплинг).

Практика - 4 ч.

Литературная игра «Герои сказок».

Викторина «Мир сказок».

Смотр рисунков на асфальте «Моя любимая сказка»..

10. Итоговое занятие. Игра по станциям «Я в ладу с собой». - 2 ч.

Методическое обеспечение образовательной программы «В ладу с собой» первого года обучения.

Разделы программы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

Формы подведения

итогов

1. Вводное занятие

T.Беседа.

П.Игра. Экскурсия по маршруту

эвакуации.

Словесный,

наглядный

Инструкции по ТБ,ПБ,

правила поведения в

ДДТ.

-

Собеседование с элементами

диагностики.

2. Добро в моем представлении.

Т.Беседа, чтение сказок, пословиц,поговорок,загадок.

П.Выставка книг и игрушек,

подвижные игры,

просмотр мультфильмов.

Словесный,

эвристический,

вопросно-поисковый, разгадывания загадок,

получения новых знаний.

Тексты сказок,

литература на тему воспитания личности.

Компьютер,

видеопроектор.

Самооценка,

собеседование с

элементами диагностики.

3. Я и моя семья.

Т.Беседа, чтение загадок.

П.Рисование на тему,

разыгрывание ситуаций, смотр творческих работ, просмотр

мультфильмов, игры.

Словесный,

эвристический,

метод театрализации,

вопросно-поисковый,

получения новых знаний.

Литература на тему «Семья»

Компьютер,

видеопроектор.

Самооценка.

4. Мои друзья.

Т.Беседа, чтение сказок, пословиц.

П. Игры друзей,

разыгрывание ситуаций, литер.викторина, чтение пословиц.

Словесный,

эвристический,

вопросно-поисковый,

получения новых знаний.

Тексты сказок, литература по игровой деятельности.

Диктофон.

Самооценка,

взаимооценка.

5. Добрые волшебники моего города.

Т.Беседа, рассказ.

П.Экскурсия в музей ДДТ, профессий, просмотр видеофильма,

игры.

Словесный,

эвристический.

вопросно-поисковый,

получения новых знаний,

конструирование.

Литература по игровой деятельности.

Компьютер,

видеопроектор,

конструктор «Лего».

Собеседование.

6.Будем жить в ладу с природой.

Т.Беседа, рассказ, чтение сказок, пословиц и поговорок.

Интегрированное занятие.

П.Экскурсия в зимний сад ДДТ, рисование на тему,

показ иллюстраций на тему,

прослушивание аудиозаписей,

дидактическая игра,

литературная викторина.

Словесный,

эвристический,

получения новых знаний.

Литература о природе, набор открыток, иллюстраций.

Компьютер, видеопроектор,

аудиозапись,

аудиоплеер.

Самооценка,

взаимооценка.

7.Что за прелесть эти сказки.

Т.Беседа, рассказ, чтение сказок, пословиц, поговорок и загадок.

П. просмотр иллюстраций, викторины, просмотр мультфильмов.

Словесный,

эвристический,

получения новых знаний,

разгадывание загадок.

Тексты сказок, иллюстрации к сказкам.

Компьютер, видеоплеер, аудиозапись, аудиоплеер.

Самооценка,

взаимооценка.

8.Итоговое занятие.

П. Проведение игры-путешествия «Я в ладу с собой».

Словесный,

эвристический,

наглядный,закрепления знаний.

Литература по игровой деятельности.

-

Определение и поощрение победителей.

















Методическое обеспечение программы «В ладу с собой» второго года обучения.

Разделы программы

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический

материал

Техническое \

оснащение

Формы подведения

итогов

1. Вводное занятие

T.Беседа.

П.Игра.Экскурсия по маршруту

эвакуации.

Словесный,

наглядный

Инструкции по ТБ,ПБ,

правила поведения в

ДДТ.

-

Собеседование с элементами

диагностики.

2. Мои родные и близкие.

Т.Беседа, рассказ.

П.Выставки игрушек, книжек, рисунков, рисуем «древо жизни», рисунок имени,

разыгрывание ситуаций,

подвижные игры, загадки.

Словесный,

эвристический,

получения новых знаний.

Литература на тему «Семья».

Компьютер,

видеопроектор.

Самооценка.

3. Культура общения.

Т.Интерактивное занятие.

Турнир знатоков.

П. День добрых сюрпризов, игры.

Словесный,

эвристический,

ролевая игра,

получения новых знаний.

Литература на тему «Культура поведения»

-

Самооценка,

взаимооценка.

4. Спутники общения.

Т. Беседа, дискуссия, чтение сказок.

П. Подвижные игры на творческую фантазию, обсуждение сказок, рисование на тему.

Словесный,

эвристический,

вопросно-поисковый, получения новых знаний.

Литература на тему «Психология общения».

Компьютер,

видеопроектор.

Собеседование с элементами диагностики.

5. Каким ты можешь быть.

Т.Беседа, дискуссия, чтение сказок.

П.Интеллектуальная игра, обсуждение сказок, рисунок на тему, просмотр мультфильмов,

игры

Словесный,

эвристический, вопросно-поисковый, получения новых знаний.

Литература на тему «Психология общения».

Компьютер,

видеопроектор.

Самооценка,

взаимооценка.

6. Застава богатырская.

Т.Литературный час, чтение былин, видеозанятие.

П. Просмотр репродукций картин, рисование на тему, обсуждение былин, просмотр мультфильмов, прослушивание колокольных звонов, подвижные игры.

Словесный,

эвристический,

получения новых знаний.

Тексты былин.

Компьютер,

видеопроектор.

Собеседование с элементами диагностики.

7.Художественное слово.

Т.Беседа, чтение стихов, сказок.

П.Рисование на тему, конкурс чтецов стихов, считалок, скороговорок, обсуждение сказок, рассказов, стихов, просмотр мультфильмов, игры.

Словесный,

эвристический, получения новых знаний.

Стихи и сказки.

Компьютер,

видеопроектор.

Взаимооценка, определение лучших чтецов.

8. Уроки и переменки.

Т.Беседа, рассказ, чтение стихов, басен.

П. Просмотр мультфильмов,

конкурс чтецов, обсуждение стихов, басен, литературная викторина, игры.

Словесный,

эвристический, получения новых знаний.

Стихи детских писателей.

Компьютер,

видеопроектор.

Взаимооценка.

определение лучших чтецов.

9. Сказка - ложь, да в ней намек.

Т.Видеозанятие, литературный час.

П. Обсуждение сказок, сюжетное рисование на тему, литературная игра, викторина, рисунки на асфальте.

Словесный,

эвристический, получения новых знаний, творческое задание с конструктором.

Сказки.

Компьютер,

видеопроектор.

Определение победителей игр и викторин.

10. Итоговое занятие

П.Игра по станциям «Я в ладу с собой».

Словесный, эвристический, наглядный, закрепления знаний.

Литература по игровой деятельности.

-

Определение и поощрение победителей.



Список литературы.


Официально-документальные материалы.



1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (1989).

2. Конституция Российской Федерации. - М, Юридическая литература, 1999.

3. Закон РФ «Об образовании». - М, Новая школа, 1992.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (2009).

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России (2009).

6. Устав МОУ ДОД ДДТ.


Литература для педагога.

Книги.


1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.

2.Азбука нравственного воспитания. - М., 1979.

3.Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими

школьниками. - М., 1985.

4.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести.- М., 1989.

5.Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. - М., 1989.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение,

1991.

7.Гармаев А.Ц. Этапы нравственного становления ребенка. - М., 1991.

8.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -

М.: Просвещение, 1987.

9.Капакина В.П. Радость познания - в слове. - М., 1996.

10.Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1992.

11.Кочетков А.И., Верцинская Н.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К.

Эксперимент по «Программе воспитательной работы в школе». - Ярославль, 1994 .

12 Минскин Н.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М.,1985

13. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьника.- М., 1984.

14. Неменский Б.Н. Мудрость красоты. - М., 1986.

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества и развиваюшие игры.-М., 1990.

16. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-Пресс.,1993.

17. Селевко Г.К. Педагогика сотрудничества и развития. Личностныйподход. - Ярославль,

1989.

18. Щуркова Н.Е. Научить быть человеком. - М.:Знание, 1979.

19. Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М., 1992.

Статьи.


1.Лихачев Д. Помнить о своих корнях// Воспитание школьников.-1993.№ 3.- С.33-37.

2.Можаров Н. Как составить свою родословную//Воспитание школьников. -1992, № 5,6.

3.Японские народные сказки. - М.: Приложение к журналу// Зарубежная

радиоэлектроника, 1991.




Литература для детей.

Книги.


1. Акимушкин И. Причуды природы. - М., 1981.

2. Аксаков С. Аленький цветочек. - М., 1989.

3. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. - М., 1992.

4. Бианки В. Лесная газета на каждый год. - М., 1986.

5. Гумилевская М. Почему так бывает. - М., 1968.

6. Дмитриев Ю. Здравствуй, белка. - М., 1986.

7. Загадай загадку. Мордовские загадки, - Саранск, 1975.

8. Зотов В.В. Лесная мозаика. - М., 1993.

  1. Индийские сказки (сост.Г.Н.Кузнецов). - Канск, 1993.

  2. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. - М., 1989.

  3. Линдгрен Л. Малыш и Карлсон. - М., 1989.

  4. Сладков Н. Под шапкой-невидимкой. - Л., 1986.

  5. Сладков Н. В лес по загадки. - Л., 1989.

  6. Танасийчук В. Экология в картинках. - М., 1989.

  7. Энциклопедический словарь юного натуралиста. - М.: Педагогика,

1981.

Статьи.


  1. Агатов Б. Родословное древо// Трамвай.- 1990.- № 1.- С.13.

  2. Наше родословие // Трамвай. - 1990. - № 1.- С.7.

Литература для родителей.

Книги.


  1. Бабушкины сказки ( сост.И.В.Петрова). - Спб:Лениздат, 1992-367 с.

2. Браун В. Настольная книга любителей природы. - М., 1985.

  1. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Гарбоневский М. Иван да Марья: Рассказы о русских именах, отчествах, фамилиях, - М.: Русский язык, 1987, с.250.

  3. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. - М., 1988.

6. Корабельников В.А. Краски природы. - М., 1989.

  1. Коротков И.М. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.

  2. Коротков И.М. Подвижные игры детей. - М.: Советская Россия, 1987.

  3. Сидорова М. Лекарственные растения.- М.: Просвещение, 1990.

  4. Успенский Л. Ты и твое имя. - М..: Детгиз, 1960.




© 2010-2022