План работы с трудными детьми на 2014-2015 учебный год

Работа с трудными детьми1. Изучение "трудных"Изучение "трудных" учащихся предполагает исследовательскую деятельность воспитателя. Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации. Диагностическая карта "трудного"1. Выявление "трудных" ш...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




План работы

с трудными

на 2014-2015 учебный год














План работы с трудными на 2014/2015


Сентябрь

Сроки

Работа с «трудными»

1 нед.

Уточнение списков «трудных» подростков

2 нед.

Посещение семей «трудных» на дому

3 нед.

Индивидуальные беседы с «трудными»

Октябрь

1 нед.

Беседы о поведении и успеваемости с «трудными».

2 нед.

Посещение семей «трудных» на дому.

4 нед.

Инд. беседы с «трудными» об ответственности за неуспеваемость,

пропуски уроков и т.д.

Ноябрь

1. нед.

1. Тренинг «Я и мой ближний: жизненный девиз».

2. Индивилуальные беседы с «трудными».

2-3 нед.

1.Посещение семей «трудных» на дому.

2. «Вредные привычки» (свободный разговор)

Декабрь

1 нед.

  1. Посещение семей «трудных» на дому.

3 нед.

  1. Проф. беседы .

4 нед.

  1. Организация отдыха на зимних каникулах .



Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности.


1. Положительные особенности личности

Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в обучении, интеллектуальная готовность к обучению.

Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подготовленность к обучению.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисциплинированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.

Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учиться.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, активность, легко переключается с ПДНого вида деятельности на другой, физически подготовлен к обучению профессии.

Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству.

Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.

Самооценка адекватная.

Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.

2. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание.

Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисциплинированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к творчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.

Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.

Занижена или завышена самооценка.

Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.

Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, употребление наркотиков, алкогольных напитков, сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.

3. Причины и проявление запущенности подростка

1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность, неподготовленность к обучению, пробелы в знаниях.

2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподготовленность к обучению.

3-я группа: слабое знание подростка, неподготовленность родителей, непосещение подростком дошкольного учреждения, слабая индивидуальная работа с подростком в школе, неправильное отношение педагогов к ребенку.

Работа с обучающимися "группы риска"


Проблема девиантного поведения рассмотрена в рамках программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Решение названной проблемы требует дальнейшей практической работы в следующих направлениях:
1. Разработка особенностей работы с «группой риска» с точки зрения их адекватности принципам гуманистического воспитания.
2. Целенаправленная и интенсивная образовательно-воспитательная работа с подростками девиантного поведения по повышению их правовой грамотности до уровня достижения развитого правосознания.
3. Выявление целостного комплекса технологий социально-педагогической работы с трудными подростками с охватом всех сторон оказания помощи им для получения полноценного ресоциализирующего эффекта.
4. Подготовка педагогов, обладающих высокой культурой работы для реализации мероприятий с подростками девиантной направленности, что должно быть предусмотрено учебными планами учебных заведений.
Социально-экономические аспекты усилившейся дестабилизации морально-правового поведения определенной части обучающихся:
- При проведении социально-экономических реформ не осуществляются должные меры защиты молодого поколения от издержек и негативных последствии так называемого перехПДНого периода, что и приводит к увеличению противоправных действий и преступности среди молодежи.
- Бедность значительно ограничивает полноценную реализацию семьей ее воспитательной функции. Чем ниже материальная обеспеченность семьи, тем меньше у родителей свобПДНого времени для общения с детьми и их воспитания. Вследствие трудных экономических условий в них возрастает количество конфликтных ситуаций. Конфликт "разбивает" семью и становится фактором психического нездоровья детей.
- Существенным отличием последних лет от предыдущих стало значительное увеличение числа детей - социальных сирот, оказывающихся неприютными при живых родителях.
- ПДНой из главных причин совершения правонарушений обучающимися является то, что детство их протекало в условиях семейного неблагополучия, связанного с их распадом семьи, уклонением родителей от воспитания детей и жестоким обращением с ними.
- Несформированность жизненных ценностей, положительных идеалов. Эта энергичная социальная группа активно осваивает культуру общества потребления. Молодежь - это идеальная потребительская группа, это «дети», которые зарабатывают больше своих родителей. Быть бедным среди них немПДНо. У них нет семей, они избавлены от социально-обязательных трат, поэтому они могут тратить деньги исключительно на себя.
- Циничность и недоброжелательность становятся нормой в такой социальной атмосфере.

РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА СЛЕДУЮЩИЕ ГРУППЫ СОЦИУМА


1) обучающиеся, которых можно отнести к «трудным» подросткам:
- "трудные" обучающиеся (трудно поддающиеся воспитательным влияниям)
- обучающиеся, у которых проявились симптомы эмоционального неблагополучия и учебной дезадаптации
- обучающиеся, у которых наметились симптомы дезадаптации и были зафиксированы те или иные эмоциональные или поведенческие проблемы
- дети с недостатками характера
2) обучающиеся «группы риска»:
- «девиантные подростки» (обучающиеся, отклонения в поведении которых носят постоянный характер)
- несовершеннолетние правонарушители (совершившие правонарушения, но не осужденные по закону или получившие условное наказание)
- члены сообществ асоциальной направленности (как совершившие, так и не совершившие асоциальных действий 3) социально-неблагополучные семьи

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ


Классный руководитель решает задачи трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, психологом, педагогами планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным обучающимся, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.
Знает проблемы, трудные семьи, тревожные точки каждого обучающегося. Способствует реализации прав обучающегося, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья.
Взаимодействует с педагогами, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.
Изучает личность "трудного" и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентаций подростка и воспитательных возможностей семьи и коллектива, делает выбор методов, приемов, форм перестройки воспитательной ситуации и нравственной переориентации личности, реализует воспитание "трудного" на основе координации воспитательных усилий колледжа, семьи, среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.
Постоянно контролирует посещаемость и успеваемость трудновоспитуемых обучающихся.
Обладает информацией: дата рождения, место жительства, семья, причина неблагополучия, место учета, планируемая работа, результативность.
Ведет документацию: характеристика, краткая характеристика «трудного» обучающегося, проводимая работа, результативность, акт обследования жилищно-бытовых условий.
Привлекает обучающихся к участию в мероприятиях, кружках, секциях, изучив и расширив круг интересов.
Находится в постоянном контакте с родителями.
Имеет информацию о неблагополучных семьях, уклоняющихся от надлежащего воспитания детей, контактирует, ведет информирующую работу.
Своевременно сообщает администрации о сложных ситуациях в семьях, о нарушениях, взаимодействует с родительским комитетом, инспектором ОППН.
Интересуется о занятости в свобПДНое время обучающихся, пропускающих занятия без уважительной причины.



















ПРИЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Мобилизация внутренних сил на выполнение задания:
· раскрыть его возможности, умения;
· убедить в необходимости предстоящей работы;
· раскрыть перспективы его усилий;
· определить содержание конкретных видов труда
Активизация волевой установки:
· глубокая мотивировка целей;
· разработка правил повседневного эффективного труда
Одобрение первых успехов в деятельности:
· некоторое завышение оценок положительных результатов деятельности;
· ситуация успеха
Щажение самолюбия:
· подготовка специальных заданий;
· отдельное опрашивание;
· сообщение группе только о положительных результатах его работы
Подчеркивание неизбежности выполнения задания:
· точное указание обучающемуся, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться о выполненной работе;
· сочетание требовательности и доверия
Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля:
· помочь обучающемуся разобраться в его ошибках, предупреждать их ("Подумай, прочитай это правило, ошибка здесь")
Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания:
· перестройка мотива;
· побуждение выполнить задание тотчас же

МЕТОДЫ РАБОТЫ (примерный перечень):

  • доброжелательная, индивидуальная беседа,

  • похвала - побуждение к выполнению принятого решения,

  • конкретная помощь в преодолении трудностей в учении, труде,

  • привлечение внимания обучающегося к общественному мнению коллектива и педагогов,

  • ориентация на положительный опыт,

  • подчёркивание доверия к подростку, сопереживание,

  • побуждение к самоконтролю,

  • положительная оценка волевых усилий в присутствии коллектива,

  • побуждение коллектива к похвале товарища,

  • одобрение и поощрение

  • упражнение и тренировка (организация успеха)

  • сотрудничество












СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Фамилия, имя, отчество_______________________
Дата рождения______________________________

1 Учебная деятельность
1. Успеваемость (преобладающие оценки, указать одинаково ли успевает по разным предметам)
2. Общее умственное развитие (кругозор, начитанность)
3. Развитие речи (запас слов, образность, умение выразить свою мысль)
4. Способности к учению
5. Организованность в учебной работе
6. Интерес к знаниям (учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к таким-то предметам)
7. Умения в учебной работе (умеет ли работать над учебным материалом, как усваивает этот материал - заучивает механически, с пониманием дела, умеет ли составлять план, конспект)
2 Труд
1. Уважает ли труд или относится к нему пренебрежительно
2. Заинтересован ли в общественной полезности своего труда
3. Любит ли трудиться и что именно его привлекает в труде
4. Трудовые навыки и умения.
5. Организованность и дисциплинированность в труде
6. Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям, какие виды труда предпочитает
3 Способности и интересы
1. Интересы.
2. Отметить, есть особые способности к какой-либо деятельности
3. Что намеревается делать в будущем. Профессиональная направленность.
4 Дисциплинированность
1. Общая характеристика поведения
2. Выполнение учебного режима
3. Выполнение требований взрослых, типичные нарушения дисциплины
5 Общая направленность и активность
1. Отношение к общественной жизни коллектива
2. Интерес к общественной жизни страны
3. Какие общественные обязанности имеет
6 Взаимоотношения с коллективом
1. Положение в коллективе
2. Отношение к товарищам по группе, доволен ли положением в коллективе
7 Особенности характера
1. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (чувство долга, честность, организованность, настойчивость, эгоизм, недисциплинированность)
2. Есть ли повышенная обидчивость, упрямство, скрытность, замкнутость
3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное)
8 Отношение к лицею, семье.
1. Дорожит ли честью лицея, что особенно ценит.
2. Отношение к преподавателям, к родителям, другим членам семьи.










© 2010-2022